на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора


со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми

[81,c.3].

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного

фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на

иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в

городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не

под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни –

романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы

искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко

используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится

предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим

знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на

большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок

должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу

для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески

поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и

многоголосном вариантах [83,c.275].

В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими

идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки,

пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического

развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей

в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей

творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в

процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая

художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и

полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством

[65,c.251].

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и

описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим

подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось

значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора,

а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”.

Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий

тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”,

“Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в

“Памятных книжках земств” и др. [84,c.56].

В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах,

в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской

среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке,

вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в

1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен

подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).

Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник

был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный

фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В.

(1826-1900г.г.) [84,c.115].

Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении

общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В

1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские

народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии

наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию

в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый

вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на

попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе

помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста

[84,c.221].

Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские

игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч

записей детского игрового материала из различных местностей России. Это

позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр

[68,c.27].

Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной

России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением

фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления.

Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило,

посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного

русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни

неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не

удовлетворяются, – происходит болезненное состояние… точно также от

бездействия мысли может произойти идиотизм…, - от ненормального состояния

нерва парализуется мускул, - точно также недостатком мышления искажается

художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует

мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании

детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в

жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области

духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа

выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или

посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном

инструменте” [65,c.139].

В этих словах заключено философское подтверждение практическим

изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением

музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского

творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный

теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета

Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных

корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому

фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной

России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и

сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный

календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений

детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при

Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по

детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой

комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был

опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и

несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее

многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность

обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н.

в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский

фольклор Сибири” [59,c.12].

В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л.

“Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в

обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в

переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное

художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические

произведения, а также произведения изобразительного и декоративно –

прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины,

плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские

сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его

отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько

искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка

сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой

его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в

действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное

начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов,

мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная

жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под

руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная

манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры,

драматизации [18,c.85].

Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой

кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других

институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и

детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители:

Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других

городов [45,c.12].

В нашей области также во многих музыкальных школах преподается

народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности

детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И.,

коллектив “Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.

Имеются попытки создания программ и учебно – методической литературы.

Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного

искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания

дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами

сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора

Ветлугиной Н.А. [19,c.3].

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма

актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в

условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре,

искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих,

созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи

сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в

первую очередь – подрастающему поколению.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора

активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в

музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное

стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое,

надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями

преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый

художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... в

воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть

крупнейшую роль” [44,c.16].

1.3. Классификация и терминология детского

музыкального фольклора

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков

велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали

складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из

исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое

значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в

непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное

место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов

систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню

публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И.,

Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и

познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”

[26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех

жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми

действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова,

звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре

поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования

(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в

классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает

многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой

рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им

к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые

скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или

опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать

сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации

Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

1) песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

2) песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы

О.И., Науменко Г. [62,c.58].

Все образцы были разделены на III раздела.

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с

природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки,

веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор

– заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К

последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят

собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той

или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических

страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию

окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского

труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения

за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь

порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него

по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен

магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и

обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего

игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство

календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду,

одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,

таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные

образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,

например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но

есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно –

егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и

праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких

обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни

про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского

календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям

природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки

далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит

обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и

обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как

к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки,

представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,

растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к

улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб

новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,

естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют

быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими

детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать

говорком [62,c.63].

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие

самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить,

потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое

событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных

связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь

по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным

миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные

взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в

небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные

эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них

точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В

каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего

рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к

рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,

дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым

словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и

увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются

созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются

звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету

птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

[62,c.68].

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно

представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным

кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра,

не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего

естественного и социального окружения” [62,c.72].

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:

драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в

драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и

движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического

действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель –

победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков.

В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.

По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и

шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”,

имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка

дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями

отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями

[84,c.25].

1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе

воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в

воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского

возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Фольклор является действенным средством воспитания национального характера

мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне

возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения

остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения,

призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью

должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького

ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные

песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это

своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев

слова и поэтические образы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.