на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста


индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и

оценивая исполнение;

-представляет образцы деятельности и тем самым даст ребенку критерии

правильности ее выполнения;

-организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает

ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его

интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы

деятельности и поведения взрослых.

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на

становление самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона

заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий,

представление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют

формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов

использования предметов развивают активность в сфере манипуляцией с

предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрения были

эффективнее, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться

положительным образом действий.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении

ребенка – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся

незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и

внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с

помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности,

строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах,

которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает

вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над

взрослыми». Непослушание и строптивость вызываются не только

невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Прилежный

ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик,

шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослыми деятельности ребенка приводит к нетипичному

поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность,

разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание

вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика

взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у

ребенка как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела,

подчеркивает его несерьезность и необязательность.

Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое

намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоздает на прогулку.

Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные

произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать

инициативу в свои руки во избежание формирование пассивности у ребенка.

Поддержка проявлений самостоятельности – вот что ждет ребенок от взрослого.

Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное

планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не

любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку

активизировать интерес и предметам, корректировать замысел, помочь его

осуществить, выработать уверенность в случае неудач.

Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки,

поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности

его действий, но и том, что его помнят, его заметили, к нему относятся

внимательно.

Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется,

поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают

физические и психические возможности. Действенность оценки определяется

тем, насколько она корректно сформирована, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их

неумению, незнанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные

стороны поведения к деятельности они не отмечают, воспринимают как должное.

В таком случае дети систематически получают хотя и заслуженные, но только

отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно

чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность,

любознательность внутренне ограничиваются боязнью промаха. Отрицательная

оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном

напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи,

положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения.

Дети становятся малочувствительные к отрицательной оценке, а поэтому

некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников

или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к

обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное

отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки,

которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они не

дисциплинированы. Взрослые мало обращают внимание на успехи и неудачи,

редко выполняют свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и

соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и

то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия

для развития адекватной самооценки.

Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать

доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и

оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки,

без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и

положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную

оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Как и в раннем возрасте,

важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать

на недостатки. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны

окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу,

поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок

при недостатке положительных рождает неуверенность, боязни нового, создает

напряженность в отношении со взрослыми. Только уравновешенное сочетание

положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для

развития личности, самосознания. (Цвынтарный В.В., 2002)

Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной

«Три оценки». По этой методике ученикам предлагается выполнить любое

учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают

работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед

раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ

проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном

задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с

которой ты согласен.» Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются

ответы на следующие вопросы:

1.Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2.Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3.Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе

оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных

данных по следующим показателям:

-совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

-характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на

качество выполненной работы, б) любая другая аргументация,

в) устойчивость самооценки, о которой судят по степени

совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на

поставленные вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной

самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для

выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может быть

использована следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается

поочередно три задания: одно – по русскому языку, другое – по математике

(оба на основании изученного и понятного материала), третье – не учебное.

Например, складывание орнамента по заданным образцам, Ученикам предлагается

ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить

данное задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на

тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

Анализу ,позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию,

подлежат следующие данные:

1.Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников

(верная, завышенная, заниженная)

2.Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень

успеваемости.

3.Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на

оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

4.Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на

не учебные ситуации.

Данный анализ позволит узнать складывающуюся у каждого ученика

оценочную позицию. Важность выявления у дошкольников (особенно

слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях

отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у

таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей.

Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы

учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности

и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.

Вывод. Материалы экспериментов показывают, что в реальном учебном

процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей

степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем

от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую

роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив

достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и

получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает.

Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной

оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная

переориентация личности.

Глава II. Психолого-педагогические условия развития способностей, к

саморазвитию у заикающихся детей

2.1. Заикание у детей и его влияние на общее развитие

1. Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с

древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и

трудность в изучении. Распространение заикания зависит не только от

многообразных этнологических факторов, но и от некоторых национальных черт,

например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие

характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе

число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов- 5,7 %, у

немцев-2%, у русских-1,2%

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением

этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его

механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель,

удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд,

о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом

заикающегося.

Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит,

что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в

отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов,

как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Развивая эту точку зрения, И. Ю. Абелева отмечает, что заикание есть

нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и

принципиального умения говорить нормально. В целом Н. И. Жинкин считает,

что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо

проявляющийся в речи.

К. И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и

медицины, выделяет в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания,

когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные

расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв»

высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции на это,

прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи.

Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов .

С конца XIX в. определеннее становиться мнение, что заикание- это по

существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства

, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического

характера, а психологические недостатки носят вторичный характер ( А.

Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сипорский).

Многие исследователи наоборот указывали , что первичным являются

психологические особенности, а физиологические проявления при заикании -

это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г.

Каменна).

М. И. Пайкин, рассматривал механизм и сущность заикания в раннем

детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс,

воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К

ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода

первоначального голосообразования и лепета ребенка, повторение одних и тех

же или сходных звуков и слоговых структур.

Р. М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей,

называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения,

связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для

своего выражения фразы». Речевые затруднения, по ее мнению, могут

вызываться задержками развития речи (косноизычие, аграмматизмы,

недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная

речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями

патологического развития личности с недоразвитием эмоционально - волевой

сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит

сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.

Изучение грамматического развития, состояния активной и пассивной речи,

условий, при которых заикание усиливается или ослабевает. Речевые

затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа первой

системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима.

Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов

(раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в

нервной системе и психике ребенка при наличии особо благоприятствующих

условий («почвы»).

а) Невротическая отающенность родителей (нервные и другие болезни,

ослабляющие или дезорганирующие функции центральной нервной системы:

сифилис, алкоголизм, интопацирующие нервную систему плода).

б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи

детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная

напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).

в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация – база

для заикания. Предполагающей причиной заикания может послужить и скрытая

психическая цинмленность ребенка, повышенная реактивность на почве

ненормальных отношений с окружающими.

Производящие причины.

1. Причины анотомо – физиологические. Сюда относятся:

а) Всякого рода физические заболевания с энцефалитическими последствиями и

травмы (внутриутробные и природовые, нередко с асфиксией, сотрясением

мозга);

б) другие органические нарушения мозга, в том числе и наблюдаемые у

алаликов, адгазинов (локализация и стабность симптома – признак

органического поражения). Полагают, что в этих случаях повреждены

регулирующие движения механизмы;

в) Истощение или переутомление нервной системы (интосификационные и другие

заболевания, ослабляющие центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит,

глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции);

г) Болезни носа, глотки, гортани и несовершенство звукопроизводительного

аппарата в целом, в случаях косноязычия и задержанного развития речи

(ограниченный словарь, аграематизмы);

д) Общая моторная неполноценность.

2. Причины психические и социальные.

а) Испуг, страх.

б) Обострения эмоциональной напряженности в результате острого психического

ущемления, острой обиды, зависти, ревности, болезненной настороженности,

боязни выдать тайну нередко ведет к спотыкающейся, а в дальнейшем – к

заикливой речи.

в) Неправильное формирование речи в детстве.

-Речь на вдохе, косноязычие;

-Скороговорка – звук произносится в то время, как речевые органы вследствие

торопливости уже перестроены на следующую артикуляцию; чрезмерный вдох

перед речью, расплывчатые формулировки, частое повторение слов, потребление

непонятных слов;

-Быстрая нервная речь родителей, она вызывает и в акте восприятия и в

стремлении подражать ей нервное напряжение, проявляющееся у нервных детей в

виде заикания.

Перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом, особенно

декламацией перед взрослыми гостями в плане демонстрации моих талантов

нередко завершается заиканием.

Отличаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различают две

формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная –

ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речи заикающегося, активная

– он передразнивает его и сам начинает заикаться.

Нарушения в развитии речи существенно влияют на эффективность процесса

социализации ребенка. В следствие логоневроза ухудшается процесс общения со

сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиски способов

самореализации в других видах деятельности.

2.Основным проявлением заикания являются судорги в процессе речевой

деятельности, т. е. Когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается

непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков,

слогов и даже слов. Это возникает в следствии судорог мышц речевого

аппарата. Подобная судорожность тесно связана с психофизическими

состояниями заикающегося ребенка: страхом, робостью, чувством стыда за свою

речь, покраснение лица, повышенной потливостью и т. д.

Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно

всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психическими

расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны

проконсультировать ребенка у детского психиатра или невропатолога иначе

работа с детьми специалистов будет неэффективна.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность еще не

сформирована. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда

это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс,

увеличиваются нагрузки ребенка, предъявляются новые, повышенные требования.

Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят

физиологические и психологические изменения в организме.

Основным проявлением заикания является судорги, которые возникают во

время речи в дыхательном, голосовом и артикулярном аппарате. Существует два

типа судорог: клонический и тонический, а также их смешанный вид, когда

одновременно проявляются оба вида(при этом одни судорги проявляются

сильнее, другие слабее).

Для заикающихся с клоническими судоргами характерно повторение звуков

или слогов: с-с-с-садик, ма-ма-ма-шина по причине затруднительности в

произнесении слов. Сначала он несколько раз повторяет первый слог, а затем

как бы выталкивает конец слова. Эта стадия заикания, которая

характеризуется кратковременным сокращением мышц, сменяющихся

расслаблением, называется клонической. Со временем этот тип судорог может

перейти в более тяжелую форму- тоническую, которая характеризуется

длительным сокращением мышц: с___адик, ма____шина.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в

речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность

речи вынуждено и внезапно прерываются.

По степени проявления заикание может быть легким(слабым), средним и

тяжелым( сильным). Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением

судорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой степени, в

результате длительных судорог, речевые общения становятся невозможными. Чем

чаще судорги, тем тяжелее заикание.

В зависимости от места возникновения речевые судорги подразделяются

на:

-артикуляционные судоги поражают мышцы языка(д…домик, дя-дя-дя-

денька); губ(б…бабушка, бу-бу-будега); мягкого неба (г…гуси, к…камень, й-ю-

юла)

-голосовые: судорги охватывают мышцы гортани. И тогда голоссовые

связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука

(а…арбуз, о-о-о-огурец) или голосовые складки остаются разомкнуты, тогда

гласный звук произносится шепотом.

-дыхательные, из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или

грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и говорящий как бы

замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу

выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судорги бывают смешанными:

артикуляционно-дыхательные, артикуляциооно-голосовые и др. Нарушение

координации общего речевого акта отражается таким образом и на дыхательной,

голосовой (фоноторной) и артикляционной мускулатуре. Заикающейся чрезмерно

расходует воздух. Некоторые выдыхают часть воздуха перед фонацией

(голосопадачей), другие растрачивают воздух при преодолении препятствий,

создающихся в органах речи.

Нарушение фонаторных движений заключается в том, что почти у всех

заикающихся нарушается голос, однако не так заметно, как дыхание. Во время

приступа заикание можно видеть и ощущать быстрые движения гортани вверх,

вперед или вниз.

Напряженные и судорожные фонации иногда изменяет состояние голосовых

связок, возникает утолщение слизистой и образуются узелки, что способствует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.