на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию


воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение

владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным.

Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г. отмечает, что в

России каждая девица учится играть на фортепьяно.

Домашние музыцирование, которое начиналось обычно ещё до поступления

в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло

значительную роль в приобщении к музыке молодых людей ((( и начала (( в.,

воспитывало у них любовь к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального

воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П. Острогорский,

А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для

современной практике домашнего музыкального воспитания:

а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению

игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять

воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию

их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;

б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со

стороны родителей;

в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень

важен учёт возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка

интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с

бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была

столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.

Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров

сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в

определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая

систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к

производителям искусства. Но, однако не следует забывать и об отрицательных

сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его

интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо меньшей

степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные

социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений

развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, домашнее

потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному

развитию личности.

Во - избежании формирования потребительского отношения к искусству и

односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения,

семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к

художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во

многом новой и сложной для современных родителей, требует от них

определённой педагогической подготовленности.

Основные усиления в наделении родителей музыкально - педагогическими

знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным

институтом, в котором работает профессиональные педагогические кадры,

владеющие необходимой методикой, способные использовать не только

современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт

работы с ними.

Выводы по I Главе.

- Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом.

- Основные формы работы с родителями: групповые и индивидуальные.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной,

если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща,

осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

- Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и

остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего

поколения.

- Музыкальное воспитание формирует творческую личность.

- Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к

музыкальному воспитанию.

- Эстетическое воспитание в современной школе ещё не соответствует всем

требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Школа не продвинется вперёд на пути гуманизации до тех пор, пока предметы

художественного цикла не займут достойного места в образовательном

процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты,

душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.

II.Глава

§1.Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию.

Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребёнку воспринимать те

или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке,

особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания

учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и

уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику

радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который

сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает

вопрос о музыкальном восприятии и самих родителей.

Наша работа проводилась в Детской Татарской музыкальной школе №3.

Были выбраны родителями класса преподавателя по фортепьяно Фархудиновой З.

Я. Для начала нашей работы было проведено собрание, где мы выяснили, что в

музыкальном воспитании взрослых оказались значительные пробелы. Большинство

семей слушали и знали только популярные песни, фонотеки 90% семей состояли

из них. Серьёзная музыка, даже популярная классика остались вне поля

зрения.

Естественно, что большинство родителей отнеслись с интересом

пополнить своё музыкальное образование параллельно со своими детьми.

Центральное место следует отвести музыкально – педагогическому

лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой

группы, конкретными задачами музыкального воспитания.

Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание

различных форм работы:

а) регулярные задачи музыкально – педагогического лектория, куда можно

отнести:

- лекции

- педагогические практикумы

- семинарские занятия

- тематические вечера

- встречи с артистами театра и филармонии

б) музыкально – педагогическое самообразование родителей;

в) индивидуальные консультации с родителями. Консультации можно проводить

как в школе, так и дома у ученика.

г) организация концертов для родителей силами детей.

д) совместные походы в театр, на концерты, в филармонию.

Лектории. На занятиях лектория родители должны узнать, что прежде

всего необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса

своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными

советами и собственным участием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата:

родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения

доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать

большие, хорошие дела улучшают настроение.

На занятиях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной

деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к

музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно

организовывать домашнее музыцирование ребёнка (пение, слушание музыки,

игру на музыкальных инструментах, движение под музыку). Они должны знать,

что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годах, а

заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения

голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего

на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком

громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут

петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание

исполняемого.

Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы

привлекали к участию в работе лектория.

Самообразование. Музыкально-педагогическое самообразование

родителей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут

оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и

рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных

произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура»)

помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Большое внимание следует уделять посещению музыкального театра,

особенно подготовительному этапу работы, методика которого может быть

такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с

музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и

изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка

отдельных эпизодов будущего спектакля.

На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное

ожидание, сделать эту радость «перспективной».

Встречи. Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с

артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно

готовится заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о

творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою

очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом.

Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то

показывает свой репертуар. Обычно в конце встречи организуют небольшое

чаепитие.

Примерно по таким формам нужно работать с родителями учащихся.

Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление

к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе

педагогический организованной музыкальной деятельности активно формировать

и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке.

§2.Ход эксперимента и его результаты.

В последние субботы каждого месяца в актовом зале школы стали

проводиться беседы о музыке. Беседы строились так, чтобы они могли вызвать

у слушателей уважение к музыке, понимание того, что музыка ни только

развлечение, а величайшая сила, которая может заставить человека любить и

ненавидеть. Которой удаётся с особой выразительностью и многозначностью

раскрывать сокровенные чувства и мысли людей, рассказывать о различных

событиях, явлениях, изображать картины природы, образы людей. Музыка

поднимает человека, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в

свои внутренние силы, в своё большое призвание.

В свои беседы мы включили произведение русских, советских, зарубежных

и татарских композиторов. В произведении таких встреч нам помогала

преподаватель теоретических дисциплин Михеева И.С. Так, на одной из бесед

прозвучал «Революционный этюд» Ф. Шопена в исполнении выпускницы

Альметьевского музыкального училища. Мы объяснили слушателям, почему это

произведение имеет такой взволнованный, страстный, «мятежный» характер;

рассказали о стремлении передовой молодёжи Польши сбросить тиранию царского

самодержавия, о духовной близости Шопена этим идеалам, о его любви к

страдающей родине и гордости за её, не сломленный революционный дух.

Мы поговорили с родителями о том, какую роль играет музыкальное

искусство в эстетическом воспитании на современном этапе, и поделились

своим беспокойством по поводу большого увлечения молодёжи пустой и

легковесной музыкой.

Театры, концерты в филармонии ребята также посещали вместе с

родителями. Вначале некоторые выражали недовольство тем, что их отрывают от

домашних дел и любимого телевизора, но постепенно недовольство прошло, и

родители сами стали интересоваться предстоящими спектаклями, помогали

распространять билеты.

В работе с подростками и их родителями был затронут такой важный

вопрос, как культура поведения школьников. В процессе занятий музыкой в

подростках произошли серьёзные изменения, не обратить внимание на которые

было бы ошибкой. Искусство выступило здесь как фактор, формирующий такие

стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими,

культуру речевого общения (манеру говорить, слушать чистоту языка), внешний

облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить

за собой.

Дальнейшую работу среди родителей мы решили проводить по

разработанному плану и по программе занятий с родителями, назвав их

семинарами, к участию в которых были привлечены преподаватели музыкальной

школы №3.

В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение

теоретического и музыкального материала для просвещенья родителей,

например, как проводить в домашних условиях музыкальные вечера с младшими

школьниками и подростками.

Наши семинары имели и обучающее, и воспитательное значение.

В разработанном плане предусматривались подбор и сообщение

теоретического и музыкального материала для просвещения родителей и

давались некоторые методические советы родителям, например, как проводить в

домашних условиях музыкальные вечера с младшими школьниками и подростками.

Наши семинары имели и обучающее, и воспитательное значение.

План охватывал следующие темы:

1.Значение музыкального искусства в жизни отдельных людей и общества в

целом; значение музыки в жизни детей.

2. Что нужно знать родителям о голосе детей, их певческом и речевом

развитии.

3. Как научиться слушать и понимать музыку.

4. Домашняя фонотека.

5. Музыкальные вечера в семье.

В первой теме раскрывалась одна из важнейших особенностей музыки

- возможность глубокого человеческого общения на его основе. Разговор шел о

том, что музыка имеет свои, присущий ей язык, что музыкальная речь

раскрывается и понимается при помощи разнообразных средств музыкальной

выразительности: мелодии, темпа, лада, размера, ритма, динамики, тембра и

т. д.

Особо была подчеркнута роль такого вида музыкальной деятельности, как

хоровое пение, когда у поющих в хоре возникает прекрасное ощущение

творческого единства. Это ли не одна из высших радостей общения с музыкой!

Невозможно также переоценить и значение слушания музыки в воспитании

ребенка. Слушая музыкальное произведение, он волнуется, эмоционально

отзывается на характер музыки, ее настроение.

Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей

задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает

общую культуру.

Был поставлен вопрос: ну, а если музыка звучит дома? Способна ли она

увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми

порывами? Ответы были разноречивыми, но в одном мнение родителей было

единым: музыка - это необыкновенный вид искусства в воспитании личности.

Вторая тема была посвящена возрастным особенностям детей, их голосу,

певческому и речевому режиму, а главное — роли песни как самого

популярного вида музыкального искусства. Ведь песня звучит повсюду: по

радио, телевидению, в кино, в школе, дома. И не случайно, поэтому

знакомство детей с музыкой начинается с песни.

Мы акцентировали внимание родителей на том, что, когда дети поют дома,

большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения.

Так, песни из школьного репертуара не только воспитывают чувство

патриотизма, дружбы, любви к Родине, природе, они доступны голосовым

возможностям детей. Мы объяснили родителям, что у маленьких детей еще не

сформированы голосовые мышцы, и если ребенок в разговоре кричит или поет

напряженно, появляются болезненные явления в голосовом аппарате, которые с

трудом поддаются лечению. Был затронут вопрос и об охране голоса

предмутационный и мутационный периоды развития детей.

В третьей теме раскрывалось значение музыкально-выразительных

средств, которыми пользуется композитор при создании того или иного

произведения. Приводимые в беседе музыкальные примеры помогали слушателям

овладевать понятиями сложного языка музыки.

Таким образом, занятия подводили к раскрытию содержания музыки,

развивали умение анализировать музыкальное произведение, приучали слушать

и понимать его.

Четвертая тема включала рекомендации по созданию в доме фонотеки. Мы

советовали родителям вначале приобретать записи детских музыкальных

сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок",

"Лиса, заяц и петух" и т. п. Следующие этапы пополнение семейной фонотеки

произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного

творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и

развлекательной музыкой. Слушатели семинара составили репертуарный список,

куда входили рекомендованные нами произведения.

При подготовке к раскрытию пятой темы "Музыкальные вечера в семье" мы

разработали по каждому вопросу методические советы, суть которых состоит в

том, чтобы помочь родителям проводить в семье музыкальные вечера не

хаотично и не от случая к случаю, а по разработанной системе, с

привлечением грамзаписей, репродукций картин, диапозитивов. И вечера эти

должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке

К примеру, предлагается тема музыкального вечера: Эдвард Григ -

сказочник.

План:

1. Э. Григ норвежский композитор.

2. Андерсен и Григ.

3. Сказочные образы в произведениях Э. Грига (''Шествие гномов", "Танец

эльфов”).

Литература.

С. Летова. "Эдвард Григ"; С. Карцева. "Музыкальная фонотека в школе"; Ф.

Оржеховская. "Эдвард Григ"; О. Левашова. "Э. Григ - великий норвежский

композитор".

Грамзаписи указанных произведений: "Шествие гномов", "Танец эльфов",

"Кобольд".

Далее в "Методических советах" приводилось примерное содержание беседы:

"Сегодня у нас праздник: к нам в гости пришла сказка. И не просто сказка, а

музыкальная. Сказка наполняет наш мир таинственностью, сказка учит любить

добро и ненавидеть зло. Волшебный мир сказок волнует и детей и взрослых.

Через всю свою жизнь пронес любовь к сказке норвежский композитор Эдвард

Григ, и это свое чувство он выражал музыкой. Маленький Эдвард рос

фантазером и верил в то, что где-то рядом живут тролли, гномы и разные

чудища, о которых так таинственно повествуют старые норвежские сказки. И

став взрослым, композитор постарался в своих произведениях передать звуками

впечатления, запавшие в его душу с детства.

Григ очень любил писателя-сказочника Андерсена, высоко ценил его

волшебный дар рассказывать печальные и веселые истории своего народа.

Многие из этих поэтических легенд нашли отражение в музыке композитора.

Сегодня мы познакомимся с образами сказочных персонажей Грига "Шествие

гномов", 'Танец эльфов" и "Кобольд"...

После краткого вступительного слова перед каждой пьесой и прослушивания

музыки идет разбор характера, всего комплекса выразительных средств,

анализируется музыкальная форма, нюансы, смена темпов, окраски, то есть

выявляются вес те характерные особенности, которые отличают одну пьесу от

другой. А можно задать вопрос и самим детям: какие средства музыкальном

выразительности использовал композитор и почему?

В сочинении «Искусство и я» 100% подростков отметили, что они

полюбили музыку и музыкальный театр, их жизнь стала более насыщенной,

интересной, богатой впечатлениями. 67% детей написали, что занятия музыкой

помогли им улучшить успеваемость и по другим предметам, повлияли на

укрепление дружбы в классе, между сверстниками.

Родители, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом мы

привлекали к участию в работе лектория. Они рассказывали о музыке, были

исполнителями различных произведений.

Особой формой работы стали для нас концерты, организованные силами

самих учащихся. Несколько раз перед нами выступали учащиеся музыкального

училища, ученики других музыкальных школ Ребята с интересом слушали эти

концерты, но все же выступления своих друзей, одноклассников, родителей,

учителей было для них более волнующим.

Итоговые концерты мы проводим один раз - в конце учебного года. Более

часто это делать нецелесообразно, так как, во-первых, эта форма общения

детей с музыкой не единственная, во-вторых, у исполнителей репертуар ещё

недостаточно большой и разнообразный.

Концерты объявляются заранее, рисуется афиша. В них принимают участие

ученики третьего, четвёртого, пятого классов и их родители. В этих классах

концерт знакомит слушателей с отдельными музыкальными инструментами,

историей их создания, затем на них исполнялось музыкальное произведение.

Выступая перед такой казалось бы ещё малотребовательной аудиторией,

взрослые очень волновались. Видимо выступление перед своими детьми и их

товарищами они воспринимали как весьма ответственное.

Концерт в более старших классах носил иной характер. Здесь

предоставлялись инструментальные жанры, давались некоторые материалы о

композиторах. Были введены занимательные элементы. Между музыкальными

произведениями исполнялись сцены из жизни композиторов. Ребята должны были

узнать, фрагмент чьей жизни прошёл перед нами. Мы показали фрагменты из

жизни Паганини, Россини, Огинского, Бородина. Сцены завершали их

произведения: «Кампанелла», увертюра к опере «Севильский цирюльник»,

«Полонез», отрывки из финала «Богатырской симфонии». Исполнители были наши

учащиеся музыкальной школы, родители.

Собирались мы обычно на наши музыкальные встречи в школьном зале. И

не раз приходилось слышать от детей и взрослых беспокойство о будущем: вот

мы собираемся в школе, а закончим её, где будем собираться? А дома можно

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.