на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта


формирования индивидуального правосознания эти факторы преломляются через

конкретные условия жизни и психологические особенности личности и

реализуются в ее деятельности.

Основным механизмом правосознания является речемыслительная

деятельность человека. Однако это не означает, что при окончательном

формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности.

Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их

переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их

исполнение.

Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида.

Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в

единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих

в конечном итоге правовую надстройку.

Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного

правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том

числе — для совершения различных правонарушений и преступлений.

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого

ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных

факторов на формирование сознания личности.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и

непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного

правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные

представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими

последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество.

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к

общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению

антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в

противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием подростка и

общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти

противоречия становятся одной из главных причин преступления.

Ряд закономерностей:

1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду

аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием,

противоречит правовым нормам.

2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм,

защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо

обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются

данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подросткового возраста,

как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации

своих возможностей и способностей и в признании окружающих

В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка

становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы

и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены

на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение

подростков (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и

т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению. Чтобы престижные

мотивы и потребности подростков могли быть реализованы в сфере социально

значимой деятельности, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных

занятий подростков.

А. С. Макаренко писал: «...отвращение к воровству и всякому

незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок

начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое

отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего

оскорбления, чем слово „вор"...».

Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая

обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к

людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями,

формируют у подростка ложное представление о нашей действительности,

приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек. К тем же

последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей,

родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не

пойман—не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман,

очковтирательство, нечестное отношение к труду, расхождение между словами и

фактическим поведением взрослых и многие другие отрицательные явления,

порой наблюдаемые подростками в окружающей среде.

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила,

он увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче

преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

Моральные нормы должны вырабатываться с детства у ребенка, Если он

растет свидетелем пренебрежения родителей к общественным интересам, в

обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить

несправедливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость,

жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в таких семьях

вырастают нарушители?

Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее

направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о

которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные

обстоятельства могут способствовать правонарушению — это и повышенная

эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить

побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более

необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или

различные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в

группах подростков, где их психологические особенности приобретают

уродливые формы: повышенная эмоциональность превращается в невыдержанность,

стремление к самоутверждению — в цинизм. Особенно опасны организованные

группы, центром которых является преступник-рецидивист.

Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением

интеллекта зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что

для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов.

Часть несовершеннолетних, напротив, проявляет устойчивые чуждые обществу

черты психологии. Наиболее трудная задача при воспитании несовершеннолетних

с нарушением интеллекта — научить их правильно оценивать свои поступки,

осознать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для

этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем

торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.

Таким образом, «критический возраст» подростка в сочетании с

отрицательными влияниями микросреды может создать опасную ситуацию, которую

в большей части случаев можно предвидеть и предотвратить.

(Васильев В.Л., стр.10-21)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА.

Профилактическая работа по предупреждению преступности

несовершеннолетних должна охватывать сферу производства, организацию быта и

досуга, семью.

В зависимости от характера и направленности профилактических мер их

принято делить на общие и специальные. К общим относятся социально-

экономические и культурно-воспитательные, которые способствуют устранению

причин преступности.

Требование ст. 392 УПК РСФСР о выяснении причин и условий,

способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, имеет в виду

необходимость по каждому делу обратить особое внимание на: а) источник

возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой

пример, неправильное воспитание, влияние антиобщественных элементов и

т.д.); б) обстоятельства, которые привели к формированию преступного

умысла; в) обстоятельства, непосредственно толкнувшие на совершение

преступления; г) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для

подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройства

подростка, бросившего учебу, увольнение с работы или исключение из школы

без согласования с Комиссией по делам несовершеннолетних, недостатки

воспитательной работы в школе и на производстве, отсутствие надзора со

стороны родителей, недостатки в работе органов милиции и т. д.).

Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение

и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые

сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную

причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в

дальнейшем. Кроме того важно установление точного круга лиц, ответственных

по закону за его воспитание и охраняющих от отрицательных влияний. Отсюда —

необходимость практически по каждому делу выяснять, кто ответственен за

нарушение своих обязанностей. Однако при подготовке и оглашении

представлений, частных определений и другой информации следует добиваться

того, чтобы подросток, совершивший преступление, глубоко осознал

собственную вину и чтобы у него не возникало стремления переложить свою

ответственность на других.

При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений

несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение

пьянства среди несовершеннолетних. Особенно отрицательно действуют на

подростков примеры взрослых, ссылающихся на различные традиции: обмывание

получки, купленной вещи, местный религиозный праздник в деревне.

Подросток должен понимать, что все блага, которыми его окружили

семья, государство и общество, не свалились с неба. Он должен их

рассматривать как аванс в счет будущие дел. Иначе с ростом ребенка будут

непомерно расти его желания и уровень притязаний. Чем больше будет разрыв

между притязаниями и реальными возможностями их удовлетворения, тем в более

опасной социальной ситуации окажется личность умственно отсталого

подростка.

Подросткам свойственна жизнерадостность, но вместе с тем они склонны к

отрыву от реальности, к фантазированию, к идеализации отдельных личностей в

силу малого жизненного опыта. Таким людям они стремятся подражать. И очень

важно, чтобы на жизненном пути подростков их ожидали встречи с людьми,

достойными подражания, умеющими направить энергию подростков в русло

социальной активности.

Сложная система социальных связей, совокупность всех отношений, в

которых находится несовершеннолетний, его психический склад - все это

определяет его поведение и поступки. Поэтому в каждом конкретном случае,

анализируя поведение подростка, следует учитывать все обстоятельства,

которые могли оказать на него влияние.

Борьба с правонарушениями в первую очередь сводится к решению

вопросов правильного воспитания подростков. Наиболее эффективная

профилактика правонарушений подростков — обеспечение умственно отсталому

подростку позиции в коллективе, созданы нормальных условий для жизни в

коллективе, для социально приемлемых способов самоутверждения. Это

обеспечит подросткам адекватную самооценку, а следовательно, и нормальное

развитие. Формирование личности не может проходить без обучения способам

поведения. С раннего. детства ребенка вся окружающая социальная среда

должна действовать благотворно, закладывать основы нравственных, этических

и правовых программ поведения. Детей нужно оберегать от таких аномалий, как

пьянство, цинизм.

В профилактике преступности большое место занимают правильно

организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом

возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных

подростковых и юношеских групп.

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в

комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и

психологических проблем. Желательно, чтобы умственно отсталого подростка и

его семью курировали одновременно психолог, педагог и врач для оказания

комплексного воздействия. Большое значение имеет также воспитание

правосознания подростка, нормальное развитие его эмоционально-волевой

сферы. У подростка следует воспитывать альтруизм. Он должен осознавать себя

членом коллектива, имеющим обязанности перед ним. (Васильев В.Л., стр.21-

25)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С

НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается

в умении ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника

к достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с

определением основных способов ее организации, последовательности

выполнения и предполагаемых результатов). При этом воспитателю необходимо

уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого,

побуждающие его к деятельности.

Нередко педагоги, коллектив класса и родители не проявляют

достаточной настойчивости и терпения, чтобы вскрыть подлинные причины

плохого поведения подростка. Иногда же эти причины известны, но воспитатели

не утруждают себя выработкой индивидуального подхода для восстановления

нормального положения подростка в школе и правильного к нему отношения.

Факты в основном подтверждают это: по отношению к большинству

несовершеннолетних правонарушителей в школе не было индивидуального

подхода. Во многих случаях школьный коллектив открыто недолюбливал

подростков с нарушением интеллекта и отрицательно к ним относился. А в

некоторых случаях школа переводила таких подростков на индивидуальное

обучение на дому, тем самым изолируя их от коллектива.

Среди подростков, совершивших правонарушение, большинство вообще

бросили школу. Низкая успеваемость, отрицательное отношение к учебе

характеризуют, как правило, умственно отсталого подростка. Самостоятельно

справиться с отставанием они не могут, родители также не в состоянии им

помочь. Подросток начинает совершать различные проступки и правонарушения с

целью завоевания авторитета.

Таким образом, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо

решить задачу — восстановить у каждого умственно отсталого подростка

положительное отношение к учебе. Надо воспитывать потребность в знаниях,

развивать познавательные мотивы, прививать им соответствующие учебные

навыки и умения.

Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового

воспитания. Основа правильного полового воспитания - развитие нравственных

эстетических чувств.

Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения

и сопоставления фактов, определение требований.

Каждому возрасту присущ свой характер взаимоотношений между личностью

и внешним миром. Это необходимо учитывать при установлении контактов с

подростками. Всякое непонимание психологии подростка, попытка навязать ему

чужую позицию ведет к неудаче, к утере взаимопонимания.

Именно когда взрослые не поняли своего воспитанника, появляется

трудный подросток. Правильно работать с детьми, особенно с трудными, —

значит установить тесный контакт с ними. правильно понять их. Каждому

подростку нужен свой взрослый человек: отец, мать, учитель, шеф. Но для

умственно отсталых подростков особенно необходим воспитатель, который

пользуется его авторитетом.

Трудный ребенок приходит в школу из неблагополучной семьи, в которой

либо нет отца, либо он вызывает чувство стыда, гнева и презрения. Такой

мальчик интуитивно ищет среди окружающих людей мужчину, наделенного такими

чертами, как мужество, смелость, находчивость, разносторонними умениями. И

в школе ему трудно бывает найти такой образец для подражания.

Н. К. Крупская считала, что воспитание детей должно начинаться с

самовоспитания родителей. Развитие и становление личности подростка и в том

числе проявление различных аномалий можно считать отражением взглядов и

интересов семьи. в которой этот подросток воспитывается. У многих родителей

существует неправильная тенденция переложить функцию воспитания их ребенка

целиком на школу. Между тем эмоциональная сфера ребенка и основы его

нравственности формируются именно в семье еще до поступления его в школу.

С такими отрицательными социальными явлениями, как семейные

конфликты, рост количества разводов, падение рождаемости, прямо связан рост

числа трудных подростков.

Подросток, который не может гордиться своими родителями, лишен

психологического комфорта в семье.

А если в сознание подростка уже вошли заблуждения, предубеждения, а

также чуждые обществу моральные принципы, установки, определяющие его

поведение? Правильному формированию морального сознания помогает живое

слово воспитателя, подкрепленное общественной практикой; социальный опыт,

деятельность в коллективе.

Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в

широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с

учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и

серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта,

сельскохозяйственные и строительные работы, детские, лесничества, школьные

трудовые лагеря.

В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической

подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и

вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и

эстетического воспитания» .

Оказывая воспитательное воздействие на подростка, нужно быть чутким и

тактичным. Не следует придираться к мелочам. Нельзя воспитать без

доверия, можно лишь принудить воспитуемого к формальному выполнению

требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение

или неуважение к себе.

У умственно отсталого подростка надо в первую очередь выявлять

положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним

психологического контакта и его перевоспитание.

Изучение недостатков такого подростка чаще происходит опосредованно

(через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной

обстановке).

Нормализация отношений с подростком, имеющем нарушение в развитии

интеллекта - основная предпосылка его объективного изучения. Хорошо понять

такого подростка можно только в том случае, если тщательно изучить среду,

людей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице,

классу.

Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке.

Привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят,

и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

Многие граждане не вмешиваются в те или иные нарушения порядка

подростками, проходят мимо их общественно опасного поведения что создает у

них уверенность в безнаказанности.

Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные

проступки и преступления, подросток приобретает целый ряд отрицательных

привычек, навыков, стереотипов поведения. При перевоспитании необходимо

сначала разрушить приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе

с тем в таком подростке следует воспитывать способность трудиться, а затем

превращать эту способность в потребность, которая должна стать доминирующей

чертой личности.

Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку

на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание.

При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом

подростке можно обнаружить положительные черты. Опираясь на эти

положительные черты, можно приступить к формированию социально-

положительной личности.

Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно

воспитать без коллектива, который является одним из главных факторов

воздействия на личность и особенно на ее перевоспитание.

Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете

индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего

коллектива в целом.

Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое

сопротивление воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими

подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных

качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания,

разносторонних педагогических знаний и навыков.

Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении

воспитателя, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают

максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками,

имеющими нарушения интеллекта, должны быть чужды формализм, боязнь нового и

главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и

благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и

талантливыми педагогами.

Воспитатель должен обладать умением слушать собеседника и, общаясь с

ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях.

К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент,

специальный тип высшей нервной деятельности, черты характера,

направленность личности и состояние подростка. Суровый, строгий тон в

беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем сангвинического темперамента

может дать положительные результаты, но этот же тон будет совершенно

неприемлем в беседе с подростком слабого типа, у которого взаимоотношения с

коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В

этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.