на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора


«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов,

весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия

передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели

содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской

эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную

воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки,

прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа,

его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-

психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы,

игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы

просто сеяли»).

Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую

школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,

считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие

смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный

характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся

детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые

песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.

Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов),

которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло,

хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в

хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67,c.47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их

исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы

делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста,

начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют

комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе

синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии,

народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Особое многообразие красок произведений народной художественной

культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в

характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание

предположить целесообразность использования фольклорного материала в

процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего

школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких

оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху —

превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического

развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных

изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование

этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«... Это

не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие

В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке»,

о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о «зеленых лугах».

Таков и весь фольклор» (32,c.357(.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в

эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в

песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни

дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —

участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических

композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе

школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные

образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем

развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и

увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс

назидательности [44,c.13].

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную

нагрузку:

— познавательную;

— физического развития личности;

— импровизационно-творческую;

— организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и

умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка

физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают

пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра —

в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок

перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,

воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках

изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой,

рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра

превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В

качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни

различных жанров — плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки

[44,c.14].

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,

коммуникативные, спортивную, творческие, — являются эффективным

педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно

создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли»

или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам

способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам

возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,

способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по

игре.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его,

вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается

воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца –

в едином синтезе.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления

и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего,

эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических

чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к

сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и

младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно

ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для

всестороннего развития личности: нравственного, эстетического,

интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности

индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в

каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания,

овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения

одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к

сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди

постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились

вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое

нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего

детства.

Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и

комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в

групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе

отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и

коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления

традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется

традицией [44,c.15].

Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения

воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа,

путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий.

Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном

слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое

различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства

индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие

индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть

сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с

танцем, с постановкой и так далее.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах,

оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности.

Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно,

возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-

исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и

существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает

раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных

способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой,

неформальный характер.

В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание,

система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор

некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде

регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века;

иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных

условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система

творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо

тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные

слои народного художественного мышления [44,c.15].

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и

импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при

соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или

«Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при

исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и

тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник

(например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который

будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен

богатейший, выбор огромен, главная же задача программы - дать канву, по

которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой

индивидуальный рисунок [44,c.16].

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и

эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию

детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных

помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно

свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки»,

«водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них

мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под

музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию

дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный

характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении

принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской

музыкальной школой прошлого и настоящего.

Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной

традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна учитывать

данную особенность. Фольклор значительно расширяет владение русским языком

(вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки

русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С. формировался в

детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Арины Родионовны. Мы знаем,

что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С. неповторим и до

сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни

поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора

[54,c.18].

Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу

исключительные возможности для свободного развития творческих способностей,

фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.

Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве

элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию

творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных

работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в

одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а

также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на

заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету

«фольклорный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую

лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое

Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу

обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника

«Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на

бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь,

акварель) [44,c.16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку

и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных

психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой

сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в

биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих

способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический

эффект, который отдален от воспитателей определенным временным

пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке

обязательно.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных

способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе

музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент

предусматривал решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных

способностей детей;

2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в

стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии,

показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

|Компоненты музыкальных |Критерии оценки компонентов музыкальных |

|способностей |способностей |

|I. Музыкальный слух. |Чистое интонирование мелодической линии, |

| |чувство лада. |

| |Владение широким диапазоном голоса. |

| |Слуховое внимание. |

|II. Музыкальная память.|Запоминание, узнавание и воспроизведение |

| |музыкального материала. |

| |Наличие музыкального "багажа" памяти и |

| |умение им пользоваться. |

|III. Чувство ритма. |1.Точность, четкость передачи ритмического |

| |рисунка. |

|IV. Музыкальное |1. Запас танцевальных движений, умений с их|

|движение. |помощью передавать характер того или иного |

| |образа. |

|V. Творческие навыки. |Умение сочинить мелодию, ритмический |

| |рисунок. |

| |Умение образно мыслить и передавать свои |

| |чувства в разных видах музыкальной |

| |деятельности (пении, движении, игре на |

| |музыкальных инструментах) различными |

| |выразительными средствами. |

Таблица 2

Уровни развития компонентов

музыкальных способностей

|Компонент |Уровни |

| |Высокий |Средний |Низкий |

|1.Музыкальный | | | |

|слух | | | |

| |-чистое |-правильное |-не чистое |

| |интонирова-ние |инто-нирование |интони-рование ;|

| |мел. линии; |отдель-ных | |

| |-слуховое |отрывков ; |-отсутствие |

| |внимание; |-улучшение после|диапа-зона |

| |-широкий |повторного |голоса; |

| |диапазон голоса |показа; |-нет слухового |

| |не менее |-небольшой |внимания. |

| |(6-7 звуков). |диапа-зон голоса| |

| | | | |

| | |(4 звука); | |

| | |-слуховое | |

| | |внимание | |

| | |отрывочное. | |

|2.Чувство |-четкая точная |-передача |-нет точности |

|ритма. |пере-дача |отдель-ных |пе-редачи |

| |ритмического |элементов рит |ритмичес-кого |

| |рисунка. |мического рис.; |рисунка; |

| | |-улучшение |-нет улучшений |

| | |пока-зателей |показателей |

| | |после |после повт. |

| | |пов-торного |показа. |

| | |показа. | |

|3. Музыкальная |-быстрое |-неточное |-несформирован-н|

|память. |запомина-ние, |запоми-нание и |ость навыков |

| |узнавание, |воспроиз-ведение|запоминания, |

| |вос-произведение|муз. мате-риала;|вос-произведения|

| |муз. материала; | |, уз-навания |

| |-наличие муз. |-небольшой запас|муз. мат.; |

| |"бага-жа" |муз. "багажа" |-отсутствие муз.|

| |памяти. |памяти. |"багажа" памяти.|

|4.Музыкальное |-большой запас |-ограниченный |-отсутствие |

|движение. |тан-цевальных |за-пас танц. |запаса |

| |движен.; |движ.; |танцевальных |

| |умение передать |неумение |дви-жений. |

| |ими характер |передать | |

| |образа. |характер образа.| |

|5. Творческие |-умение |-неуверенность в|-отсутствие |

|навыки. |досочинить |сочинении |навы-ка |

| |мелодию, |мело-дии, |сочинения |

| |ритмичес-кий |ритмического |мелодии, ритмич.|

| |рисунок. |рисунка. |рисунка. |

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались

следующие задания.

Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого

методического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию

народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот",

мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал

секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, экспериментатор помогает

голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

У детей отмечена неуверенность, робость в пении. Многие дети – Андрей

Г., Лена Б., Лиза Н., Ульяна Е., (39%) просто говорят слова, не пропевая

чисто мелодической линии, некоторые дети – Рома К.

( 8% ) кричат, громко берут дыхание. При повторном исполнении попевки на

инструменте лишь Наташа Г., Катя Б. (17%) вслушиваются в мелодическую линию

и пытаются петь чисто. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде

заинька", т.к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения

возникли при пении попевки "Ходит кот", т.к. мелодия имеет волнообразный

тип движения мелодии. Илья Д. (8%) петь отказался, мотивируя отказ тем, что

он не умеет петь. Остальная (28%) группа детей пыталась выполнить задание,

но исполнение было не точным, с изменением мелодической линии.

Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.