на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема


Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

Министерство народного образования ПМР

Приднестровский государственный университет

Н.В. СЕЛЕЗНЕВ

РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

И УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Тирасполь - 1999г.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим Советом

Приднестровского государственного университета (пр. № 6

от 23. 02. 99г.)

УДК 373.1.02

РЕЦЕНЗЕНТЫ: доцент кафедры общей педагогики Приднестровского

государственного университета О.В.Гукаленко;

директор Новоаненской СШ №1 республики Молдова

З.П.Кочорба.

ББК 74.200

ЧЕРНЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ?

Однажды мне пришлось стать свидетелем сцены, которая запомнилась

надолго. Обычная семейная сцена – проза жизни, но от чего-то именно она

заставила задуматься над тем, что меня беспокоит до сих пор. Наши соседи,

супруги, прожившие в браке не один год, поссорились. Случалось у них это

часто, и потому никого из окружающих это не удивило. Ссора происходила во

дворе дома и поводом для нее на этот раз стала рубашка мужа.

Посмотри! – кричал супруг, обращаясь к жене, - как я ее надену,

воротник-то черный!..

- Я стирала рубашку, воротник – белый! – в тон ему отвечала она.

- Черный!..

- Нет, белый!

- Черный!

Продолжалось это долго. Наконец, крикнув еще раз «белый!» и в сердцах

отшвырнув рубашку к забору, жена скрылась в дверях дома. Муж даже не

взглянул на рубашку, он опустился на скамейку и просидел в неподвижной позе

несколько минут. По лицу было видно, что он никак не может остыть и

мысленно продолжает спорить с женой.

Я взглянул на валявшуюся у забора рубашку. Это была обыкновенная

стираная рубашка, воротник которой был ни белый, ни черный, а, как и вся

она, салатного цвета. «Близорукие они что ли? – подумал я. Сколько шуму, а

дело выеденного яйца не стоит».

Спустя некоторое время супруг встал и тоже пошел в дом, откуда вскоре

опять послышалось: «Белый… черный… белый… черный». Спор продолжался до

вечера, но примирение так и не произошло. Никто не захотел уступить,

согласиться с противником, и бедная рубашка так и осталась ночевать под

забором. Не до нее. Теперь каждый, очевидно, только и думал над

противником. Различие позиций, упрямство в отстаивании своего взгляда на

вещь, повлекли за собой настоящую войну. И между мужем и женой, между как

нельзя более близкими людьми.

Поразмыслив над этим фактом, я пришел к важному выводу: человек всегда

оценивает, формирует о чем либо твердое оценочное мнение. Это мнение может

быть и верным и неверным, однако и в том, и в другом случае он очень часто

не хочет отказываться от него и начинает защищать его с завидным упорством.

Совершенно очевидно, что на такую упрямую оценку человеку приходится

тратить немало времени и сил. Его не останавливает даже то, что из-за этого

у него рушатся добрые отношения с окружающими, а жизнь его превращается в

сплошные сумерки. Приходится терять не только покой, но и здоровье.

Не владея своей оценкой, человеку приходится постоянно воевать с теми,

у кого не менее твердая и упрямая оценочная логика. Дело вовсе не в

рубашке, которая осталась под забором. Дело в том, что назавтра у супругов

найдется новый объект для таких оценочных противоречий, и они снова будут

долго изводить друг друга, даже если разбегутся по разным углам.

Имея достаточно развитый ум, житейский опыт взрослые (впрочем, как и

дети) обречены нести на своих плечах тяжкий груз оценочных противоречий.

Систематически ведется размежевание на «белых» и «черных», и делается это в

нашей жизни на каждом шагу, на любом сантиметре жизненного пространства.

Такие противоречия характерны не только невежественным и не

образованным людям, они присущи и тем, у кого есть дипломы, кто освоил

самые разнообразные науки. «Попробуйте сказать, что хотите, - пишет Н.Г.

Чернышевский, - всегда найдутся люди, умные и образованные, которые станут

говорить противное».

Читая художественную литературу, можно обнаружить множество яростного

оценочного размежевания между литературными героями. Многие мыслители,

особенно из тех, кто напрямую был связан с исследованиями психологии людей,

всегда выражали озабоченность по поводу оценочных разногласий среди людей и

целых поколений. И.С. Тургенев, например, в связи с этим сумел выделить,

исследовать и описать в деталях так называемую проблему «отцов и детей».

Я.А. Коменский одним из первых осознал остроту данной проблемы и на

основании этого сделал для педагогики фундаментальный вывод: «Истинное

суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели. Ничего нет в

человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда

вещам дается ненадлежащая оценка». Главным в этих словах Коменского

является не то, что оценка одного может влиять на судьбы многих и многих

людей: рвутся добрые связи, рушатся семьи, даже близкие порой становятся

врагами.

Из-за нежелания отказаться от ошибочного мнения, уступить другому

человеку, когда он прав, происходит множество несчастий и даже трагедий.

Люди гибнут не только за метал, еще чаще они, в буквальном смысле слова

гибнут из-за оценочной близорукости, называя один и тот же предмет кто

«белым», кто «черным», упрямо не соглашаясь с тем, что очевидно.

Вероятно, есть что-то в самой природе человека, раз он с таким

наслаждением противоречит себе подобному, не вдаваясь в смысл противоречия.

«Наиболее устойчивым свойством человеческих мнений является их несходство»

– говорил М. Монтень. По его мнению, даже если ты умный и порядочный

человек, для окружающих тебя людей будет вполне естественным, если один из

них станет тебя хвалить, другой ругать, а третий вообще возненавидит.

Зная об этом А.С. Пушкин советовал «хвалу и клевету» принимать от

людей с одинаковым равнодушием, ибо сегодня ты окружен толпой восторженных

поклонников и льстецов, а назавтра можешь услышать «суд глупца и смех толпы

холодной».

Н.В. Гоголь также один из тех, кто воспринимал оценочные противоречия

как естественное состояние человеческих натур. «Да не покажется странным,

что обе дамы были не согласны между собой в том, что видели в одно и тоже

время», - говорит он о двух небезызвестных героинях «Мертвых душ».

Уже в раннем возрасте личность человека получает устойчивую, лишь ей

присущую оценочную направленность. Это превращается в своеобразную призму,

через которую человек видит все окружающее. «Мы по-разному воспринимаем

вещи, - говорит М. Монтень, - в зависимости от того, каковы мы сами». В

этом случае даже умудренные жизненным опытом и наукой люди оказываются в ее

власти и уже не способны прийти к оценочному согласию с другими, быть при

этом сдержанными и гибкими. В образной форме об этом рассказывает Я.А.

Коменский в «Лабиринте света и рае сердца»: «Пришли мы на площадь ученых, и

я увидел между ними ссоры, распри, передряги, сумятицу. Редко можно было

найти такого, который не ссорился бы с кем-нибудь и не только молодые (это

можно было бы приписать их несовершеннолетнему возрасту), но и старики все

вместе ругались. И чем больше кто считал сам себя за ученейшего или другими

был так называем, тот тем скорее начинал споры, метал стрелы на других;

даже страшно было глядеть на это, в этом искал он славы и похвалы себе…

Если кто-нибудь промолвил что-либо, то другой моментально противоречил ему;

например, спорили о снеге: белый он или черный, об огне – горячий или

холодный. Мне до слез жалко было смотреть на это».

Как видим с этим «белым» и «черным» Я.А. Коменский сталкивался в

стародавние времена, и с тех пор натура человека мало изменилась.

Естественно возникает вопрос: могут ли люди видеть окружающее в истинном

свете и не носиться со своими субъективными оценками, ожесточенно навязывая

их друг другу? Если каждому дано воспринимать все по-своему, существует ли

вообще путь к оценочному согласию – залогу примирения и спокойствия среди

людей?

А что, если нет? Тогда мы навсегда останемся обозлившимися, но и

страдающими людьми, далекими друг от друга и от истины, о которой издавна

так любим поговорить. «Мы учимся в споре лишь возражать, а так как каждый

только возражает и выслушивает возражения, это приводит к тому, что

утрачивается истина», - не без основания рассуждает М. Монтень.

В этом, очевидно, скрыто одно из важных несовершенств человека. Беда

не в том, что он видит вещи по-своему, вся беда в том, что он не хочет или

не может соотнести выражаемых оценок с оценками других людей. Яростно

навязывая их, он создает множество жизненных неурядиц, конфликтных и

стрессовых ситуаций.

ТВОЯ МУДРОСТЬ В ТВОИХ ОЦЕНКАХ.

Очевидно, чтобы обеспечить хоть какое-то оценочное согласие между

людьми, надо научить их разумно смотреть на вещи. С точки зрения их же

собственных интересов и здравого смысла. При этом точкой отсчета здесь

может стать такой показатель как полезность или бесполезность вещи для

людей и конкретного человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы

всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в

жизни», - говорит М. Монтень1.

Правильная оценка должна отражать общечеловеческую значимость вещей,

явлений и, таким образом, помогать конкретному человеку отделять важное от

неважного, нужное от ненужного, полезное от бесполезного. Оценочная

безошибочность и энергичность становятся основой человеческой мудрости.

«Истинная мудрость – Я.А. Коменский, - заключается в том, чтобы судить о

вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, какая она есть,

не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не

отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что

заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания. Отсюда

именно рождаются в человеческих умах всякое заблуждение и ошибки».

Оценочная деятельность человека – путь к уяснению того, что в мире хорошо и

что плохо, что такое добро и что зло. Именно оценочная мудрость помогает

человеку оберегать себя не только от ошибочных представлений о чем–либо, но

и неправильных действий по отношению к конкретному предмету. Это очень

важно для человека, и это понимали люди уже в древности. Известный

библейский царь Соломон, обращаясь к Богу, просит не богатства, не

славы и почестей для себя, а мудрости, которая помогала бы ему иметь верное

оценочное представление обо всем, помогала бы мудро судить подданных,

безошибочно распознавать добро и зло. «Даруй мне, Господи, сердце разумное,

чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло» – говорит он.

1 Да простят нас читатели, что мы очень часто цитируем этого автора. Именно

он много размышлял над проблемой оценочных взаимоотношений между людьми, и

было бы не корректным забывать о его величайших философских выводах на этот

счет.

Получив возможность все видеть и понимать в истинном свете, Соломон

стал вершить правосудие, исходя из высших человеческих интересов, за что,

был прозван «Премудрый».

Один из самых ранних представителей материалистического направления в

философии Демокрит постоянно напоминает своим ученикам о значении оценки

человека. Неправильная оценка, по его мнению, не позволяет воспользоваться,

как подобает разумному человеку, даже тем, что составляет очевидное добро.

«У людей зло вырастает из добра; надо быть мудрым человеком, чтобы

надлежащим образом пользоваться добром». Одно дело многое знать, уточняет

он, и совсем другое дело мудро распоряжаться этими знаниями, умело, глубоко

и до конца осмысливать все. Большой ум отличается объемным оценочным

проникновением в суть вещей. Вот почему, говорит он далее, «должно

стараться не только о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

Современник Демокрита Сократ также считал высшей добродетелью человека

мудрость, которая приобретается в процессе размышления, взвешенной оценки

всякого факта, вещи или явления. Он своди любое дурное дело человека к

простому заблуждению, неумению разобраться в сложившихся обстоятельствах и

правильно оценить окружающий его мир. Сократ излагал свое учение в форме

споров, диалогов, противопоставляя одни оценочные мнения другим. Сталкивая

собеседников в споре, он умело подводил их к единственно правильному

оценочному мнению и, следовательно, к истине. Свой метод обучения он назвал

«повивальным», подчеркивая тем самым, что человек должен не просто

стремиться к знаниям, но развивать у себя «ищущее мышление». Своими

беседами и поучениями Сократ содействовал развитию любомудрия и оценочной

объективности у людей.

Ученик Сократа Платон так же подчеркивал значение оценочной

объективности человека. По его мнению, она указывает путь к счастью

человека. «Поскольку мы все, говорил он, - стремимся к счастью и, как

оказалось мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами правильно…, должно,

по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более

мудрым. Если человек в этом убежден, он должен перенимать от отца мудрость,

а не деньги, и от воспитателей, и от прочих друзей, прося и умоляя

поделиться с ним мудростью».

По мнению всем известного мыслителя Аристотеля, человек отличается от

животного, прежде всего тем, что владеет речью, которая несет на себе

основную оценочную нагрузку. «Речь, - говорил он, - способна выражать то,

что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что

несправедливо». Душевное величие человека при этом заключается «в том,

чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью, не

обращая внимания на одобрение и порицание, исходящее от других».

Мысли древних о необходимости развития правильного оценочного

отношения к вещам и окружающей действительности находят живой отклик и

получают дальнейшее развитие в более поздние времена. В XIIв известный

парижский магистр Пьер Абеляр создает книгу под названием «Да и Нет», в

которой собрал и поставил рядом все совершенно не согласующиеся друг с

другом, противоположные оценочные мнения широко известных к тому времени

авторитетов. Вывод из книги напрашивался сам собой: человечеству необходим

не просто признанный авторитет, а высший оценочный разум, который помогал

бы, в особенности молодым людям, приходить к единству оценочных мнений и

таким образом избавлять себя и других от многих жизненных ошибок.

Безусловно, каждому надо полагаться на свой разум, на собственную оценочную

логику, однако в соответствии с той высшей логикой, которая может и должна

привести людей к согласию и примирению.

Сходную позицию занимает французский философ и писатель М. Монтень.

Он последовательно отстаивает право каждого человека на собственное мнение.

Однако различные мнения – это лишь путь к установлению единого, истинного

мнения. М. Монтеня совершенно не устраивает та ситуация, когда «один из

спорщиков устремляется на Запад, другой на Восток». Каждый воспитанный

человек должен учиться «склоняться перед истиной и складывать передней

оружие, лишь только увидит ее». Необходимо пересиливать себя и принимать

истину даже от своего врага. Упорствовать в заблуждениях, отстаивать их,

говорит от, свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее

низменным душам. Умение же одуматься и поправить себя, сознаться в своей

ошибке в пылу спора – качества редкие и очень ценные для человека. Только

рассудок, включающий в себя оценочный элемент (скептицизм), все видит, и

все слышит; только мудрость умеет обратить решительно все себе на пользу,

только они царят и господствуют над всем, все прочее слепо, глухо,

бездумно.

В России в XVIIв. Просветитель-демократ А.Ф. Бестужев вплотную подошел

к мысли о том, что сам человеческий разум есть постоянно включенная оценка

окружающего, помогающая человеку быстро определить, что для него важно и

неважно, необходимо и бесполезно. «Сам разум есть не что иное, как привычка

судить о вещах здраво и вскорости разбирать, что соответственно и что

противно нашему благосостоянию», - подчеркивал он.

Другой известный российский просветитель Н.И. Новиков высказывает

мысль о настоятельной необходимости формировать постоянно у молодых людей

оценочную мудрость в процессе их образования. «Образовать разум или дух

детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и

приучать их к такому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине

и посредством которого могли бы они быть мудрыми».

Анализ высказываний выдающихся мыслителей различных эпох позволяет

сделать немаловажный вывод: вполне сформировавшуюся личность человека

невозможно представить себе без исключительного умения правильно оценивать

все окружающее. Взрослый становится мудрым, если приобретает навыки видеть

все в истинном свете.

Нельзя считать человека достаточно развитым и воспитанным, если у него

не сформировалась способность проникать во все тонкости и глубины предмета,

если он не умеет оценивать все объемно и широко. «Умный человек – это

человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о

людях, о событиях, о фактах,» – пишет Э. Ильенков в книге с символическим

название «Учитесь мыслить смолоду».

В ТВОЕЙ ОЦЕНКЕ – ТВОЙ ПОРТРЕТ.

Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что и как вы оцениваете. Таким

самоанализом, к сожалению, мы занимаемся не часто. Наши оценки в обыденной

жизни мы всегда адресуем кому-то, не оставляя ничего для себя, кроме

сознания того, что мы всегда правы. Тем более, если вступаем в горячий

спор.

Оценки как нельзя лучше характеризуют нас самих, подчеркивают уровень

нашей культуры и мудрости. Известное библейское высказывание «Слова Петра о

Павле говорят больше о Петре, чем о Павле» достаточно точно передают смысл

того, что в твоей оценке – ты сам. В свое время Лессинг выразил это в

известной басне «Страус». «Быстроногий Олень, увидев Страуса, сказал:

- Бегает Страус не так уж быстро, но зато он, несомненно, великолепно

летает.

Орел же, увидев Страуса, сказал:

- Летать Страус, правда, не умеет, но зато, я уверен, что бегает он

прекрасно».

И можно не сомневаться, что персонажам, аллегорически изображенным в

басне, будет трудно отказаться от своих мнений.

По настоящему оценить вещь человеку мешает сам человек, так как при

этом он начинает опираться на прошлый опыт и прошлые свои представления об

этой вещи. «Вещи обладают своим весом, своими мерками, своими свойствами,

но внутри нас, в нашем душевном восприятии мы перекраиваем их на свой лад».

(М. Монтень)

Личное восприятие грешит эгоизмом, и это надо иметь ввиду даже мудрым

людям. «Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, - рассуждает М.

Монтень, - оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи сам».

И, не удержавшись, прибавляет: «чтобы судить правильно о вещах возвышенных

и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им

собственные изъяны».

Даже честному, искренне заинтересованному в правильной оценке вещи

человеку, трудно достичь ее объективности. Что же говорить о тех, кто

умышленно искажает ее, исходя из личных или конъюнктурных соображений?

О таких «мудрецах» остроумно пишет Н.В. Гоголь: «У нас есть такие

мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем

иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у кого их пятьсот,

опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до

миллиона, все найдутся оттенки».

Вне всякого сомнения, речь идет об «оттенках», которые человек

искусственно создает в угоду тем людям, от которых чувствует все большую

зависимость. "«Э-хе-хе, думает себе…» – вздыхает Гоголь, глядя на них.

Искусным мастером конъюнктурной оценки был Чичиков. Н.В. Гоголь не без

удовольствия рисует его превращения. Приводим один из разговоров Чичикова с

супругами Маниловыми.

«-А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова.

- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? –

прибавил Манилов.

- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек…

- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? – сказал

Манилов, опять несколько прищурив глаза.

- Очень, очень достойный человек, - отвечал Чичиков.

- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли,

что очень приятный человек?

- Чрезвычайно приятный…»

Чичиков умело подыгрывает своей оценкой, ибо хочет расположить

Манилова к себе, составить мнение, как о здравомыслящем человеке. Сценка

вполне соответствует тому положению, которое Ларошфуко сформулировал

следующими словами: «Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во

всем с нами согласны».

Оценочное лицо человека открывается невольно, стоит лишь внимательно

присмотреться и прислушаться к этому человеку.

Тому, кто стремиться уяснить для себя уровень мудрости другого

человека, особенно важно вслушиваться в его слова. «Я стараюсь завязать

знакомство с тем или иным из прославленных умов не для того, чтобы он меня

учил, а для того, чтобы узнать его самого», - признается М. Монтень.

Нелишне иногда в разговоре умышленно подводить человека к выражению

оценки о каком-то факте или явлении. «Когда я хочу составить себе о ком-

либо мнение, я спрашиваю его, насколько он доволен собой, по нраву ли ему

то, что он делает и говорит».

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.