на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования


вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

для обогащения и развития психики.

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне

можно говорить об особой возрастной чувствительности.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

- затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают

своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности

для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно

говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в

формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и

закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-

своему, в той или другой степени.

В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит

на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах.

Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,

непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех

учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не

интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков

и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но

беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в

ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех

познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

- в восприятии человеческой речи других

- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

- в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и

бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать

самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная

(научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень

этой деятельности является показателем недостаточного развития.

В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по

строго выработанному плану для всего класса.

Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от

других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с

эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить,

наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и

индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия

мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется

особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.

Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков

одарённости.

Главное: организовать умственное воспитание одарённого

ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся

задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.

К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением

развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к

литературному творчеству одарённых.

Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение

и обогащение.

Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,

занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных

классов, частные школы.

Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных

программ.

Мною была сформулирована тема работы: развитие творческих способностей

одаренных детей в системе начального образования

Согласно гипотезе исследования если:

-подготовить и разработать индивидуальную программу развития

речи и литературного творчества одарённых детей

-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность

-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся

-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы, поощрять использование дополнительной литературы

то повышается:

а) качество знаний и умений

б) уровень самостоятельности уч-ся

в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

г) развиваются творческие возможности ребёнка

1.3 Специфика работы с одаренными детьми.

Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с

осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо

благоприятные внутренние предпосылки развития.

1. Познавательная потребность.

а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую

информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных

устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к

рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

3. Выявление и работа с одарёнными детьми.

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа

школьного психолога и учителя. Существует большое количество

психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,

способствующих становлению способности к творчеству. Это способность

порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,

быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко

разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем

способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов

Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.

Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления (

Голлах, Коган и др.)

Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения

творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры

психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга

Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так

и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и

создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла

занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных

зарубежными и отечественными психологами:

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и

оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом

языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое

слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для

общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь

определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,

полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить

это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,

малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых

предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить

заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом

основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце

года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий

большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то

есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (

необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не

только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно

наличие творческого потенциала.

| |Октябрь |Декабрь|Февра|Октябрь|Декабрь|Февраль |

| |Ноябрь | |ль | | |Март |

| | |Январь |Март |Ноябрь |Январь | |

|Бородин Андрей |6 |7 |7 |6 |5 |6 |

|Петрова Анастасия |7 |6 |7 |6 |6 |7 |

|Гончарик Валерия |6 |6 |7 |6 |7 |7 |

|Кучерук Галя |4 |5 |6 |4 |3 |4 |

|Сякина Таня |6 |6 |7 |6 |7 |6 |

Из таблицы 2 видно, что на основе тестов, проведённых психологом не

очень значительно, но повысился уровень познавательной активности детей, их

интеллект. На занятиях дети получают не только необходимые знания, которые

стараются добывать сами, но и внимание, которое так необходимо этим детям.

Хорошо, если их желание творить будет совершенствоваться и дальше. В этом

им может помочь учитель, которому самому это интересно. На занятиях к концу

года дети стали свободно общаться, аргументировать свои ответы, искать

неординарные пути решения.

Важно, что детям нравятся занятия, они с удовольствием читают и

обсуждают художественные произведения, сравнивают, ищут сходства, стараются

понять и прочувствовать мысли и поступки героев.

Атмосфера открытости и диалога помогает им раскрыть свои чувства в

собственных сочинениях. Приложение 3.

На основе проведённых тестов психолог постарался подвести итог структуре

интеллекта тестируемых учащихся, на этой основе предложил свои

рекомендации. Эти рекомендации помогут учителю строить работу в следующем

году.

Анализ психологом репродуктивного интеллекта и творческого потенциала

приведён в таблице 3.

Таблица 3.

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

| |Репродуктивный интеллект |Творческий потенциал |

| | | |

|Фамилия, имя. | | |

|Бородин Андрей |6 |6 |5 |6 |7 |6 |7 |5 |

|Петрова Анастасия |5 |6 |6 |5 |6 |7 |7 |6 |

|Гончарик Валера |6 |7 |6 |6 |4 |6 |7 |5 |

Бородин Андрей

Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить

ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка.

Учитель не приводит в пример сочинение одного, интерес представляет каждый

ребёнок, его переживания, мысли, чувства.

При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на

занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал

детей, развивают их речь, мышление.

В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики

по работе с детьми неординарными. Учитель постоянно должен узнавать новое,

интересоваться разработками, творчески относиться к работе, выбрать

методику, близкую его взглядам и мировоззрению.

Заключение

Индивидуальная работа по развития речи, при активном включении

одарённых детей в совместную творческую деятельность повышает уровень их

самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь,

способствует литературному творчеству.

Эти занятия должны проводиться в системе, которая должна быть

продумана в начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности

учащихся.

Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись

родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт

пользу в будущем.

Литература

| |Бабаева Ю.Д., |Психология одарённости детей и подростков. М.: |

| |Лейтес Н.С. |Издательский центр «Академия», 1996. |

| | | |

| |Белкин А. |Неожиданная радость. // Народное образование.- |

| | |1990.- №12. |

| | | |

| |Богоявленская |Пути к творчеству.- М.,1981. |

| |Д.Б. | |

| | | |

| |Борзова В.А, |Развитие творческих способностей у детей.-Самара., |

| |Борзов А.А. |1994. |

| | | |

| |Былевская В.Н. |Развитие творческих возможностей младших |

| | |школьников.// Начальная школа.-1990.- №5 |

| | | |

| |Венгер Л.А. |Педагогика способностей.-М., 1983. |

| | | |

| |Венгер Л.А, |Программа одарённый ребёнок. Основные положения – |

| |Дьяченко О.М., |М.: Новая |

| |Агаева Е.Л. |Школа,1995. |

| | | |

| |Волина В. |Весёлая грамматика. Москва.: Знание.-1995. |

| |Голубева Э.А. |Способности и индивидуальность.-М., |

| | |1993. |

| |Занков Л.В |Избранные педагогические труды.М.: |

| | |Педагогика.-1990. |

| |Костюк Т.С. |Способности и их развитие у детей.- Киев.,1989. |

| | | |

| |Лук А.Н |Теоретические основы выявления творческих |

| | |способностей.-М., 1991. |

| | | |

| |Львова Ю.Л |Развивать дар творчества.-Киев., 1987. |

| | | |

| |Меде В. |Детская одарённость.-М.,1995. |

| |Пиорковский Г. | |

| |Матюшкин А.М. |Загадки одарённости.- М., 1993. |

| | | |

| | | |

| |Матюшкин А.М |Концепция творческой одарённости. |

| | |// Вопросы психологии.-1989..-№6. |

| | | |

| |Матюшкин А.М, |Одарённые и талантливые дети. |

| |Сиск Д.А. |// Вопросы психологии.-1988.-№4. |

| | | |

| |/под ред. |Развитие творческой активности школьников.-М.,1991.|

| |Матюшкина А.М/. | |

| | | |

| | | |

| |Рябцева С.Л |Диалог за партой.-М.: Просвещение,1989. |

| |Соловейчик С. |Педагогика для всех.-М.: Детская литература,1989. |

| | | |

| |Стрельцова Л.Е. |Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992. |

| |Устиненко В.И. |Игра как средство выявления творческих сил |

| | |человека.-М., 1989. |

| | | |

| |Штерн В. |Одарённость детей и подростков и методы её |

| | |исследования. М.: Просвещение.-1926. |

| |Юркевич В.С. |Светлая радость познания.-М., 1977. |

| | | |

Приложения к работе

|№ |Дата |Часы |Тема. Содержание работы |Примечание |

|1 | | |Ознакомительное. «Давайте знакомиться» |Праздничное чаепитие.|

| | | | | |

| | | | | |

|2 | | |Знакомство с понятием – речь. Речь – какая она |Чтение В.Драгунский |

| | | |бывает. Для чего человеку речь? |«Денискины расказы». |

| | | | | |

| | | | |чтение |

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.