на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста


различным нарушением голоса. У заикающихся нарушение в образовании голоса

многочислены. Они проявляются в виде префоноторного (доречевого) давления

как тоническая и клоническая фонация или певчее выкрикивание слогов или

слов.

При заикании трудно произносятся согласные, при чем больше начальные

звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые

они сами считают наиболее трудными. Иногда больные хорошо произносят

физиологически трудные звуки и, наоборот, легкие представляют для них

непреодолимые затруднения. Статистически доказано, что заикание наступает

чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто

вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов

становится постоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие

движения. В этих движениях могут участвовать самые различные группы мышц

лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком,

закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрепят зубами и

т.д. Некоторые дети проделывают сложные движения: подергиваются, кивают или

вертят головой.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна:

вздрагивают, сбрасывают одеяло. Дети сильнее заикаются в присутствии

незнакомых людей.

Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые

превращают заикания в тяжелые мучительные страдания. Особенно типичными

признаками заикания является боязнь речи (логофобия), страх перед

определенными звуками или словами. Под влиянием страха ребенок либо молчит,

либо заменяет другим звуком или синонимом слово.

Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый

приступ наносит тяжелые и всегда новые психические травмы.

На фоне судорог и других длительных физических и психических

проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т. е.

нарушение координации процессов, которые необходимо для образования устной

речи.

В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом,

с разнообразным речевым дефектом, с разнообразным проявлением, необходимы

проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское,

логопедическое, психологическое.

Медицинское обследование проводит врач-психоневропатолог или

невропатолог. При этом тщательно изучаются особенности развития ребенка с

момента его рождения. Часто выявляются неблагоприятные факторы

внутриутробного развития ребенка, которые оказывают влияние на его

последствие речевого развития. Врач устанавливает также природу заикания:

функционированное оно или органическое. В случае необходимости врач

назначает личностное укрепление нервной системы.

Логопедическое обследование предполагает ряд направлений:

1. установление причины и характер заикания(вид, степень; наличие или

отсутствие сопутствующих движений, логофобий, течение заикания).

2. определение темпа речи ребенка(замедленный, ускоренный,

скачкообразный). Особое внимание логопед обращает на ускоренный

темп речи, т. к. всего труднее в дальнейшем нормализовать его.

Часто в таких случаях в семье ребенка, и взрослые говорят слишком

быстро. Логопед должен сделать специальную запись о том, что с

родителями нужно провести соответствующую беседу.

3. выяснение скрытого левшества. Из беседы с родителями, можно

установить, не отучали ли раньше ребенка все делать левой рукой,

не развивали ли у него специальное умение владеть правой. При

обнаружении скрытого левшества необходимо начать переучивать

ребенка пользоваться левой рукой (это даст дополнительный эффект в

устранении заикания).

4. выявление нарушений внимания.

5. изучение истории общего и речевого развития ребенка: когда у него

появились первые слова, когда стал говорить фразами, как шло

дальнейшее речевое развитие (бурно, медленно, форсировался ли

взрослыми, была ли перезагрузка речи.) Много ли с ним разучивали

стихов и сказок, каково было их содержание, не превышало ли оно

возрастные возможности ребенка?

6. изучение речевого окружения ребенка: нет ли у него из близких

недостатков речи, нет ли двуязычия в семье (не пытались ли обучать

ребенка другому языку), каков темп речи у людей, окружающих

ребенка, заикался ли кто-нибудь из взрослых или детей и был ли с

ним контакт у ребенка.

7. выявление отношения к ребенку в семье, не слишком ли его балуют

или, наоборот, не излишне ли строги, нет ли неровности в общении,

когда его то заласкают, то постоянно наказывают). Если логопед

обнаруживает недочеты в воспитании, он делает для себя вывод, что

в дальнейшем ему придется регулировать отношения взрослых к

ребенку.

8. знакомство с обстановкой в семье (нет ли конфликтов, ссор, как

реагирует на них ребенок.

9. установление времени возникновения заикания (в каком возрасте

появились первые запинки) развития и хода его; выяснение, с чем

родители связывают появление заикания, его усиление.

10. выявление реакции самого ребенка на заикание (угнетает ли его

заикание или ребенок его не замечает, пугают ли его запинки в речи

или он не обращает на них внимание).

11. выявление недостатков звукопроизношения. Если таковые обнаружатся,

необходимо дополнительно обследовать строение и подвижность

органов артикуляционного аппарата, а также точно определить все

дефектные фонемы и состояние фонематического восприятия.

12. установление уровня общего речевого развития заикающегося

ребенка(соответствует ли возрастной норме его словарный запас и

сформирован ли в достаточной степени гуманитарный строй).

По результатам психологического обследования дети, которые страдают

заиканием, могут быть отнесены к трем разным группам в зависимости от

структурной организации нарушений. Первая (приблизительно 60%

обследованных) – дети с неврозоподобным заиканием. У них имеются нарушения

произвольного внимания, истощаемость психических процессов преимущественно

по гиперстеническому типу. Механическое запоминание недостаточное,

смысловое – значительно более успешно. Уровень развития интеллекта

колеблется от 80 до 95 баллов IQ по шкале Векслера, при незначительной

разнице между вербальной и невербальной сферой интеллекта. У детей

дошкольного и младшего школьного возрасти с этим типом нарушений заметны

несформированность латеризации полушарий, затруднения в восприятии

направления, объема, зрительно – конструктивного праксиса.

Самооценка у таких детей не сформирована или несколько завышена.

Уровень притязаний неравномерный. Дети относятся к нарушениям своего

речевого развития спокойно, в основном не замечая их (в дошкольном

возрасте) или считая трудности в понимании их речи проблемой окружающих

людей. При логопедическом обследовании часто обнаруживается еще какое-то

нарушение: недостаточность фонематического слуха, дислексия, дисграфия и т.

п.

Ко второй группе детей с заиканием мы отнесли детей и подростков, у

которых преобладают невротические компоненты нарушений речи.

При патопсихологическом обследовании у детей обнаруживается нормальная

концентрация внимания, работоспособность также в пределах нормы или

несколько снижена по гипостеническому типу. Механическое и смысловое

запоминание в границах нормы. Уровень интеллектуального развития колеблется

от 95 до 130 баллов IQ по методике Векслера, но часто заметна разница между

уровнем достижений по вербальным (выше) и невербальным (значительно ниже)

шкалам. При исследовании личности – значительно завышенный уровень

притязаний, нестойкий при неудачах. Самооценка дифференцирована, несколько

занижена.

Наиболее сложной является третья группа детей и подростков, у которых

первично (в дошкольном возрасте) были неврозоподобные нарушения речи, но

вторично добавились еще и невротические проявления со страхом речи,

нарушениями эмоционального и межличностного общения. По характеристикам

психических процессов они похожи на детей первой группы, но особенности

развития личности у них другие. Преобладает низкая самооценка, низкий

уровень притязаний, высокая конфликтность с окружающей средой. Согласно

классификации К. Хорни, преобладает движение «против» людей. Часто

невозможность пояснить свою мысль с помощью речи приводит к вспышкам гнева,

внезапным дракам или таким же внезапным депрессивным состоянием с мыслями

об отсутствии смысла жизни, попыткам самоубийства.

Вывод: Нарушение в развитие речи существенно влияет на эффективность

процесса социализации ребенка. В следствии логоневроза, ухудшается процесс

социализации ребенка общения со сверстниками, возникают вторичные

нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в

других видах деятельности.

2. Психологическая модель феномена фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л. Г.

Выготский, С. Я. Рубенштейн, А. Н. Леонтьев и др.), и на наши собственные

наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития

феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических

процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность

такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного

исследования дошкольников. Проведенное исследование позволило сделать

вывод, что различия между заикающимися и свободно говорящими, выражается у

первых «не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в

специфике ее протекания. Эта специфика проявляется ни в какой-либо одной

отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.»

С названных позиций психологическая модель возникновения и развития

феномена фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих

речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии

всех основных психических процессов просматриваются следующим образом и

едином взаимодействии всех основных психических процессов просматривается

следующем образом. Ощущения. Возникшие у ребенка речевые запинки,

спотыкания (несудорожно или судорожного характера) первоначально становятся

объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством

которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды.

Речевые запинки отражаются мозгом ребенка в виде кинестетического,

тактильного или слухового образа.

Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль

играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя,

вызывающего осознанное ощущение. В связи с этим можно предполагать, что

первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление

находится у ребенка сначала ниже порога ощущений ( «подпороговое

ощущение»). Поэтому первые реакции на дефект у ребенка неосознанные, не

носят эмоциональной окраски, сопровождаются непроизвольным вниманием, т. е.

Без поставленной цели и волевых усилий; действия по их преодолению

находятся на уровне бессознательных движений охранительного или

корректирующего характера.

В результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка

их восприятие становится более отчетливым и целостным. Восприятие запинок

сопровождается у ребенка развитием понимания, что он говорит не так, как

все (неплавно, прерывисто, с запинками), что раньше этого у него не было,

что ему сейчас что-то мешает говорить свободно (двигать языком, губами и т.

д.)

Исследования Л. А. Зайцевой, в частности, показали в этом отношении

отрицательную роль неблагоприятных факторов микросреды (прежде всего,

домашних условий детского сада) для заикающихся детей. В числе

неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, наказания за

неправильную речь, насмешки, неправильный педагогический подход,

недостаточная помощь в развитии речи и др.

Изменение чувствительности при длительном действии раздражителя,

именуемое адаптацией, в одних случаев приводит к понижению

чувствительности, а в других – к ее обострению (сенсибилизации).

Адаптация к речевым запинкам у ребенка происходит, прежде всего, под

влиянием благоприятных окружающих условий, правильного отношения окружающих

к проявлениям его запинок, доброжелательного и спокойного отношения к нему

самому, в результате помощи в развитии детской речи и пр. Серьезное

значение имеет возможность ребенка при желании самому или с помощью

исправить замеченную речевую запинку, умение повторить фразу правильно. В

этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими, не крепнет и

не развивается его осознанное внимание к запинкам, отсутствуют и активные

действия по их преодолению.

Такая картина преимущественно характерна для детей с физиологическими

итерациями (запинками несудорожного характера), которые по мнению ряда

авторов (М. Зеема и др.) встречаются у детей довольно часто ( в 80 % от

общего числа всех детей от 2 до 4 лет) и легко проходят, если нет

осложнений, как только ребенок приобретает укреплением речевых условных

рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Иная картина наблюдается у детей в случаях обострения

чувствительности (сенсибилизации) к восприятию своих речевых запинок. В

этом случае, прежде всего, могут иметь значение для маленьких детей, как

указывалось выше, неблагоприятные факторы микросреды : конфликтные ситуации

в семье, неправильные методы воспитания, недостаточная помощь в

формировании правильной речи и др. Важную роль в обострении восприятия

играет осознание ребенком своего речевого дефекта. Осознанное внимание к

своим речевым запинкам порождает у него, с одной стороны, эмоциональные

переживания, а с другой – побуждает к волевым действиям по преодолению этих

запинок. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей

усугубляет эмоциональные переживания ребенка. Таким образом, в целом

возрастает обостренность чувствительности ребенка к проявлениям запинок в

его речи.

Можно предполагать, что подобная картина наблюдается у детей с

речевыми запинками судорожного характера или с запинками, прочно

утвердившимися в речи по типу зафиксированного неправильного речевого

рефлекса.

Восприятие. В отличие от ощущений восприятие всегда целостно и

предметно и объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Важнейшей

особенностью восприятия является их избирательность, целостность и

константность.

Избирательность восприятия в данном случае определяется осознанным

вниманием заикающегося именно к своим речевым запинкам, периодически

возникающим в его речи. Именно речевые запинки – предмет его

первоначального восприятия : они отличают его речь от речи сверстников и

окружающих людей; проявляются в результате каких-то досадных помех и

затруднений; возникают для ребенка внезапно, необъяснимо отчего; являются

предметом внимания окружающих; не поддаются сразу преодолению и не исчезают

самостоятельно и т. д. Постепенно восприятие заикающимся ребенком запинок

в собственной речи расширяется за счет внутреннего и внешнего восприятия

всего, что связано с проявлением этих запинок.

В понятие целостности восприятия заикающимся своих речевых запинок

должна быть включена не только совокупность его кинестетических,

тактильных, слуховых, зрительных ощущений этих запинок, но и осознание, что

они проявляются в определенных случаях речевой деятельности (в начале фраз,

на определенных звуках или в сочетаниях звуков) и в определенных условиях (

в разной обстановке, с разными людьми, в разной деятельности). Ребенок

воспринимает отношение окружающих к своей неправильной речи (насмешливое,

порицающее, сочувствующее, жалостливое, обеспокоенное и т. д.); дополняет

свои восприятия ощущениями собственных неудачных усилий по преодолению

запинок и неприятными переживаниями по этому поводу.

На константность (постоянство) восприятия заикающимся своей

дефектной речи влияет его представления о ней, уже сложившиеся в результате

прошлого опыта. Представление (как образ хранящийся в памяти) складывается

на основе бывших восприятий, осознание и осмысливания случаев своей

неправильной речи. Известно, что влияние стойко сложившегося представления

иногда бывает так велико, что может подавлять детали непосредственного

восприятия. Этим можно объяснить, как возникшие представления о случаях

речевых запинок у заикающегося могут опережать само их появление и

выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание

Восприятие своей дефектной речи у разных людей может быть полным или

неполным, глубоким или поверхностным, точным или ошибочным. Это лишь будет

определять разное отношение заикающихся к своему дефекту и необходимость

дифференцированного (индивидуального) подхода к их психологическому

изучению и коррекционной работе.

Представления. Память. Представления (как наглядные образы

воспринимающихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе

ощущений и восприятий. Представления не так ярки, как непосредственные

восприятия, изменчивы, но они дают обобщенный образ, помогают выделить в

нем главное. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут

быть связаны как собственно с дефектной речью(трудностями ее порождения,

частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов

речевой деятельности или окружающих условий и т. д. ), так и с

последствиями этой дефектной речи ( особым отношением окружающих,

отношением к окружающим, самооценкой и т. д.).

Память как психический процесс, заключающийся в запоминании,

сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого

или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности

заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют

место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых

ощущений, восприятий, представлений, понятий.

Сохранение в памяти представлений именно о своих речевых запинках и

обо всем том, что связано с ними, отражает избирательность памяти как ее

свойства и как результат активности сознания, как своеобразной установки на

свой дефект. У заикающихся могут сохраняться в памяти представления: а) о

своих речевых запинках как факторе неправильной (не как у всех) речи,

которые по-разному проявляются в разных условиях и разных видах речевой

деятельности (образная память); б) о своих речевых затруднениях, которые

мешают свободному речевому процессу и поддаются самостоятельному

преодолению и даже, наоборот, усиливаются при попытках их преодолеть

(оперативная память); в) о своих переживаниях, связанных с неудачными

попытками по преодолению речевых запинок, с обидным отношением к дефектной

речи со стороны окружающих, с ощущениями собственной неполноценности

(эмоциональная память). Состояние яркого переживания способствует наиболее

прочному запоминанию.

Представления о своих речевых запинках и о том, что связано с ними,

запечатлеваются у заикающихся первоначально и преимущественно в

непроизвольной (непреднамеренной) памяти. По мере возрастания потребностей

и усилий в преодолении своих речевых запинок возрастает роль произвольной

(преднамеренной) памяти. Последняя, в частности, позволяет заикающимся

запомнить и использовать в своей речевой деятельности облегающие или

скрывающие дефект вспомогательные звукосочетания, слова, действия и т. д.,

известные в литературе как речевые эмболы или двигательные условки

заикающихся.

Мышление. Понятие. Воображение. Мышление участвует в каждом процессе

познавательной деятельности. Мыслительная оценка ощущаемого и

воспринимаемого предполагает их соотнесение с имеющимся опытом, знаниями.

Таким образом, мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в

обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления о своей

дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение

заикающегося в обществе и т. д.

Благодаря наличию у человека мыслительной, абстрактной формы

отражения действительности, он способен не только воспринимать мир в

образах предметов и явлений, но и находить закономерности и отношения между

ними. Характерными признаками мышления являются обобщенность и

опосредованность отражения действительности. В первом случае это означает

способность заикающегося перерабатывать многочисленные сведения от разных

источников и получать информацию в виде сжатой , свернутой формы о наиболее

существенном из них.

Во втором случае (опосредованность) – позволяет выявить и понять то,

что становится доступным сознанию только благодаря косвенным признака, без

непосредственного воздействия на органы чувств человека. Это происходит

посредством образования понятий, каждое из которых выражается словом или

несколькими словами.

(Я запинаюсь на отдельных звуках. Я говорю неправильно. Мне трудно

говорить с определенными людьми. Мне трудно говорить в определенных

условиях. Я – заика! Я не такой как все. Я не могу сам преодолеть возникшую

трудность в речи. Попытки преодолеть трудность лишь усиливают ее. Я –

безнадежный заика! И т. д.)

Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся детей по-

разному и постепенно, с накоплением опыта. Первым источником служит

наличие речевых запинок, которые затрудняют процесс речевого общения с

окружающими, порождают осадок, недовольство, переживания от невозможности

реализовать свою потребность (передать как хотелось бы свое желание, мысль,

полноценно принять участие в коллективных действиях.). Обидное отношение

окружающих, нереализованность своих желаний, безуспешные попытки

самостоятельно справиться со своими недостатком или хотя бы замаскировать

его – это второй немаловажный источник, формирующий понятия у заикающихся о

своей неправильной речи, о себе, о своем месте в коллективе, об отношении

коллектива к нему. Эти понятия, связанные между собой по контрасту, по

сходству и по смежности, многолики и зависят от социальной среды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.