на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта


коры головного мозга.

У детей-олигофренов с нарушением слуха и речи плохая артикуляция.

Слова произносятся ими искаженно. Они с трудов пишут даже отдельные слова.

Под организующим влиянием педагогов и воспитателей эти дети

приспосабливаются к школьной жизни, охотно выполняют отдельные поручения,

проявляют интерес к школьным занятиям, тщательно выполняют доступные им

задания.

На ранних этапах развития этих детей надо проводить специальные

занятия по коррекции моторики; одновременно следует вести логопедические

занятия. В процессе школьного обучения и воспитания следует всячески

стимулировать развитие речи этих детей.

Олигофрены с грубым недоразвитием личности. У рассматриваемой группы

детей имеет место глубокое недоразвитие мозга, преимущественно выражающееся

в недоразвитии лобных долей. У детей недоразвита моторика. Все их движения

плохо автоматизируются.

Характерно, что у умственно отсталых олигофренов этой группы на фоне

недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает грубое

недоразвитие личности. Резко изменены системы их потребностей и мотивов.

От остальных детей-олигофренов они отличаются выраженным своеобразием

поведения. У детей этой группы очень резко нарушены способность к

целенаправленной деятельности и регулирующая функция речи.

Их поведение отличается значительным своеобразием. Одни из них вялы,

пассивны и полностью подчиняемы. Эти дети легко подчиняют свое поведение

установленным правилам, но оказываются не в состоянии осознать эти правила.

Другие дети этой группы очень возбуждены. Им чужды чувство страха,

стеснение, смущение. Нет у них и подлинного отношения к ситуации и

окружающим. Коррекционно-воспитательцая работа направлена прежде всего на

организацию моторики в процессе специальных занятий и предметной

деятельности. Наряду с этим у этих детей необходимо воспитывать отношение и

интерес к окружающему. Значительные усилия должны быть направлены на

развитие регулирующей функции речи. Вначале такая регуляция осуществляется

на основе восприятия речи учителя.

Наиболее трудная часть коррекнионно-воспитательной работы —

организация поведения таких детей. Вначале педагог должен словесно

оценивать воспринимаемые ребенком впечатления и вырабатывать тот или иной

способ действия. Выработанный способ действия осуществляется под контролем

взрослого.

Такие дети нуждаются в неоднократном разъяснении одних и тех же правил

поведения, систематическом закреплении элементарных навыков Увеличение

педагогические требований должно носить последовательный и постепенный

характер.

Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, которые

перенесли поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном

возрасте.

Дети с умственной отсталостью после позднего травматического поражения

мозга. Для детей, перенесших травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.),

характерна повышенная утомляемость при умственной нагрузке. Эта

утомляемость приводит к неустойчивости внимания и забывчивости. В

результате дети оказываются не в состоянии справиться с некоторыми из

заданий, которые им даются во вспомогательной школе. Предчувствие

трудностей в предстоящей работе нередко рождает желание от нее отказаться.

Дополнительный отдых может способствовать повышению их успеваемости.

Дополнительные занятия иногда порождают обратные результаты

Повышенная утомляемость приводит к тому, что поведение этих детей

оказывается не всегда правильным. В состоянии усталости дети могут дать

аффективную вспышку в ответ на замечание со стороны учителя.

Неуклонная требовательность и справедливая строгость со стороны

учителя способствуют тому, что дети приучаются собой владеть. Если учитель

не проявляет необходимой требовательности в вопросах поведения, у ребенка

могут сформироваться такие черты, как грубость, лживость, эгоцентризм,

трусость, слабоволие.

Таким образом, тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего

травму головного мозга, должна складываться из бережного, щадящего

отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной

строгости в вопросах поведения.

Дети с умственной отсталостью после перенесенного энцефалита.

Существует несколько типов последствий этого заболевания.

Некоторые из перенесших энцефалит детей становятся слишком подвижными,

расторможенными. Они необдуманно действуют и говорят. Такие дети в высшей

степени внушаемы и легко попадают под различные дурные влияния. Учатся они

обычно плохо.

В условиях строгого и продуманного режима дети ведут себя правильно.

Все время этих детей должно быть заполнено трудом, играми и спортом. Они не

должны находиться в состоянии безделья. Воспитателям необходимо неуклонно

следить за тем, чтобы дети не попали в сферу дурных влияний В противном

случае мальчики могут оказаться втянутыми в дурные компании, а у девочек

могут возникнуть преждевременные сексуальные интересы.

Другой группе детей, перенесших энцефалит, свойственны малая

подвижность, скованность. Их психике присуща инертность. На вид они

производят впечатление тупых, хотя фактически таковыми не являются

Инертность психики выражается в настойчивости и целенаправленности

действий. С другой стороны, эта инертность проявляется в известной

косности, назойливости по отношению к другим детям. При удачно подобранной

специальности выпускники школы могут хорошо работать, так как обладают

нужным усердием, чувством долга и ответственностью за порученное дело.

Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, страдающих

текущими заболеваниями головного мозга.

Умственно отсталые дети с ревматическим поражением нервной системы.

Ревматическое поражение нервной системы — это длительное процессуальное

заболевание. Такие дети отличаются крайне неустойчивым вниманием,

утомляемостью, забывчивостью. Вместе с тем они чрезмерно суетливы, подвижны

и ранимы. По отношению к этим детям надо проявлять щадящий режим. Это

касается их учебной и трудовой нагрузки и поведения. Проявляемые детьми

суетливость и беспокойство легче успокоить лаской или невозмутимым

спокойствием. Замечания и наказания часто приводят к результатам,

противоположным тем, которых хотел добиться воспитатель.

Умственно отсталые дети с текущим эпилептическим процессом. Детям-

эпилептикам присущи плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и

труде. В процессе обучения и воспитания происходит компенсация этих

дефектов. Иногда ребенок становится педантично аккуратен, точен, бережлив.

Замедленность и туго подвижность мышления приводит к тому, что ребенок

пытается решать все новые задачи старым способом. Та же инертность

обнаруживается и в эмоциально-волевой сфере. Наметив что-либо сделать,

ребенок-эпилептик стремится реализовать это намерение даже в том случае,

если изменившиеся условия лишают эти действия какого-либо смысла. Дети-

эпилептики очень долго помнят нанесенные им обиды. Присущая им грубость и

раздражительность иногда довольно искусно маскируются чрезмерной

вежливостью, доходящей до слащавости и угодливости. Следует иметь в виду,

что такая вежливость в отношении воспитателей может сочетаться с очень,

плохим отношением к младшим детям. Учителя и воспитатели могут и должны

контролировать поведение детей-эпилептиков и направлять в нужное русло их

отношения с другими детьми.

В условиях вспомогательной школы дети-эпилептики нуждаются в строго

индивидуальном подходе.

В работе с такими детьми педагогу следует опираться на положительные

стороны их личности, в частности на присущие им трудолюбие и аккуратность,

компенсировать их недостатки (чрезмерная инертность, раздражительность) и

предупреждать возможные проявления плохого поведения.

Правильный индивидуальный подход в сочетании с необходимым лечением

создает благоприятные условия для развития этих детей и приспособления их к

полезной трудовой деятельности. (Белкин А.С., стр. 10-14)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ПОДРОСТКА И

ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ.

Любого человека можно охарактеризовать как сложную саморегулирующуюся

систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей

средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий (деятельности),

которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали

обеспечиваются общественным мнением. Соблюдение норм права гарантируется

специальным аппаратом государственного принуждения.

Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм – активный и

действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной

системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в

обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения.

В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов

заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство

учитывается законодательством, которое установило частичную уголовную

ответственность (за убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и

другие опасные преступления) с 14-летнего возраста и полную уголовную

ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, с

16-летнего возраста.

На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние

оказывают условия материальной и духовной жизни всего нашего общества.

Кроме того подросток оказывается под огромнейшим влиянием окружающей его

так называемой микросреды, то есть его семьи, соседей, обстановки в классе

и школе, отношений на улице и во дворе. Именно в семье будущий гражданин

приобретает свой первый опыт общественного существования. Здесь

закладываются основы его сознания и характера, его взгляды и установки,

моральные качества и волевые свойства личности.

Личность умственно отсталого подростка прежде всего характеризуется

низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер

воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности

такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные

условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто

такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом

родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частые ссоры в

семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к

разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости,

несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные

психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность,

страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические

состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками

(повышенная возбудимость, низкое умственное развитие, недостаток воли и

т.д.), способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных

внешних влияний.

С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых

семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к

инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической

ситуации.

Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные

условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого

подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные

внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними

бороться. Внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным

внешним влияниям разрушать психику подростка, формировать отрицательные

качества, является умственное и нравственное развитие подростка.

Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия

неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике

самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с

органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной

неполноценности и психопатическими чертами личности, то такие подростки

отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их

влечения нередко принимают извращенный характер (садистский оттенок

агрессии и т.д.)

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его

неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки –

завышенной или заниженной. Многие подростки с нарушением интеллекта

характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.

Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются

ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области.

Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений.

В структуре развитой личности большую роль играет правосознание,

которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом.

Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем

правосознания. Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что

можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких

нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от

ситуации, от того, кто их поведет. Умственно отсталый подросток — это

человек, требующий к себе самого пристального и всестороннего внимания, и

по отношению к нему должны быть приняты все меры и педагогического, и

медицинского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную

воспитательную работу с такими подростками без участия врача недопустимо. А

самое главное — нужно детальным образом разобраться в особенностях его

личности. (Васильев В.Л., стр. 4-10)

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ.

Причиной совершения несовершеннолетним преступления является взаимное

влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого

несовершеннолетнего. Для умственно отсталых подростков характерен низкий

уровень развития познавательных и общественных интересов. У большинства

таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные

качества, как лень, безволие, безответственность, конформизм (стремление к

слепому подражанию), нечуткость, агрессивность и т. п.

Можно отметить следующие факторы, воздействующие на формирование

личности.

I. Наследственно-биологические (отрицательно влияют алкоголизм,

предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей

или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др.).

II. Ближайшее социальное окружение подростка:

1) семья:

а) социально-экономический статус родителей,

б) отношения в семье,

в) ценностные ориентации родителей, братьев, сестер,

г) особенности воспитания подростка;

2) школа:

а) отношение к учебе,

б) отношения с учителями (возможные конфликты),

в) положение подростка в классе,

г) ценностные ориентации одноклассников;

3) друзья:

а) социальное положение друзей,

б) положение подростка в группе друзей,

в) ценностные ориентации друзей.

III. Личностные характеристики подростка:

1) особенности характера и темперамента;

2) ценностно-мотивационный блок:

а) ценностные ориентации исследуемого подростка,

б) мотивация достижения,

в) уровень притязаний,

г) самооценка и возможные конфликты в области самооценки;

3) отношение к профессии:

а) сознательность выбора,

б) место профессии в системе ценностей подростка,

в) планы на будущее.

IV. Правосознание подростка.

В большинстве случаев психологической основой противоправного

поведения является противоречие между личными интересами подростка и

общественными, закрепленными в действующей системе права. Причина такого

противоречия — отставание в формировании и развитии интересов умственно

отсталого подростка от интересов других членов общества. Отсюда понятной

становится задача правильного воспитания интересов такого подростка.

Если подростка не поняли, не подобрали ключ к его сознанию, он

становится «трудным». Для таких подростков характерна индивидуалистическая

и эгоистическая позиция личности — социально-психологическая основа

преступления, либо невыработанность надлежащих качеств и представлений,

неумение критически оценивать факты и явления, сообразовать свои поступки с

требованиями общественной необходимости. При этом сказываются особенности

умственно отсталого подростка: заблуждения по поводу действительного

значения нравственных категорий; ложное представление о чести, дружбе;

стремление к самостоятельности; повышенная эмоциональность; легкая

внушаемость; склонность к подражанию. С ростом самосознания подросток с

нарушением интеллекта, не обладая достаточным жизненным опытом, стремится

занять более независимое положение, более самостоятельное, чем это реально

осуществимо. Чувствуя препятствия этому стремлению, подросток перестает

выполнять требования окружающих, и наступает конфликт между подростком н

взрослым.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом

широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Школа — более сложный и широкий коллектив, где проходит практика

общественного существования, формирование подростка как личности. Именно в

задачу школы входит выработать высокие нравственные принципы в характере

подростка. Формальное отношение к подростку, без учета его психологии,

приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых подросток

предпочитает компании вне школы.

Так, среди подростков, совершивших преступления, большинство были

уволены с предприятии, оставили школу, ничем не занимались после

освобождения из исправительно-трудовых колоний.

По возрастным психологическим особенностям умственно отсталые

подростки восприимчивы к различным влияниям. Известно, какое воздействие

оказывает на человека искусство. Но среди произведений современной

литературы и кинематографии встречаются и порочные произведения, различные

боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на читателей и

зрителей, особенно молодых. Подросток стремится подражать тому образу

жизни, который рисуется в этих произведениях. Отсутствие жизненного опыта

сказывается и в таких особенностях психологии несовершеннолетнего, как

внушаемость, доверчивость, извращенное понимание нравственного содержания

дружбы, отрицание авторитета родителей, совершение запрещенных поступков

ради самоутверждения.

Личность несовершеннолетнего с нарушением интеллекта, как и личность

взрослого человека, — сложная и многогранная система свойств, состояний,

процессов, качеств. Одни из них являются временными, другие стержневыми,

определяющими линию поведения. В подростковом возрасте происходит

формирование нравственных убеждений, это период созревания физических и

духовных сил, когда в характере подростка появляются такие черты, как

стремление к самостоятельности, бурная активность, повышенная

эмоциональность, частая и резкая смена настроений, а при конфликтных

ситуациях — грубость, дерзость, упрямство, озорство. Но определяющим в

психологии несовершеннолетнего правонарушителя является отсутствие правовых

воззрений, «дополненное» искаженными нравственными взглядами.

Несовершеннолетние должны знать и о воспитательной, и о карательной

функциях правовых норм. В этой связи чрезвычайно актуальной является

проблема воспитания правосознания умственно отсталого подростка.

Правосознание является одной из форм общественного сознания,

содержание и развитие его детерминированы материальными условиями

существования общества. Правосознание отражает общественные отношения,

которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает

следующими тремя признаками:

1. He только отражает социальную действительность, но и активно на нее

воздействует. Таким образом, правосознание является высшим уровнем

отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их

общества.

2. Всегда проявляется через вторую сигнальную систему.

Речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма

правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую

общественные отношения.

3. Не может существовать без своего носителя — конкретной человеческой

личности, группы, коллектива. По признаку общности сознания правовых норм

происходит объединение людей в группы, возникают категории группового

правосознания, характерные для социальных общностей и исторических эпох.

В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации

правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся

привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается

социальный стереотип поведения. В основе этого стереотипа лежит

индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. В

личности воспитывается механизм социального саморегулирования, то есть

готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано

окружающей социальной средой. На формирование индивидуального правосознания

воздействуют многочисленные факторы как общесоциального порядка, так и той

микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процессе

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.