на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)


Общественные потребности Цель Наука

Культура Содержание образования Личные

потребности

Техника Возможности Природа

Система потребностей – социальные и личные – как наилучшим образом

соединить общественные и личные интересы, сделать образование личностно

значимым.

Система научных достижений – исследования в области научных достижений

в содержании, показали, что период времени между новым достижением и

началом его систематического изучения в школе неуклонно сокращается.

Например: если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после

изобретения Морзе, изучение Дарвина – 56 лет, то с транзистором школьники

познакомились уже через 10 лет после его изобретения; синтезом инсулина,

исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, космической

биологией – через 4 – 5 лет.

Система возможностей – учет возрастных возможностей обучения, с

которыми необходимо считаться. Например: в 70-е годы совершенствование

содержания решали путем введения в школьные программы сложных разделов,

изучавшиеся ранее в старших классах, вузах не увенчалось успехом. Доказано:

запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее, другое

дело осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный

уровень развития.

Общие принципы формирования содержания.

1. Гуманистичность

2. Научность.

3. Последовательность планирование содержания по линии, где новое

знание опирается на предшествующее.

4. Историзма – содержание в развитии во времени, в пространстве.

5. Систематичность – изучение содержания в системе (МПС, ВКС, МКС).

6. Связи с жизнью – действенность, изучаемых знаний, умений.

7. Соответствие возрастным особенностям (если материал слишком

легок, то и знание и познание силы растут медленно).

8. Доступность.

Структура изложения содержания.

Линейная – отдельные части учебного материала неразрывно связаны между

собой в звенья, прорабатываемых за время школьного обучения только один раз

(при изложении истории, литературы, музыки и т.д.).

Концентрическая предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и

тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно

расширяется, обогащается новыми сведениями (физика, химия, биология).

Спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему,

постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет

перерывов (концентрическая структура), нет одноразовости (линейная

структура) (общественные, педагогические, технические науки).

Составители учебных книг сегодня используют возможности смешанной

структуры (комбинация из всех 3-х).

При выборе структуры содержания учитываются:

цели обучения,

- требования к уровню обученности,

характер и особенности изучаемых знаний,

возможности и особенности групп учащихся.

Содержание учебного процесса определяется:

Учебными планами – это сертификат учебного заведения, определяющий:

продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул.

полный перечень предметов,

распределение предметов по годам обучения,

количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом

классе,

количество часов в неделю на изучаемый предмет,

структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный

идеал, цели. Он разрабатывается с учетом закономерности учебно-

воспитательного процесса, санитарно – гигиенических требований. Предметы

делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и

утверждаются центральным органом просвещения.

На основе учебного плана составляются:

1. Учебные программы по всем предметам. Она содержит:

- объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения),

- тематическое содержание учебного материала,

- ориентировочное количество времени на изучение,

- перечень основных мировоззренческих вопросов,

- указания к реализации МПС и МКС,

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий,

- рекомендуемая литература,

В настоящее время вводятся дифференцированные программы с учетом

интересов и возможностей школьников. Решение об их введении принимают

школьные советы (углубленное или облегченное изучение предмета).

Содержание образования подробно раскрывается в:

1. Учебной литературе – учебники, справочники, книги для

дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений,

тетради рабочие и т.п.

Требования к учебнику;

- все требования к содержанию;

- интересным,

- доступным,

- хорошо иллюстрируемым,

- стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая

вставки),

- параллельные учебники – выбрать лучшее.

Функции учебника:

а) Мотивационная – создание стимулов для их изучения, интерес,

позитивные отличия,

б) Информационная – расширять объем знаний.

в) Контрольно – корректирующая – возможность проверки, самооценки и

коррекции результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений.

В настоящее время появляются безбумажные учебные материалы: видеодиски,

видеокассеты (особенно для образного изложения материала), компьютерные

обучающие программы (для знаний имеющих логическую структуру, тренировочные

упражнения, контроля и коррекции знаний).

Вопрос № 4. Сущность обучения. Этапы учебного процесса. Классические

принципы дидактики.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и

учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс

обучения – часть целостного педагогического процесса. Порой различают

понятия процесс обучения и учебный процесс. Под последним понимают

специфический процесс обучения в определенном учебном заведении. Но такое

различая является чисто условным, что позволяет употреблять эти слова как

синонимы.

Обучение возникло в человеческом обществе на ранних стадиях его

развития. Дети, подражая взрослым, копировали их трудовые действия,

операции по изготовлению и применению орудий труда, заимствовали формы

поведения, запоминали словесные термины и их значения. Подражая взрослым,

дети, подрастая, становились полноправными членами рода, племени, группы.

Они могли добыть себе пищу, изготовить примитивные орудия труда, построить

жилье, защититься от врагов. Ребенок не обучался, а скорее сам научался

тому, что делал взрослый.

В процессе труда человек познает законы природы, совершенствует орудия

труда, углубляет и дополняет запас знаний. Опыт человечества не может быть

равным по опыту одного человека, а систематизирует и обобщает все то, что

узнали и сделали предшествующие поколения людей.

В этих условиях обучение становится целенаправленным процессом,

обеспечивающим подрастающему поколению возможность усвоения отдельных

сторон опыта человечества. Смысл обучения в том, чтобы подготовить человека

к жизни в данном обществе, к труду.

2. Обучение, как вид познавательной деятельности человека.

Обучение, как для учащихся, так и для учителя является одним из видов

познания окружающего мира. Обучение, как вид познавательной деятельности –

исходный, наиболее существенный признак, от которого зависит характеристика

всей учебной деятельности. Обучение основывается на общих закономерностях

познания.

Познание человека проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание,

которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка

природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более

систематизированы и обобщенны эти чувственные образы, тем его обучаемость с

точки зрения возможностей познания выше.

Второй этап – абстрактное познание, овладение системой понятий.

Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает

определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов.

Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает

образная картина, например, леса и его обитателей, журчащих ручейков,

порхающих бабочек, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам,

теоремам, доказательствам. В сознании встают числа, определения, формулы.

Младший школьник находится на этапе перехода познания от конкретного к

абстрактному. Он начинает овладевать понятийными формами мышления.

Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности учащихся

выступают, как противоречивые силы и создают различные тенденции в

умственном развитии. Учителю нужно знать механизмы возникновения и

разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения.

Существует высший этап познания, когда на основе абстрактного

высокоразвитого мышления, формируется обобщенное представление об

окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения.

Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического

развития ученика. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в

истории человечества познается в течении веков.

3.Структура процесса обучения.

При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его

строение, основные компоненты и связи между ними. Обучения является

разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний

характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и

обучаемых, протекающее в определенных условиях. При первом самом широком

рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов –

преподавания и учения. Обучение невозможно без одновременной деятельности

преподавателя и обучаемых, без дидактического взаимодействия. Как бы

активно не стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной

деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал

мотивацию и не обеспечил организацию такой деятельности, то процесс

обучения фактически не протекает – дидактическое воздействие реально не

функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие

педагога на ученика, а их взаимодействие.

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в

непосредственной, так и в опосредованной форме. При непосредственном

взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи

обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и

инструкции, данные учителем ранее. Процесс преподавания обязательно

предполагает наличие активного процесса обучения.

Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов

преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть

которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах.

Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения,

в невозможности существования преподавания без учения как такового.

Исключительно сильное влияние на мотивацию ученика в процессе обучения, на

создание благоприятных морально – психологических условий для активного

учения оказывает общение. Умелое общение значительно повышает

воспитательный процесс обучения. Если педагоги концентрируют внимание на

управление только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом

правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться

недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда

обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность.

Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и

общения.

Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только в

процессе обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств

массовой информации, общественно-полезного труда, спортивных, игровых и

других вне учебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание

должны максимально учитывать и использовать эти социальные факторы и

условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и

действенным и нередко стихийным.

4.Этапы процесса обучения.

Обратимся к динамике процесса обучения. Известно, что процесс обучения

растянут во времени. Естественно предположить, что он делится на какие-то

этапы, которые можно описать следующим образом.

Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и

принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-

разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и

предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять. Итак, первым

этапом является восприятие. Восприятие организуется разными путями при

одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже

известным. При этом организация новой информации может быть различной:

индуктивное предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением,

раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в

основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному и т.д.

Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные

представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и

понимают учебную задачу.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого,

которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного

установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения,

состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов

отдельных поступков исторических личностей или литературных героев,

толкования содержания текстов и т.п.

Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в

выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную

мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер

поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов.

Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные,

второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог

обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой

информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения,

анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-

следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается

понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На

этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются

убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов,

делать учебные открытия и процесс.

Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы

решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в

ходе которого выделяются, и объединяются общие существенные черты предметов

и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в

учебной информации особенного ярко проявляет себя обобщение. Но чтобы

осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства,

синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и

конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том,

какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в

движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к

составлению плана, выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и

систематизирующих схем, таблиц.

Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные

могут быть даны и в начале изучения темы. Это встречается обычно при

дедуктивном подходе. Степень обобщенности знаний проверяется в ходе

переноса их на решение новых учебно-практических задач.

Следующий этап в реальном процессе состоит из ряда вариантов, но

главная его функция – закрепление воспринятой и первично усвоенной на

предшествующем этапе информации. Сложность этого этапа в том, что

закрепление не единственное его назначение. Если нужно обеспечить

запоминание какого-либо текста или действия, то прямое воспроизведение и

упражнения служат только закреплению. Задача состоит в том, чтобы сохранить

на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность

носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и

творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства

повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки

понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.

Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся.

Очень полезны в целях развития памяти заучивание стихотворений и текстов

наизусть, пересказы, детские сочинения.

В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и

уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач,

доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.

Этап применение, когда в ходе усвоения надо обеспечить не только

прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике

в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен

присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых

разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета,

специфики содержания изучаемого материала. Применение знаний способствует

более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая

практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными,

жизненными и реально осмысленными.

Все элементы усвоения существуют не изолированно. В самом деле, уже сам

процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и

осмысления. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого

материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.

Следует заметить также, что последовательность этапов усвоения нельзя

представить себе раз и навсегда предопределенной. Поэтому нельзя

подходить к организации процесса усвоения догматически.

Последовательность и маре применения элементов усвоения будут зависеть

от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого

учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее

рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

Вопрос № 5. Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников,

разработанная под руководством Л.В. Занкова, является альтернативной той

системе обучения, которая действовала и действует сейчас практике. Она

прошла большой путь от ее разработки, до проверки в массовом эксперименте в

60-80-х гг. Л.В. Занков опередил свое время. На рубеже 80-90-х гг. система

получила, как бы второе дыхание – к ней потянулись руководители и учителя

массовой школы.

Чем объяснить ее жизненность? Прежде всего, тем, что в ней реализуются

“прорывные” идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, - считать

основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть

проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение,

воспитание и развитие в единый процесс.

В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно

учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый

интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать

учение радостным.

Как показала жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных

методических находок. Нужна кардинальная перестройка учебного процесса.

Такая перестройка может быть достигнута на основе интеграции науки и

практики.

По этой системе работали тысячи классов и учителей, участвовавших в

массовом эксперименте, и сейчас работают учителя в разных регионах страны.

При разработки теории и практики обучения, направленное на общее

развитие детей, Л.В. Занков и его лаборатория опирались не на отдельные

факты и даже не на сумму фактов, а на целую систему фактов, полученных на

основе проверки в различных педагогических условиях – в сельских, районных,

поселковых, городских, одноязычных и многоязычных школах – и добытых в

результате исследования сотрудниками лаборатории продвижения учащихся

экспериментальных или обычных классов в усвоении знаний и развитии. Это и

определяет научную и практическую надежность системы.

Однако ее путь был сложен. Она создавалась в недрах традиционной

системы, действовавшей в массовой практике. Открытие лаборатории

сопровождались и сопровождаются до сих пор противоборством монопольно

утвердившейся в школе методики. Поэтому надо уделить особое внимание

теоретическим подходом, на основе которых создавалась система, так как

именно своими теоретическими положениями она отличается от действующих в

массовой практике. Теория направляет в ней практику.

Некоторые педагоги до сих пор не всегда понимают, почему система Л.В.

Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, почему Л.В. Занков не

пошел дальше.

Это объясняется, прежде всего, тем, что начальное звено является

решающим в развитии личности.

А.С. Макаренко считал, что основные характерологические черты личности

складываются до 5-ти летнего возраста. Американский ученый психолог Блюм

пишет, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и

проявляются до 70% его личных качеств. Именно в период начального обучения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.