![]() |
|
|
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьниковВыводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8 – 9 баллов – высокий; 4 – 7 баллов – средний; 2 – 3 балла – низкий; 0 – 1 балл – очень низкий. Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно- образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка – низкий уровень развития. Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера). Целью данной методики является определение уровня развития наглядно- образного мышления детей младшего школьного возраста. Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме. отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт" целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно- образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2). Оценка результата: Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. Приложение №2). После проведения методики получили следующие результаты: 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления; 6 детей – средний уровень развития; 2 ребенка – низкий уровень развития. Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа учащихся (10 человек) показала следующие результаты: 60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; 20% - высокий уровень развития и 20% - низкий уровень развития. Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы: 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно- образного мышления младших школьников. На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И. Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3). Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно- действенного и наглядно-образного мышления. Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды треугольников. Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в результате практических упражнений строить треугольник. Фрагмент 1. Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1. - Что это такое? – спросил Циркуль. - Да это же ломаная линия! – воскликнула точка. - А сколько в ней отрезков, ребята? - А углов? - Ну, вот это и есть треугольник. После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания: Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла – синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник. Закрась остроугольные треугольники. Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных треугольников изображено на чертеже. Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников. Построение четырехугольников. Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное воображение. Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно- образного мышления. Фрагмент 2. I. Повторение. а) повторение об углах. Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые получили без линейки и карандаша. Назовите их. Согните из проволоки: После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены следующие задания: 1) Сколько квадратов? 2) Сосчитайте прямоугольники. Найдите 9 квадратов. Фрагмент 3. Для выполнения практической работы было предложено такое задание: Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали. Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны ниже. Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм", конструирование из его частей. Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно- действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного творческого труда. Фрагмент 4. II. Устный счет. - Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес". Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться, надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу. Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите. Задание на повторение понятия прямоугольника. - Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три прямоугольника. На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления, творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4). Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части. Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа. 1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой. 2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению предмета. Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение. 3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному изображению. Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной – двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. 4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу. На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм" Фрагмент 5. - Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7 частей. (показ схемы) - Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ схемы) Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование, построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг", составление различных фигур из "волшебного круга". Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать, логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения. Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Фрагмент 6. (после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с помощью циркуля, дети выполняют такую же работу). - Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне окружность радиусом 4 см. Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части. Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба). Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части. Составление предметных картинок из геометрических фигур. - В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям. Затем учащиеся выкладывают человечков. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому обучению мы провели констатирующее исследование. Участвовала та же группа учащихся, использовались задания предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается соответствующий вывод. Методика 1. "Кубик Рубика" После проведенния этой методики были получены следующие результаты: |№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень | |п\п | | |резуль|развития | | | | |тат |наглядно-дей | | | | |(балл)|ст-венного | | | | | |мыш- ления | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | | |1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий | | |Александр | | | | | | | | | | | | |2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий | |3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний | | |Алексей | | | | | | | | | | | | |4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий | | |Валерий | | | | | | | | | | | | |5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний | |6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий| | |Ренат | | | | | | | | | | | | |7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий | |8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний | |9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий| | |Никита | | | | | | | | | | | | |10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний | Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4 ребенка – средний уровень развития. Методика 2. "Матрица Равена" Результаты этой методики такие (см. Приложение №1): 2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний уровень развития и 1 человек – низкий уровень. Методика 3. "Лабиринт" После проведения методики были получены следующие результаты (см. Приложение 2): 1 ребенок – очень высокий уровень развития; 5 детей – высокий уровень развития; 3 ребенка – средний уровень развития; 1 ребенок – низкий уровень развития; Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень. Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учащихся представлена на диаграмме: Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы. Заключение. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой. Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно- действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему школьному возрасту. Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики и трудового обучения, на которых детям понадобились не только математические знания, но и трудовые умения и навыки. Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков в котором носит практический характер. В практической части работы мы провели изучение уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления носит слабый характер. После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для развития рассматриваемых видов мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Список использованной литературы: |1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. | |2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. | | |–М.:МГПИ, 1981 | |3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. | |4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. | |5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в | | |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 | |6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. | |7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и | | |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 | |8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - | | |№11 | |9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, | | |1970. | |10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 | |. |- №1. | |11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и | |. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 | |12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: | |. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. | |13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических | |. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 | |14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, | |. |1982. | |15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. | |. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 | |16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная | |. |школа. 1985. №5 | |17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных | |. |классах. – М. Просвещение, 1985. | |18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: | |. |Линка-пресс, 1997. | |19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. | |. | | |20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:| |. |Просвещение, 1968. | |21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. | |. | | |22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. | |. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. | |23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: | |. |Линка-пресс, 1998. | |24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: | |. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. | |25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,| |. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. | |26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – | |. |М.: Просвещение, 1978. | |27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. | |. | | |28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. | |. | | |29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная | |. |школа. - 1999. - №1. | |30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: | |. |Просвещение, 1993. | |31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах| |. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. | | |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) | |32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. | |. | | |33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. | |. | | |34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:| |. |Академия развития, 1997. | |35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. | |. | | |36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. | |. | | |37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. | |. | | |38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. | |. | | |39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО | |. |"Столетие", 1995. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |