на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка


соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле

«общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за

ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

устремления» [124,55].

Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую

деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие

культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-

разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида

ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,

с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или

совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,

наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,

влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.

Множество подходов к определению специфики и содержания

общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями

субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.

Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы

человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и

единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным

способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,

желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров

опыта»[164,210].

Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций

считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные

сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и

времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя

для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой

концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и

др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.

Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-

первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и

идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих

элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как

рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,

собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не

статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в

эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве

основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже

очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций

показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к

определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,

«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от

понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-

педагогическая проблема

Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно

тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.

Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей

знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил

ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в

побуждении их к самовоспитанию [55].

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного

образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди

людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,

что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о

человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о

приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы

говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.

Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном

аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о

воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его

помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы

развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством

развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»

[17,75].

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,

социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,

«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для

всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.

Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на

создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что

обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при

их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным

функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого

раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на

развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного

обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует

воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения

общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной

взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом

и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике

особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.

Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки

конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на

развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-

творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.

Именно культура выступает связующим фактором между социальным и

генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного

общества.[108,14].

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное

первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира

ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец

и другие.

Одним из главных призваний отечественного образования является, по

нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал

тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее

значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова

и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное

мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого

человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект

педагогического сознания, включает:

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной

сфере;

2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических

возможностей [63,24].

Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования

придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том

и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать

человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,

для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в

решение которых он включается [112].

В российском обществе большую популярность всегда имели концепции

«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями

«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся

уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции

отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал

его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего

плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных

форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями

уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех

вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как

«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал

предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к

воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой

интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци

большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и

«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания

[92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,

прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и

других, которые относили к основным качествам индивида – уважение

человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и

придавали им большое значение.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная

причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а

в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на

которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].

Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование

без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей

полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,

напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в

человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным

российским учительством.

Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская

определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего

взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В.

Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного

процесса:

а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,

самостоятельность принятия решений и т.д.);

в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,

литературы, истории интеллигентность и т.п.);

г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,

знания, умения, навыки и т.п.);

д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в

красоте и т. д.);

е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,

понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].

И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать

основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-

ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может

задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики,

технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в

содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-

ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса

обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание

учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта,

существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-

программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно

закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности,

человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической,

экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В.

Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте

жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для

реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих

авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А

образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только

эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и

становление отношений к этому миру – два самых широких процесса,

организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к

жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в

настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых

лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,

стрельба» и т.п.

Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая

литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в

воспитании личности – одна из важнейших не только в современной

педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы,

начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не

пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими

ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие

глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и

фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из

которых является культура, как своего народа, так и народов других стран.

Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может

осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это

повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс

формирования общечеловеческих ценностей у подростков.

Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и

умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не

требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем

крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,

умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,

психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие

справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может

отклоняться в ту или иную сторону.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из

основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя

регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы

занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный

для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм

и методов учебно-воспитательной деятельности.

После относительно спокойного младшего школьного возраста

подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом

«бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми

темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования

личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная

нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и

борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения

взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую

особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни

один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую

преданность и самопожертвование…»

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и

психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует

на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,

чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно,

легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в

карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и

обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается

манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических

отношений.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а

образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую

школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но

встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не

только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это

включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок

интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь

самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и

ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему

брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,

желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть –

учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все

нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать

противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества

интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся

подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.

Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили

основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае

нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;

принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также

сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть

терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать

его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом

непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,

но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается

подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться

взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не

находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях

зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой

характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками,

использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего

подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок

делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,

личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система

внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,

которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все

богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной

внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных

областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,

соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное

«Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой

он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый

подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением

приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,

упрямстве, агрессивности.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-

концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в

развитии самосознания.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для

подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений

подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется

потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе

она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.