на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема


Философ интересуется не столько содержанием его личности, сколько

уровнем его мудрости, который легко обнаруживается через оценочное

отношение к себе и миру.

Каждый из нас формирует свою оценочную систему, и от того, насколько

она совершенна или несовершенна, зависит не только наша собственная жизнь,

но и жизнь окружающих нас людей.

Именно поэтому совершенствование своей оценки смолоду должно быть

непреложным делом каждого человека. Мы постоянно будем жить в раздорах,

неспокойном, взбудораженном состоянии, если пусти это дело на самотек. В

жизнь каждого из нас будет ежедневно врываться какой-нибудь оценочный

эгоист и подолгу изводить своим примитивным видением окружающего.

Уберечься от этого невозможно, поскольку таких людей много и они

всегда рядом. Древнегреческий мыслитель Праксилла в образной форме сказал о

таких: «Скорпион под любым камнем тебе может попасться, друг. Бойся жала

его…»

Д. Байрон, стремясь подчеркнуть назойливость и однообразие примитивных

оценок одной из героинь, восклицает:

Она была живое поученье,

Мораль и притча с головы до ног.

Оценочную твердость не меняет ни время, ни местонахождение человека.

Сократу однажды сказали о каком-то человеке, что путешествие его нисколько

не исправило. «Охотно верю, - заметил на это Сократ. – Ведь он возил с

собой себя самого».

Привычное оценочное самовыражение становится стилем жизни некоторых

людей, и им трудно его изменить. Встречаются и такие, которые почти всегда

видят окружающее в мрачном свете, живут, что называется в сумерках. Они

постоянно чем-то недовольны, брюзгливы, жалуются на судьбу и других людей.

Такому человеку кажется, что его никто не понимает, что только он прав и

только ему доступно истинное понимание вещей. При этом не скупится на

отрицательные оценки всего, что видят его глаза, и слышат уши.

Такие люди – насилие над окружающими. «Нет глупости больше, назойливее

и диковиннее, - говорит М. Монтень, - чем возмущаться и оскорбляться

глупостями, творящимися вокруг. Ибо эта глупость обращается против нас же».

Неприятно окружающим, не сладко и самому носителю такой оценки. Этот

человек впитывает в себя свой собственный яд и отравляется им. Такие люди

становятся тягостными для окружающих, они подозрительны и желчны.

Одним из таких сверхоценочных нытиков был Плюшкин. Прислушаемся к его

разговору со служанкой Маврой:

«- Куда ты дела, разбойница бумагу?

- Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым

изволили прикрыть рюмку.

- А вот я по глазам виду, что подтибрила.

- Да на что бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого: я

грамоте не знаю.

- Врешь, ты снесла понамаренку: он маракует, так ты ему и снесла.

- Да понамаренок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал

он вашего лоскутка!

- Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это

железными рогатками! Вот посмотришь как припекут!»

Не менее красочные отношения Плюшкина с дворовым мальчиком Прошкой:

«- Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! – сказал Плюшкин Чичикову,

указывая на лицо Прошки. – Глуп ведь как дерево, а попробуй что-нибудь

положить, мигом украдет! Ну, чего ты пришел, дурак, скажи, чего?»

Такой стиль оценки Плюшкина превращается в сплошное истязание

окружающих. Постоянные оскорбления, предвзятость, мелочность, и в тоже

время – беспощадное стремление к приоритету, к навязыванию своей оценки

другим по любому поводу. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог

снизойти человек! – восклицает автор «Мертвых душ», - мог так измениться! И

похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».

Действительно, может статься и такое, особенно, если человек не привык

следить за собой смолоду. К старости и сам человек, и его оценки становятся

все более и более суровыми и даже агрессивными. «Забирайте же с собой в

путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество,

забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не

подымите потом!» – советует читателю Н.В. Гоголь.

Как видим облик человека, – прежде всего в его оценках, общем

оценочном отношении к миру. Они формируют его образ жизни, репутацию,

авторитет среди людей. Они влияют, как ни странно, и ни ответную оценку

людей к данному человеку.

Когда один из классиков философской мысли говорит о Пушкине –

«солнечный Пушкин», нам сразу ясно, о чем идет речь. Он имеет в виду

жизнелюбие этого человека, оптимистическое оценочное отношение к тем, кто

рядом с ним, для кого он творит. Когда же мы сталкиваемся с известным для

всех Плюшкиным или сказочным персонажем Бармалеем, то нам тоже совершенно

ясно, кто они и как относятся к другому человеку. По мнению Лихтенберга,

«мир существует не для того, чтобы мы познавали его, а для того, чтобы

воспитывали себя в нем». И это справедливо. Так же как справедливы слова

другого мыслителя: «Нужно воспитаннику преподать не столько знание

исторических фактов, сколько умение судить о них».

Человек и его оценки – неделимые понятия. Древняя мудрость гласит:

«Заговори, я хочу тебя увидеть». Заговоривший обязательно выдаст себя

своими оценками.

Французы утверждают: женщина любит ушами. Верное наблюдение. Тут она

не только получает желаемую для себя оценку в виде комплиментов, но и все

узнает о болтливом собеседнике, что, конечно же, для нее важно во всех

отношениях.

Трудно человеку скрывать самого себя. Лишь некоторые, специально

подготовленные люди делают это умело: политики, дипломаты, артисты и др. Те

же, у кого такой подготовки нет, обычно охотно делятся оценками, без труда

обнаруживают свой внутренний мир. Особенно склонны к этому женщины,

которые, по словам писателей, могут обмениваться своими мнениями о чем

угодно и о ком угодно. Надо лишь набраться терпения и выслушать эти мнения.

Выводы придут сами собой.

Не торопитесь отвергать чужие мнения сходу. Вы вредите этим себе.

«Будем снисходительно относиться к самым различным мнениям, и если мы с

ними не согласны, будем их все же спокойно выслушивать» (М. Монтень).

Вывод. О чем бы ни шла речь, прислушайтесь к оценкам собеседника, и вы

хорошо узнаете его самого. Попутно задавайте ему вопросы о важных вещах, о

нем самом. Старайтесь создать ему благоприятные условия для самораскрытия.

Общаясь с людьми, мы не только узнаем их, но и совершенствуем

собственные оценочные способности, ибо имеем возможность путем сравнения

выбирать из них самые здравые. «Люблю я Лукиана, - признается М. Монтень. –

Я не так ценю его стиль, как его самого, правильность его мнений и

суждений».

Побольше бы и нам спутников со здравыми мнениями и суждениями.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЭГОИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Существенной причиной, снижающей развитие оценочной культуры среди

людей, является устойчивый эгоизм человеческой оценки. Как мы уже видели,

человек не только отстаивает свое мнение ради истины, он не упускает случая

навязать его окружающим ради престижа и самоутверждения. Как правило, он

испытывает глубокое удовлетворение, если другие соглашаются с его оценками.

Стремясь к первенству оценки, он нередко пускается во все тяжкие ради

этого. Получаемое удовольствие от навязанной оценки ни с чем не сравнимо,

это что-то вроде наркотика.

Подача своей оценки у некоторых мастеров бывает столь изощренной, что

собеседник невольно соглашается с ней. Нередко он оказывается в плену даже

чуждой ему оценки.

Оценочный эгоизм присущ не отдельным индивидам, не группе лиц, это, по

мнению Н.В. Гоголя, характерная особенность русского человека вообще.

«Надобно сказать, - пишет он, - что у нас на Руси если не угнались еще кой

в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться.

Пересчитать нельзя всех тонкостей и оттенков нашего обращения. Француз или

немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти

тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком и с мелким

табачным торгашом. У нас не то…»

«Манилов, желая убедить Чичикова, являет – в лице своем выражение не

столь сладкое, но даже приторное». В свою очередь, рассказывая о своем

прошлом и желая вызвать у собеседника оценочное сочувствие, Чичиков не

менее искусно выражает себя: «Чего не потерпел я? Как барка какая-нибудь

среди свирепых волн,… каких гонений, каких преследований не испытал, какого

горя не вкусил, а за что? За то, что соблюдал правду, что был чист на своей

совести, что подавал руку и вдовице беспомощной и сироте-горемыке! Тут даже

отер он платком выкатившуюся слезу».

Это, конечно, игра, однако на Манилова она производит очень сильное

впечатление: «Манилов был совершенно растроган. Оба писателя долго жали

друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых были

видны навернувшиеся слезы».

Мастерам оценки не сложно добиваться оценочной солидарности с

собеседником. Им достаточно для этого специфических приемов самовыражения.

В ход пускаются и голос, и мимика, и жесты, и словесные прибавления в

потоке речи, вроде «Разве я не прав?», «Ну что, разве не так?» и проч.

Из городских чиновников в «Мертвых душах» оценочным искусством

отличался полицеймейстер. «Купцы первые его очень любили. И хоть драл

подчас с них сильно, но как-то чрезвычайно ловко; и по плечу потреплет, и

засмеется, и чаем напоит, пообещает и сам прийти поиграть в шашки,

расспросит обо всем: как делишки, что и как».

Зато и «был он среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки

и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую».

Навязывать оценки другим проще всего тем, кто стоит у власти, кто

имеет материальное или моральное влияние на зависимых от себя людей. Здесь

истину искать не нужно. Властьимущие глубоко уверены, что истина в их

руках, надо лишь мастерски преподнести ее тем, кто их окружает. Иногда

волевым образом, как это делает герой рассказа А.П. Чехова «Мой домострой».

«Утром, когда я, встав ото сна, стою перед зеркалом и надеваю галстук, ко

мне тихо и чинно входят теща, жена и свояченица, - рассказывает он, - Они

становятся в ряд и, почтительно улыбаясь, поздравляют меня с добрым утром.

Я киваю им головой и читаю речь, в которой объясняю им, что глава дома –

я».

Навязанная домочадцам высокая самооценка расшифровывается и становится

еще более бескомпромиссной. «- Я вас, ракалии, кормлю, пою, наставляю, -

говорю я им, - учу вас, тумбы, уму-разуму, а потому вы обязаны уважать

меня, почитать, трепетать, восхищаться моими произведениями и не выходить

из границ послушания ни на один миллиметр, в противном случае... О, сто

чертей и одна ведьма, вы меня знаете! В бараний рог согну! Я покажу вам,

где раки зимуют!"

Оценочный эгоизм безнравственен. Нередко он имеет жестокие

последствия. Об этом говорит В. Шекспир в сонете №66:

Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянье,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместный почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службу у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг…

Франсуа Вийон в эпитафии, написанной себе и своим товарищам в

ожидании виселицы, не прощает людям оценочного безумства, убивающего и

человеческое достоинство и себе подобных:

Нас было пятеро. Мы жить хотели.

И нас повесили. Мы почернели.

Мы жили, как и ты. Нас больше нет.

Не вздумай осуждать, – безумны люди.

Мы ничего не возразим в ответ.

Сама история человечества нередко замешана на эгоизме и корыстных

побуждениях изворотливых, настойчивых в своей оценке людей. Даже науки

порой «рассматривают изучаемые ими предметы чересчур хитроумно и подход у

них к эти предметам чересчур искусственный» – говорит М. Монтень.

В наши дни оценочный эгоизм не только не слабеет и не угасает, но, в

связи ч происходящими в обществе переменами, набирает силу. Множественность

несогласующихся между собой оценочных позиций и притом их неослабевающая

воинственность, имеют не столько положительную сторону («в споре рождается

истина»), сколько отрицательную. Наиболее настойчивые носители неверных

оценок начинают представлять определенную опасность для окружающих, так как

они способны навязывать свои оценки другим и, таким образом, менять

обстоятельства в свою пользу. Для слабых натур это становится серьезным

испытанием, если не бедствием.

В связи с эти актуальной становится проблема защиты таких людей и

общества в целом от оценочной ярости эгоистически настроенных собратьев.

Необходима нейтрализация однобоких и неверных оценок, на что их носители

так просто не пойдут.

«Что такое нравственность? – спрашивает Гельвеций и поясняет: - Это

наука о соглашениях, придуманная людьми для того, чтобы совместно жить

наиболее счастливым образом». Эгоист хочет жить счастливо лишь сам, поэтому

такая наука ему чужда.

Мнений много, но истина одна, и старательно ее ищут лишь те, у кого

общие интересы, кто хочет жить совместно с другими в согласии.

Безнравственных людей это не устраивает, им гораздо важнее воинственный

приоритет собственных оценок.

Отсутствие между людьми взаимопонимания, культуры общения ведет ко

многим негативным последствиям. Подтверждением того, насколько в обществе

стал опасным непримиримый эгоизм оценок, стали события последних лет. Чтобы

отстоять свое мнение, многие выходят на улицы, демонстрации, устраивают с

людьми, отличающимися по взглядам и оценкам яростные выяснения отношений,

разбирательства, суды. Речь идет уже не о разумном обмене оценочными

мнениями и выборе из них наилучшего, истинного, а о том, как пересилить или

переупрямить того, кто в чем-то не согласен с тобой.

Наши современники не готовы к терпеливому поиску истины. Сознавая это,

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Оценки примирить,

наверное, невозможно. Дух разделения и исступления овладевает нашими

душами. Снова люди «свое» противополагают «чужому». И свое – положение,

имущество, идеи - считают более ценными, чем чужую – нет, не идею, -

жизнь».

Несходные оценки разделяют людей на множество партий, группировок,

оказывают на общество в целом более отрицательное, чем положительное

влияние. С усилением такого несходства резко понижается взаимопонимание

между людьми, растет неприязнь, отчуждение, возникают конфликты, стачки,

забастовки, войны.

Мы привыкли не замечать данной проблемы, но она существует издревле и

в определенные периоды исторического развития в значительной мере

обостряется.

Уже Платон задумывался над тем, как уберечь людей от оценочного

эгоизма отдельных индивидов. В своем государстве он лишал права на спор

людей с умом неразвитым или ущербным, с намерениями не искренними и

эгоистичными.

«Зачем отправляться на поиски истины со спутником, не умеющим идти так

ровно и быстро, как надо? » - замечает по этому поводу М. Монтень. По его

мнению, лучше быть одному, чем среди докучных и глупых людей, навязывающих

всем свои взгляды и оценки.

Редкая удача иметь подле себя порядочного во всех отношениях человека

с ясным умом и нравами, с умением судить обо всем с позиций истины, а не

узких, корыстных и эгоистических интересов.

Трудно решать эту проблему, если она не будет озвучена всенародно, в

общегосударственном и, может быть, мировом масштабе. На ее решение должны

быть мобилизованы и политика, и наука, и воспитательные учреждения

государства.

Вывод. Среди людей встречается немало носителей воинственной и даже

агрессивной оценки. Их опыт, а порой и искусство в этом отношении помогают

им утверждать свою оценку, не всегда верную и объективную, среди других

людей.

Необходимо оберегать себя и общество от таких людей. Воспитывать у

людей смолоду умение противостоять их оценочному эгоизму, умело приходить к

всеобщему согласию и единству.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ЧЕЛОВЕКА

Оценка возникла одновременно с человеком и восходит к глубинам его

психики. На протяжении тысячелетий она сыграла решающую роль в его

становлении как одного из наиболее совершенных биологических видов.

Уже с момента рождения ребенку присущ целый ряд оценочных реакций

положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Это не что

иное, как защитный отклик на то или иное воздействие среды. Психолог Л.И.

Липкина называет это свойство «мудростью тела». «В системе организма, -

пишет она, - имеются особые автоматизмы, делающие наше тело «мудрым».

Мудрость тела выражена в его способности оценивать, контролировать приток

количества и качества нужных веществ и оттока ненужных».

Невольное оценочное реагирование организма на внешний раздражитель,

выдающийся физиолог И.П. Павлов назвал «ориентировочным рефлексом» или

рефлексом «что такое?». Его значение в том, что он контролирует окружающее,

не позволяя пропустить раздражитель, который мог бы иметь для организма

какие-то последствия. «Биологический смысл этого рефлекса огромен, -

говорит ученый, - если бы у животного не было этой реакции, то его жизнь

каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске».

Дальнейшие исследования ученых подтвердили тот факт, что психика

организма выполняет, прежде всего, оценочно-контролирующую функцию.

Известный психолог П.Я. Гальперин в связи с этим замечает: «Контроль

составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности».

Для детского возраста, когда рассудочность еще недостаточно

сформирована, очень важными для оценки окружающего становятся его органы

чувств. Это подчеркивает известный педагог С.Т. Шацкий: «если ребенок не

будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет

среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые

грозят ему ежеминутной опасностью».

В историческом плане переход к психической форме отражения

действительности намного повысил оценочные возможности организма. С

появлением дистанционных рецепторов отражения у человека приобретаются

навыки не только стремительного, но и раннего распознавания качественной

неоднородности среды. С точки зрения все усложняющейся борьбы за

существование это стало значительным шагом вперед.

Возникнув с самим человеком, оценочная деятельность со временем

настолько усовершенствовалась, что сделала его в определенной степени

неуязвимым среди бесчисленного множества подстерегающих опасностей.

Благодаря умелой оценочной ориентации, человек на протяжении веков сумел

сохранить себя и достигнуть значительного совершенства в сравнении с

другими представителями животного мира. Это подметил Ф. Ницше. "«оценивать

– значит созидать… Без оценки был бы пуст орех бытия», - говорил он.

Имея мощную ориентационную и охранительную систему в виде сознания,

человек оказался способным заранее предвидеть жизненные ситуации,

планировать свою перспективу, намечая разумную деятельность, а вместе с ней

и путь к процветанию. Благодаря оценке он «создал смысл вещам, человеческий

смысл! Поэтому называет он себя человеком, то есть «оценивающим» (Ф.

Ницше).

Опыт, накопленный в течение тысячелетий, позволил человеку обеспечить

себя жизнеутверждающими ценностями, окружить себя не только комфортом, но и

стать многосторонне развитым существом. Кроме того, пожизненная оценочная

деятельность превратила человека в неутомимого исследователя,

первооткрывателя многих секретов окружающего и вселенной. Именно она

поддерживает у него неукротимый порыв к новому и неизведанному. Оценочный

«голод» ведет человека вперед и все дальше. Этим он в корне отличается от

животного, это и делает его высшей ценностью на земле.

Вывод. Человек – очень сложная оценочная система, многократно

дублирующая зондирование окружающего не только с целью самосохранения, но и

с целью распознания его значимости для себя и других. Он располагает для

этого такими оценочными средствами, как «мудрость» тела, рефлексы, органы

чувств, сознание, разум, обогащенный опытом многих предшествующих

поколений.

ЯЗЫК ОЦЕНКИ

Человеку приходится постоянно обмениваться оценочной информацией с

другими людьми. Это делает людское сообщество еще более крепким, так как

одна очень важная оценка становится тут же достоянием многих других людей.

Они сообщают что-то, предупреждают, оберегают, рисуют перспективу, опираясь

на оценку одного человека.

Каждый из нас располагает надежными, понятными для партнеров

оценочными способами. Таких способов немало и все вместе они составляют

своеобразный язык оценочного самовыражения. Порой даже его молчание или

резкий уход от общения с другим человеком также является одной из форм

выражения оценки.

Чаще всего человек выражает свою оценку речевым способом. По мнению

В.В. Виноградова, ни одно слово, ни одно предложение, сказанное человеком,

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.