на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль воображения в игровой деятельности дошкольников


Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики и психологии

«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна

студентка группы 5 «Ж»

Научный руководитель: Передельская Светлана

Александровна

Рецензент:_________________________________

Дата допуска к защите:______________________

Волгоград 2002г.

Оглавление

1. Введение 3

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста 22

§23. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников 26

§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Вывод по 1 главе 31

23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте. 33

§1. Организация и методики изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте .33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей .45

4. Вывод по 2 главе 49

5. Заключение 51

36. Библиография 52

47. Приложение 53

Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну,

отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого

друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих

учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило

воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие

революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы

элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К

первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых

происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть

готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также

на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.

В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как

о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения,

грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное

воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое

входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик

диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и

использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности

дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в

деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в

игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности

дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим

образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной

данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в

дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности

дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой

деятельности дошкольника.

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения

в игровой деятельности дошкольников.

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих

реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего

человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам,

и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то,

что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии

человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он

может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи,

события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного

пространства в другое.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в

новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы

начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить

впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты

труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в

данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы

или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во

всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.

Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так

родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком,

появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть

только у человека. Только у человека, который как субъект общественной

практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В

процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той

деятельности человека, посредством которой он реально изменяет

действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен

кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования

действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в

практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от

данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и

опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в

действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем

тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно,

осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить и такой отлет от действительности,

который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же

учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом,

и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики,

воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно

выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается

затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в

какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования

приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию

действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под

воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом

человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может

уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви

протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который

порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:

образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении

к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских

отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и

несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться

мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в

человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную

сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем

наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ

Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни

шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже

перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,

никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни

поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто

человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто

лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но

в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение

преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно

преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия

и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической

деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется

их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-

синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или

явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся

комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых

реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,

измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно

неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на

нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом

окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал,

отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из

временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий

мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы

невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не

представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без

воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в

искусстве. [18]

Функции воображения.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека

не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно

в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по

своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить

воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах

и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения

связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция

воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи

своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие

потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная

функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья

функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции

познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,

внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов

человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он

получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана

действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,

пятая функция – это планирование и программирование деятельности,

составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

[14]

Виды воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под

воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,

галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна

люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого

причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно,

вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В

полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов

говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как

прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием,

контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое

торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое

торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит

неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед

пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся

незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не

сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,

«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся

фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна

пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она

постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться

лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые

механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые

получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,

может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что

ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого

подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным

раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение

лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки

молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с

духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг

другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее

дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –

сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон

может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго

преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском

обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных

причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из

специальной литературы.[19]

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования

последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы

для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это

может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой

психики являются галлюцинации.

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У

людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии

приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что

он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший

родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не

сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются

галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого

мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за

самоубийства дочери. («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под

влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.

Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,

громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные

поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве

алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как

эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой

горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга

душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы

прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же

реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не

связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.