![]() |
|
|
Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языкасоответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле «общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления» [124,55]. Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по- разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных, с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение. Множество подходов к определению специфики и содержания общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций. Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров опыта»[164,210]. Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей. Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во- первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что, собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое», «желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности. 1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого- педагогическая проблема Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию [55]. В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность» [17,75]. Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21]. В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально- творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества.[108,14]. О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец и другие. Одним из главных призваний отечественного образования является, по нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает: 1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере; 2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении; 3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; 4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию; 5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей [63,24]. Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается [112]. В российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания [92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение. Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4]. Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством. Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса: а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.); б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.); в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.); г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.); д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.); е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11]. И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно- ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально- ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно- программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта. Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы. По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война, стрельба» и т.п. Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов. В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций. 1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс формирования общечеловеческих ценностей у подростков. Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или иную сторону. Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование…» Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция». Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме, больной бабушке. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М. Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие; принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я- концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |