на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Педагогика


| |изготовление сувениров. |

|Дом |Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; |

| |изготовление книжных, туалетных полок, подставок под |

| |телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; |

| |изготовление специальных инструментов и приспосаблений |

| |для садово-огородных работ; изготовление рабочих |

| |инструментов и приспосаблений для обработки различных |

| |материалов; дизайн рабочего уголка. |

Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены,

декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки,

украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка,

гравировка, эмаль).

Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении

творческих проектов

Значительные изменения, происходящие в современном обществе,

максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В

последнее десятилетие в центре внимания психолого-педагогической науки

находится изучение особенностей и возможностей человека, условий

целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала.

Понятие проектной деятельности направлено на достижение единой цели

образования - личностного развития школьника.

Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность - мотив

- цель - задача - действия - операции.

К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один

мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов, образующих мотивацию

данной деятельности.

Потребность есть состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо

или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются какими-

либо потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и

процесс преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий

деятельность по удовлетворению этой потребности.

Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов,

необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи учения и труда, то есть

целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа

одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление

деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны

выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием

звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В

связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности

определим как учебно-трудовую.

Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса

трудовой деятельности.

Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в

рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации

учебной деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой

деятельности.

Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и

содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту

деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах, действиях и

операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным

результатом изменение самого субъекта.

Сравнение моделей учебной и трудовой деятельности, определение

содержания структурных компонентов позволили определить приоритетное

направление трудовой деятельности в процессе выполнения творческих

проектов.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна

соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили

основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный,

технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится

проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности

человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему

им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества,

какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель -

получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как

социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают

изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и

умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии

изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор

инструментов и оборудования, определение последовательности технологических

операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами

деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также

все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при

разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является

приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На

протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей

деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции,

корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку

работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и

навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает

учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные

технологические операции являются промежуточным результатом деятельности

учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль,

корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические

расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими

работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед

одноклассниками.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного

задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит

в себе большие возможности для развития творческих способностей.

На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено,

что при соответствующей организации учебного процесса в школе развивается

познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется

политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура.

Педагогический анализ специфики творческой деятельности требует

осмысления более широкого понятия "творчество". Общепринятая точка зрения -

творчество как вид человеческой деятельности - отличается новизной и

оригинальностью.

В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что

творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно,

чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент

субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая

созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем,

творческих задач и заданий. Один из важнейших ее признаков - появление в

результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений,

творческих способностей личности.

В основу обучения школьников проектированию должны быть положены

основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и

изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество

школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому

процессу взрослых.

В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить

на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых:

возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация

решения на практике.

Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой

деятельности является обнаружение школьниками технического противоречия,

возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел

технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы,

посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация области

поиска - школьник осознает смысл задачи.

Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе

которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в

результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной

(иногда объективной) новизной.

Большое значение для практики имеют такие существенные психологические

закономерности творческого процесса, как отбрасывание второстепенных

подробностей, членение крупных проблем на ряд простых условий задачи. Это

дает возможность юному рационализатору сконцентрировать свое внимание на

главном объекте деятельности, отказаться от привычных представлений, схем,

установить необходимые взаимосвязи между главным и второстепенным.

В последние годы вопросы эффективности научно-технического творчества

оказались в центре внимания исследователей ввиду острой практической

необходимости. Гигантский рост роли науки в жизни общества, характерный для

последних десятилетий, привел к тому, что интеллектуально-творческая

деятельность оказывает все большее влияние на развитие экономики. В связи с

этим встает комплекс специфических задач: разумного отбора кадров,

организации творческих коллективов, создания необходимой мотивации

рационализаторской деятельности, поиска средств, стимулирующих успешное

протекание творческого процесса, рационального использования современных

возможностей автоматизации умственного труда.

2. Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельности

учащихся.

2.1.Планирование учителями процесса проектной деятельности.

Для определения оптимальных путей реализации образовательной,

развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и

внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю

необходимо правильно организовывать свою деятельность.

Для решения учебных задач учителем составляется перспективный план

учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную,

логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных

ее тем.

Планирование начинается с изучения действующей программы.

Анализ программы.

Программа по школьному курсу «Технология» была подготовлена научным

коллективом, руководителями которого является Симоненко В.О. и Хотунцев

Ю.А.. Программа была выпущена издательством «Просвещение» в 1996 году.

Вариант I (мальчики)

По этому варианту занимаются учащиеся, которые углубленно изучают основы

техники.

Основная цель этого раздела—формирование знаний, умений и навыков в

области социальной этики, воспитание уважения к личности, заботы в первую

очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и

национальных традиций.

На изучение этого разделка выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал

раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы.

Конечно, изучение культуры человеческих отношений не должно ограничиваться

этим разделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы

образовательной области «Технология» в старших классах.

Вариант II (девочки)

Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной

области «Технология».

Кроме общих задач предмета «Технология» при изучении этого раздела

необходимо решать следующие дополнительные задачи:

. совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном

ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за

жилищем;

. ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства,

народного творчества и ремесел;

. развитие художественной инициативы;

. воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-

гигиенических правил в быту и на производстве;

. воспитание уважения к народным обычаям и традициям.

|Принципы |Реализация |

|Научность |Соответствует современному уровню |

| |развития науки и техники, раскрывает |

| |современные технологические процессы |

|Учет возрастных и познавательных |Программа учитывает возрастные |

|возможностей |возможности и особенности учащихся и |

| |построена по принципу от простого – к |

| |сложному, от малого – к большому |

|Системность и последовательность |Эффективное распределение объема учебного|

|изложения |материала по классам. Комплексный подход |

| |к изучению всех блоков материала. Учтены|

| |межпредметные и внутрипредметные связи |

|Воспитывающий характер содержания|В программе заложены основы эстетики, |

| |нормы морали, этикета. Предполагается |

| |экологическое, экономическое воспитание |

|Четкость структуры |Большое число разнообразных по содержанию|

| |разделов программы. Весь материал разбит |

| |на логические блоки |

Методические рекомендации к урокам (IV четверть):

Урок №1

«Творческая деятельность и творческий проект»

Обуч.: познакомить учащихся с видами деятельности, в т.ч. проектной.

Раскрыть этапы выполнения проекта

Разв.: способствовать формированию познавательного интереса, расширению

технического кругозора

Восп.: воспитывать целеустремленность, бережное отношение к вещам, уважение

к товарищам

Начать урок можно с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды

деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно

к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты

и просмотреть короткометражный фильм «Производство», откуда учащиеся узнают

различные виды профессий, жизненный цикл продукции.

На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной

деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся

самостоятельно составляют опорную схему проектной деятельности.

В конце урока целесообразно обсудить все составленные схемы, прийти к

общему решению. На этом этапе необходимо применение плаката «Проектная

деятельность», которая поможет обобщить новый материал.

В конце урока необходимо выдать домашнее задание.

Урок №2

«Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения»

Обуч.: обучить уч-ся комплексно оценивать свои возможности

Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческого

воображения

Восп.: воспитывать самостоятельность в принятии решений.

Основная часть урока проходит в форме деловой игры. Класс разбивается

на 4-5 групп. Каждая группа получает по карточке-указателю для поиска

возможной проблемы «Дом», «Школа», «Магазин», «Завод», «Детская площадка» и

т.д. Далее каждая группа выдвигает возможные проблемы по своему направлению

и предлагает варианты их решения. Затем проводится групповой анализ

выдвинутых проблем и способов их разрешения. Оценивается оригинальность

идей.

Выбирается несколько самых интересных проблем.

После этого им следует дать задание: продумать все аспекты, необходимые

для разрешения сложившейся проблемы и оформить в виде звездочки-

обдумывания. Урок завершается подведением итогов и выдачей домашнего

задания.

В конце урока необходимо распределить 3-4 доклада по дизайну к

следующему уроку («Дизайн - а что это такое?», «Дизайн и интерьер», «На чем

стоит дизайн?») .

Урок №3

«Пути поиска информации. Моделирование и дизайн»

Обуч.: научить учащихся работать с картотекой книг, искать требуемую

литературу, ознакомить с понятием «дизайн»

Разв.: способствовать развитию творческой инициативы, творческого

воображения

Восп.: воспитывать любовь к красивому и прекрасному

На уроке проводится экскурсия в библиотеку.

Библиотекарь должен рассказать учащимся о способах поиска информации

(включая Internet), о правилах пользования библиотекой, поиске книг по

каталогу, показать книги по проектной деятельности. На этом этапе учащиеся

должны сами попытаться найти по каталогу книги для своего проекта.

Далее урок проходит в читальном зале, где учащиеся зачитывают доклады

по теме «Дизайн», смотрят книги по своему проекту, и решают задачу на

моделирование. Она должна быть на развитие творческого воображения, т.е.

иметь совершенно не стандартные, оригинальные решения.

В конце урока учитель должен показать все придуманные варианты решений

и выбрать вместе с учениками самое интересное и не обычное.

Урок №4

«Критерии выбора модели проекта»

Обуч.: познакомить уч-ся с экологическими, экономическими и эстетическими

требованиями

Разв.: способствовать развитию логического мышления, творческой инициативы

Восп.: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, материальным и

финансовым ресурсам.

В начале урока необходимо обязательно проверить домашнее задание. После

чего учащиеся разбиваются на 4 группы, каждой из которых дается задание:

разработать требования к изделиям по определенному направлению (экология,

экономика, эстетика, эргономика…, Направление выбирается по жеребьевке),

используя научную литературу, о которой заранее должен позаботится учитель.

Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, и таким образом все

команды знают требования и экологии, и экономики, и эргономики …

После этого учитель задает различные вопросы по всем темам.

Оценивается быстрота и правильность ответов.

В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы и выдает

домашнее задание.

Урок №5

«Планирование технологического процесса. Разработка тех. документации»

Обуч.: обучить правилам составления тех. документов на примере

технологической карты

Разв.: способствовать развитию технического и логического мышления

Восп.: воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность

В начале изложения новой темы необходимо указать на значимость

планирования трудового процесса. Далее учитель должен рассказать о видах

технических документов, объяснить правила составление технологических карт

и возможные ошибки, разобрать вместе с классом одну технологическую карту и

одну инструкционную карту.

На чтение технологических документов выполняется самостоятельная

работа. Во время ее проведения учитель проверяет домашнее задание

индивидуально у каждого ученика.

После самостоятельной работы учащиеся начинают составлять

технологическую карту своего изделия. В это время на партах могут лежать

образцы технолог. карт как ориентировочная основа действий. Данную работу

учащиеся завершают дома.

Урок №6

«Изготовление изделия»

Обуч.: обучить уч-ся правильно организовывать свое рабочее место

Разв.: развивать практические навыки работы

Восп.: воспитывать целеустремленность, любовь к труду

Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить

выполнение домашнего задания, проверить готовность к началу работы, наличие

материалов, инструментов, приспособлений, технологической карты (у каждого

ученика своя).

Так же необходимо вспомнить и повторить правила техники безопасности и

санитарно гигиенические правила. Во время выполнения работы учитель

наблюдает за учениками, при необходимости учитель оказывает помощь

индивидуально каждому ученику, так как у каждого свой проект. Если же в

классе несколько учеников выполняет одинаковый проект, то индивидуальная

помощь так же необходима, так как ученики могут быть на разных этапах

выполнения задания. Учитель контролирует насколько хорошо ученик

ориентируется в технологической карте.

В конце урока подводятся итоги проделанной работы. Дома ученик

заканчивает выполнение своего проекта.

Урок №7

«Знакомство с рекламой. Расчет себестоимости изделия»

Обуч.: познакомить уч-ся с видами рекламы, дать расчет себестоимости

изделия

Разв.: способствовать развитию творческой инициативы

Восп.: на примере расчета себестоимости показать важность экономии ресурсов

Начать занятие надо с повторения экономических требований к изделию.

После этого учитель объясняет как правильно рассчитать себестоимость

проекта. Далее учащиеся ищут возможные пути ее снижения, выполняют расчет

себестоимости своего изделия.

На следующем этапе урока проводится дискуссия о рекламе, ее

необходимости и важности в современной жизни, а также и о том как она

работает. Для активизации познавательного интереса необходимо показать

примеры рекламных проспектов, вспомнить телевизионную, радио рекламу,

провести аналогию.

Поскольку урок последний перед защитой, то следует проверить степень

выполнения проектного задания. Дать последние консультации (кому это

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.