на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русская гимназия 19 века


уважением задолго до 1871 г.), то относительно новой школы следует

отметить, что она навеяна французскими стремлениями распространить во

Франции ecol moderne. Но многие российские педагоги считали, что

России незачем перенимать французские порядки, появление и все большее

распространение которых следует объяснять сложившимся историческим

путем Франции и все более растущим в этой стране уровнем

демократизации общества;

3) Учреждение школы нового типа по проектам сходным с вышеперечисленными

и предоставление абитуриентам этих школ прав поступать в университет

явилось бы, по мнению Н. Высотского, еще более грозной опасностью

нежели преждевременное решение вопроса о допущении к университетскому

курсу слушателей реальных училищ. Гораздо более заслуживают внимание

попытки достижения компромисса между гимназиями и реальными училищами

и вырабатываемые с этой целью новые учебные планы с общей программой

предметов, преподаваемых в низших учебных заведениях того или другого

типа со специальными отделениями (классическим и реальным), иначе

говоря, с бифуркацией, начиная с 5-го класса.

Исходной точкой зрения при составлении проектов учебных заведений с

общей для классиков и реалистов программой в 4-х низших классах служит

соображение о том, что в первые годы учения нельзя определить, к какого

рода занятиям ученик наиболее способен и где он будет больше успевать, в

гимназии или реальном училище. Это соображение кажется весьма веским только

на первый взгляд, а на самом деле имеет весьма мало значения для решения

данного вопроса. Дело в том, что, во-первых, выбор учебного заведения для

сыновей определялся положением и занятием родителей, а, во-вторых, на выбор

учебного заведения оказывает влияние то обстоятельство, какие учебные

заведения имеются в городе. Так, в XIX в. в Ярославле единственным средним

учебными заведением была гимназия и в нее поступали все – сыновья дворян,

крупных чиновников и мелких торговцев. Но в конце XIX в. открылась торговая

школа Министерства Финансов и тотчас наполнилась учениками. Из всего

вышеизложенного напрашивается вывод: не нужно было заводить для всех

учебных заведений 4 класса, а необходимо открыть побольше школ и гимназий

разных типов и направлений для удовлетворения различных потребностей

общества. Если эти потребности удовлетворяются надлежащим образом, то и

ученики сами собою распределятся по разным учебным заведениям и в гимназию

стали бы поступать ученики более или менее к классической школе пригодные.

Переходы учеников из торговой школы, из реального училища, из технического

училища в гимназию должны принадлежать к числу исключительных явлений. Что

касается решения вопроса о специальности, которую следует выбрать ученику в

виду его последующих занятий в высшем учебном заведении, то всем известно,

что этот вопрос не решается как при поступлении в 1 класс, так и при

переходе из 4 класса в 5. При этом напрашивалось соображение: как решить,

пока ученики не учатся древним языкам, вопрос о том способен ли он к их

изучению или нет?

Таким образом, главное соображение, на котором основано стремление

устроить четыре низших класса гимназии и реального училища с общей

программой, являлись чисто теоретическими, не подкрепленными жизненным

опытом. А между тем, ради удовлетворения потребности в действительности не

существующей, пришлось искалечить систему преподавания древних языков в

гимназии.

Учебный план гимназий конца XIX в. преследовал, прежде всего,

следующие потребности:

1) Облегчение изучения древних языков;

2) Усиление преподавания отечественного языка;

3) Улучшение обучения новым иностранным языкам;

4) Предоставлению обучающемуся юношеству возможности ознакомления с

окружающей природой.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11

веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла

девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя

Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь , но

женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих

поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам -

«отрокам и девицам». С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее

образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При

Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в

которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано

монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек,

сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и

Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись

частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в

России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом

общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда

в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество

благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения

для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу

1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако,

число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315

училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них

приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не

смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском

образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного

образования.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние

учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было

предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось

не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях

крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.

Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19

века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное

противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы

К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы

Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему

закрытого привилегированного женского образования, её косность,

узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения

(чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к

русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего

равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный,

открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько

расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения

девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов

Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского

образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались

доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости

обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден

особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и

девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с

мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863

году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833

девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских

женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.

Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей

в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году

женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным событием в истории женского образования является первый

Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в

1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система

образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и

мужчин в образовании.

Таблица 1.1.

Динамика роста образованности женского населения России

(середина 19 века – начало 20 века)

| |1856 г. |1896 г. |1911 г. |

|Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |

|Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |

|Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |

После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся

девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса

женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать

специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи

1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской

местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин

национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,

среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение

закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге

при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием

«Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились

дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования

его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,

которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала

увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов

на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в

институте чисто женскими.

С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,

привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются

не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь

усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед

царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была

преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт

класс с педагогическим уклоном.

Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,

провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-

воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные

уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.

Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний

Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907

гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько

соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у

многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об

основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли

или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,

где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с

мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На

эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и

энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -

Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного

заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для

основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную

плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института

свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы

для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы

уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал

найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих

основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии

Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,

подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по

назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного

наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная

надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего

педагогического персонала утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект

определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись

средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,

словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,

французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,

пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у

меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной

дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были

необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная

плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,

К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать

ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое

значение они предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней

учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских

гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении

приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к

«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году

«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла

учебный курс гимназии с институтским курсом.

Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными

заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году

было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году

число женских гимназий и прогимназий составило 958.

С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было

вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же

неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов

в казенных женских гимназиях. По положению о частных женских

гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами,

что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ,

установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному

учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-

Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе,

Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение

учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных

женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (

например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.

Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный

характер, например женская гимназия аристократического типа княжны

Оболенской в Петербурге.

Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России

институт ,дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско

-хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские

врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет

выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты.

Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский

институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов

и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт

предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени

доктора медицины.

Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное

заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских

педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет,

окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел

два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс

обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные

дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и

педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы

женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском

педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был

переименован в первый Петроградский государственный педагогический

институт.

Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы,

представила программа воспитания и образования, разработанная специально

для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё

внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное

заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание

при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось

при организации воспитательного процесса.

Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ

о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском

монастыре: «Для пользы государства»,-говорилось там, - «Повелеваем сенату

разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом

учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах

препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».

Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в

России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на

официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была

выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей

воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа

государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь

этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно

и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек

не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный

период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому

назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания

назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы,

музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте

(от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть

экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось

чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.

Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук

как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно,

уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень

невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с

целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В

четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое

учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были

употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести

запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую

субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его

качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и

чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в

других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть

заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в

собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы

состоянии им жить не случилось».

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.

Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться,

чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче

всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия,

благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех

добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к

добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с

равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое

доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они

отличными в обществе»

Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания,

переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях

сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние

должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе

русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к

этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на

развитие остроумия в девушках.

На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию

благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать

среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о

воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала

новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский

пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и

рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних

девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества

благородных девиц».

Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном

Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного

воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и

воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и

иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и

пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в

4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е.

шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую

знать.

Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением

послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых

заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает

в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших

сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С

1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему

идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в

своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с

этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские

институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же

ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским

институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское

образование.

В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты

особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского

образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей

семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с

образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли

приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны,

выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда

для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в

согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и

состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко

отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции

высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы

государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща,

а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть

направлено к иной цели, чем воспитание юношей».

* * *

Из написанного выше следует, что одной из главных задач

воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к

осознанию роли матери и жены.

Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в

ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и

воспитании детей.

Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности

и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого

широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как

говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно

справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих

домах, дарили любовь всем его обитателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди всего количества достоинств, которые были перечислены в

настоящей работы, к числу недостатков гимназической системы образования XIX

века относились, по моему мнению, следующее:

1) Отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы,

вносящие сухой формализм в живое педагогическое дело, а отсюда

возникновение ложных взаимных отношений между преподавателями и

учениками;

2) Невнимание к личным особенностям учащихся, пренебрежение трудом

нравственным и физическим;

3) Чрезмерность умственной работы, возлагаемой на учеников;

4) Недостаточная умственная зрелость, оканчивающих курс гимназий и

неудовлетворительность подготовки, прошедших курс реальных училищ для

обучения в высших специальных заведениях.

Н. Высотский напоминает о том, какую цель должна достичь классическая

школа – воспитывать бодрых телом и духом, проникнутых хорошими

нравственными началами молодых людей, вполне готовых к восприятию наук в

высших учебных заведениях.

Причинами недостатков, происходящих с системой гимназий в XIX в.

являлось, прежде всего то, что происходит обременение совершенно

непосильным трудом учащихся и чрезмерная умственная деятельность учащихся,

скудность денежных средств, отпускаемых на содержание гимназий, стремление

к установлению совершенно одинаковых порядков во всех средних учебных

заведениях на всем пространстве Российской Империи и проистекавшая отсюда

детальная регламентация, определяющая заранее мельчайшие подробности в

жизни школы.

Литература и источники

1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996.

№ 9.

2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4

3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные

ориентации молодежи. М., 1995

4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //

СОЦИС. 1996. № 6.

5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. №

8. С.68.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся

молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

7. с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,

пути решения. М., 1992.

9. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере

российского учительства 60—90-х гг.): Новосибирск, 1993.

10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512

11. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.

12. Ильин М. В. Выступление на заседании круглого стола "Свободное слово"

18 сентября 1996 г. - "Нужна ли России новая идеология, и если нужна - то

какая?" - М., 1996. - С. 47-53.

13. Мельвиль А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической

жизни США 80-х годов. - М., 1986. - С. 35-54.

14. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // "Полис", # 3, 1994. С.7-

12.

15. Струве П. В. О мере и границах либерального консерватизма. // "Полис",

# 3, 1994. С. 131-134.

16. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический

обзор). // "Полис", # 4, 1995. С. 60-68.

17. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия

12;Социально-политические исследования; 1994 №1

18. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А.

И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.