на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников


Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-

образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –

низкий уровень развития.

Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).

Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-

образного мышления детей младшего школьного возраста.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,

неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные

указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он

пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.

отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"

целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-

образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).

Оценка результата:

Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале

оценок (см. Приложение №2).

После проведения методики получили следующие результаты:

2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;

6 детей – средний уровень развития;

2 ребенка – низкий уровень развития.

Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа

учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления;

20% - высокий уровень развития и

20% - низкий уровень развития.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:

3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и

трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления младших школьников.

На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей

недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для

более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены

интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по

программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.

Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления.

Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды

треугольников.

Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого

воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в

результате практических упражнений строить треугольник.

Фрагмент 1.

Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.

- Что это такое? – спросил Циркуль.

- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.

- А сколько в ней отрезков, ребята?

- А углов?

- Ну, вот это и есть треугольник.

После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,

прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла

– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

Закрась остроугольные треугольники.

Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных

треугольников изображено на чертеже.

Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.

Построение четырехугольников.

Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное

воображение.

Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.

Фрагмент 2.

I. Повторение.

а) повторение об углах.

Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили

прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые

получили без линейки и карандаша. Назовите их.

Согните из проволоки:

После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены

следующие задания:

1)

Сколько квадратов?

2) Сосчитайте прямоугольники.

Найдите 9 квадратов.

Фрагмент 3.

Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.

Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая

длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны

ниже.

Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",

конструирование из его частей.

Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через

решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-

действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного

творческого труда.

Фрагмент 4.

II. Устный счет.

- Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".

Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,

надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.

Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

Задание на повторение понятия прямоугольника.

- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три

прямоугольника.

На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический

конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,

творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только

знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,

но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения

нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или

силуэтом, на составляющие его части.

Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание

отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,

усвоение способов соединения их между собой.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению

предмета.

Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в

механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.

Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их

расположение и соединение.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному

изображению.

Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения

одной – двух составных частей, остальные они должны расположить

самостоятельно.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,

образцу.

На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"

Фрагмент 5.

- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7

частей. (показ схемы)

- Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ

схемы)

Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,

построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",

составление различных фигур из "волшебного круга".

Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,

логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

воображения.

Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

мышления.

Фрагмент 6.

(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с

помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).

- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне

окружность радиусом 4 см.

Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают

круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.

Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).

Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.

Составление предметных картинок из геометрических фигур.

- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых

используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр

называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных

человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти

необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на

уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите

ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.

Затем учащиеся выкладывают человечков.

3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.

После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому

обучению мы провели констатирующее исследование.

Участвовала та же группа учащихся, использовались задания

предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов

повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения

всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на

сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается

соответствующий вывод.

Методика 1. "Кубик Рубика"

После проведенния этой методики были получены следующие результаты:

|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |

|п\п | | |резуль|развития |

| | | |тат |наглядно-дей |

| | | |(балл)|ст-венного |

| | | | |мыш- ления |

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

| |Александр | | | | | | | | | | | |

|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

| |Алексей | | | | | | | | | | | |

|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |

| |Валерий | | | | | | | | | | | |

|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Ренат | | | | | | | | | | | |

|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Никита | | | | | | | | | | | |

|10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития

наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4

ребенка – средний уровень развития.

Методика 2. "Матрица Равена"

Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):

2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного

мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний

уровень развития и 1 человек – низкий уровень.

Методика 3. "Лабиринт"

После проведения методики были получены следующие результаты (см.

Приложение 2):

1 ребенок – очень высокий уровень развития;

5 детей – высокий уровень развития;

3 ребенка – средний уровень развития;

1 ребенок – низкий уровень развития;

Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы

получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень

развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.

Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

учащихся представлена на диаграмме:

Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника

значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами

интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили

процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось

основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

Заключение.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при

проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как

показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой.

Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему

школьному возрасту.

Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов

мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики

и трудового обучения, на которых детям понадобились не только

математические знания, но и трудовые умения и навыки.

Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный

характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и

новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг

уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе

интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей

знаний.

В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу

овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит

теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков

в котором носит практический характер.

В практической части работы мы провели изучение уровня развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты

первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления

носит слабый характер.

После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное

исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты

с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для

развития рассматриваемых видов мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки

математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления.

Список использованной литературы:

|1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. |

| |–М.:МГПИ, 1981 |

|3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. |

|4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в |

| |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 |

|6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. |

|7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и |

| |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 |

|8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - |

| |№11 |

|9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, |

| |1970. |

|10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 |

|. |- №1. |

|11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и |

|. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 |

|12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: |

|. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. |

|13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических |

|. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 |

|14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, |

|. |1982. |

|15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. |

|. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 |

|16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная |

|. |школа. 1985. №5 |

|17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных |

|. |классах. – М. Просвещение, 1985. |

|18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: |

|. |Линка-пресс, 1997. |

|19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. |

|. | |

|20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:|

|. |Просвещение, 1968. |

|21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. |

|. | |

|22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. |

|. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. |

|23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: |

|. |Линка-пресс, 1998. |

|24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: |

|. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. |

|25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,|

|. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. |

|26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – |

|. |М.: Просвещение, 1978. |

|27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. |

|. | |

|28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. |

|. | |

|29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная |

|. |школа. - 1999. - №1. |

|30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: |

|. |Просвещение, 1993. |

|31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах|

|. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. |

| |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) |

|32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. |

|. | |

|33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. |

|. | |

|34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:|

|. |Академия развития, 1997. |

|35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. |

|. | |

|37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. |

|. | |

|38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО |

|. |"Столетие", 1995. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.