![]() |
|
|
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образованиявследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности. На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических “тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности. Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития. Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития. Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по- своему, в той или другой степени. В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди... Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека. Особенности речевой деятельности состоят: - в восприятии человеческой речи других - в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний - в активном воздействии на слушателей, собеседника Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития. В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по строго выработанному плану для всего класса. Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим. Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков одарённости. Главное: организовать умственное воспитание одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее. К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к литературному творчеству одарённых. Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение. Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных классов, частные школы. Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ. Мною была сформулирована тема работы: развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования Согласно гипотезе исследования если: -подготовить и разработать индивидуальную программу развития речи и литературного творчества одарённых детей -активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность -развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся -вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы то повышается: а) качество знаний и умений б) уровень самостоятельности уч-ся в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся г) развиваются творческие возможности ребёнка 1.3 Специфика работы с одаренными детьми. Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности. Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. 1. Познавательная потребность. а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать. б) потребность в самом процессе умственной деятельности в) удовольствие от умственного напряжения 2. Интеллект. Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям. а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью. б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям. в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций 3. Креативность( творческость) а) особый склад ума б) установка на творческое выполнение задания в) развитость творческого мышления и воображения 3. Выявление и работа с одарёнными детьми. Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости: -психомоторной -интеллектуальной -творческой - в сфере общения Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.) Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме. Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами: 1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность. 2. Перечислить последствия гипотетической ситуации: Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. 3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К) 4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга). 5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг). 6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов. 7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке. 8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру. 9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения) Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка. Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу. Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала. | |Октябрь |Декабрь|Февра|Октябрь|Декабрь|Февраль | | |Ноябрь | |ль | | |Март | | | |Январь |Март |Ноябрь |Январь | | |Бородин Андрей |6 |7 |7 |6 |5 |6 | |Петрова Анастасия |7 |6 |7 |6 |6 |7 | |Гончарик Валерия |6 |6 |7 |6 |7 |7 | |Кучерук Галя |4 |5 |6 |4 |3 |4 | |Сякина Таня |6 |6 |7 |6 |7 |6 | Из таблицы 2 видно, что на основе тестов, проведённых психологом не очень значительно, но повысился уровень познавательной активности детей, их интеллект. На занятиях дети получают не только необходимые знания, которые стараются добывать сами, но и внимание, которое так необходимо этим детям. Хорошо, если их желание творить будет совершенствоваться и дальше. В этом им может помочь учитель, которому самому это интересно. На занятиях к концу года дети стали свободно общаться, аргументировать свои ответы, искать неординарные пути решения. Важно, что детям нравятся занятия, они с удовольствием читают и обсуждают художественные произведения, сравнивают, ищут сходства, стараются понять и прочувствовать мысли и поступки героев. Атмосфера открытости и диалога помогает им раскрыть свои чувства в собственных сочинениях. Приложение 3. На основе проведённых тестов психолог постарался подвести итог структуре интеллекта тестируемых учащихся, на этой основе предложил свои рекомендации. Эти рекомендации помогут учителю строить работу в следующем году. Анализ психологом репродуктивного интеллекта и творческого потенциала приведён в таблице 3. Таблица 3. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА | |Репродуктивный интеллект |Творческий потенциал | | | | | |Фамилия, имя. | | | |Бородин Андрей |6 |6 |5 |6 |7 |6 |7 |5 | |Петрова Анастасия |5 |6 |6 |5 |6 |7 |7 |6 | |Гончарик Валера |6 |7 |6 |6 |4 |6 |7 |5 | Бородин Андрей Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка. Учитель не приводит в пример сочинение одного, интерес представляет каждый ребёнок, его переживания, мысли, чувства. При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал детей, развивают их речь, мышление. В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики по работе с детьми неординарными. Учитель постоянно должен узнавать новое, интересоваться разработками, творчески относиться к работе, выбрать методику, близкую его взглядам и мировоззрению. Заключение Индивидуальная работа по развития речи, при активном включении одарённых детей в совместную творческую деятельность повышает уровень их самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь, способствует литературному творчеству. Эти занятия должны проводиться в системе, которая должна быть продумана в начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Литература | |Бабаева Ю.Д., |Психология одарённости детей и подростков. М.: | | |Лейтес Н.С. |Издательский центр «Академия», 1996. | | | | | | |Белкин А. |Неожиданная радость. // Народное образование.- | | | |1990.- №12. | | | | | | |Богоявленская |Пути к творчеству.- М.,1981. | | |Д.Б. | | | | | | | |Борзова В.А, |Развитие творческих способностей у детей.-Самара., | | |Борзов А.А. |1994. | | | | | | |Былевская В.Н. |Развитие творческих возможностей младших | | | |школьников.// Начальная школа.-1990.- №5 | | | | | | |Венгер Л.А. |Педагогика способностей.-М., 1983. | | | | | | |Венгер Л.А, |Программа одарённый ребёнок. Основные положения – | | |Дьяченко О.М., |М.: Новая | | |Агаева Е.Л. |Школа,1995. | | | | | | |Волина В. |Весёлая грамматика. Москва.: Знание.-1995. | | |Голубева Э.А. |Способности и индивидуальность.-М., | | | |1993. | | |Занков Л.В |Избранные педагогические труды.М.: | | | |Педагогика.-1990. | | |Костюк Т.С. |Способности и их развитие у детей.- Киев.,1989. | | | | | | |Лук А.Н |Теоретические основы выявления творческих | | | |способностей.-М., 1991. | | | | | | |Львова Ю.Л |Развивать дар творчества.-Киев., 1987. | | | | | | |Меде В. |Детская одарённость.-М.,1995. | | |Пиорковский Г. | | | |Матюшкин А.М. |Загадки одарённости.- М., 1993. | | | | | | | | | | |Матюшкин А.М |Концепция творческой одарённости. | | | |// Вопросы психологии.-1989..-№6. | | | | | | |Матюшкин А.М, |Одарённые и талантливые дети. | | |Сиск Д.А. |// Вопросы психологии.-1988.-№4. | | | | | | |/под ред. |Развитие творческой активности школьников.-М.,1991.| | |Матюшкина А.М/. | | | | | | | | | | | |Рябцева С.Л |Диалог за партой.-М.: Просвещение,1989. | | |Соловейчик С. |Педагогика для всех.-М.: Детская литература,1989. | | | | | | |Стрельцова Л.Е. |Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992. | | |Устиненко В.И. |Игра как средство выявления творческих сил | | | |человека.-М., 1989. | | | | | | |Штерн В. |Одарённость детей и подростков и методы её | | | |исследования. М.: Просвещение.-1926. | | |Юркевич В.С. |Светлая радость познания.-М., 1977. | | | | | Приложения к работе |№ |Дата |Часы |Тема. Содержание работы |Примечание | |1 | | |Ознакомительное. «Давайте знакомиться» |Праздничное чаепитие.| | | | | | | | | | | | | |2 | | |Знакомство с понятием – речь. Речь – какая она |Чтение В.Драгунский | | | | |бывает. Для чего человеку речь? |«Денискины расказы». | | | | | | | | | | | |чтение | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |