на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка


Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной

деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка

новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и

самосовершенствованию.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со

школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то

не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так

называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с

намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения –

прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид

увлечений – информативно-ком муникативные увлечения. В них проявляется

жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей

никакой критической переработки.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными

делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение

пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на

неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в

этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное

и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба –

сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки

крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими

друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей

в это время появляется много знакомыхи, что еще более важно, образуются

неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не

только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы

развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от

группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,

в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,

их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой

«реакции группирования».

Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со

взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено –

им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

родителей.

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в

правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,

зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и

возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего

ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за

родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей

и т.д.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления

позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня

интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к

абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные

теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано

с интеллектуальным развитием.

В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких

психических функций, как восприятие и память. Связано с общим

интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с

теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают

писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и

психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные

изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым

человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться

взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы

своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме

стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении

со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-

личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в

неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга

увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет

ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная

нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки

стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе,

хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и

меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется

склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У

подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые,

подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое

целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно

считать центральным новообразованием всего периода.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: подростковый

возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной

характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой,

определяет его успехи в различных последующих видах деятельности. И одним

из таких видов деятельности является изучение иностранных языков.

1.3. Возможности содержания иностранного языка в формировании

общечеловеческих ценностей у подростков.

Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических

и культурных контактов, совершенствование системы народного образования

выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет

активно способствовать формированию и развитию личности школьника.

Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и

частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное

единство личности [111].

Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает

использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся

с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала

подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет

интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут

активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей

страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок

приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на

Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.

Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-

потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности

по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных

ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая

и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков,

их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной

культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого

делает человека духовно богаче.

Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях

каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи

социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит

вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.

Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные

через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,

социально-экономическими, культурными и другими особенностями.

Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко

они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях

народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных

традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский

отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для

организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом

влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические

нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают

огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное

творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые

народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у

подрастающих поколений лучшие человеческие качества.

Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных

времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и

включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между

традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения

высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов

других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С.

Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].

Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в

современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются

возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков

к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф.

Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в

духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н.

Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания

на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей

передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И.

Ханбиков, И.А. Шаров и др.).

Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных

традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной

дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного

цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной

из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение

учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других

народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию

о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.

Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие

иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те,

кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия

людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от

11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным

ценностям [173,27].

В системе школьного образования возможности учебного предмета

«Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком

развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности

учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в

общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством

изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого

языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].

В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного

подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык

рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент

познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых

языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия

стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения

межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного

языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития

необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения

в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,

стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в

развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями,

созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык

выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение

иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.

Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре

должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную

культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для

которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной,

равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории

усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится

продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167],

происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык

которого изучается» [88,7].

Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся

имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный

способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и

всей мировой цивилизации.

Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через

восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей

собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры

невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым

«желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.

Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит

осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое

раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его

моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное

значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.

Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности

человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям

несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как

методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного

чувства.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень

чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные

ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-

Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая

народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети

приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в

человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о

добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное

народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и

мировой.

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к

такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен

большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа,

своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-

своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем

языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле

заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное,

содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о

своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной

философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из

уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая

предельную лаконичность и выразительность.

Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита

способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять

результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла

пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития

подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но

главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все

подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои

поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде,

трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.

Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование

любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко.

Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях

рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого.

Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то

значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о

здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из

очень важных ценностей в жизни человека.

Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную

работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого,

есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно

приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и

знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания,

когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то

есть того, что особо значимо для духовного развития человека.

Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в

развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании

подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными

путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они

развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не

только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель

поведения» (И.Я. Яковлев).

Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка

играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества.

В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические

ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством

социализации, помогают создать объективные условия для эффективного

освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая

уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А.

Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей

к истокам мировой культуры.

Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха

учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении

общечеловеческими ценностями.

ГЛАВА II

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У

ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1 Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в

процессе изучения иностранного языка

Основное положение ценностно-ориентированного образования касается

педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к

пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от

управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение,

взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих

ценностей является формирование соответствующей направленности личности.

Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие

доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому

себе»[117,11]. Направленность личности как психическое образование состоит

из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения,

взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты

характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности,

интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно

выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей,

проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной

направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям.

Оно проявляется во всех других видах отношений [117].

Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической

суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную

систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную

схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.