на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)


его проявлений, учебник иногда лишь упоминает о каких-то особенностях в

употреблении того или иного языкового явления. А внеклассные занятия,

отталкиваясь от этого, подчас вскользь брошенного замечания, позволяют

глубже раскрыть эту особенность. Таковы, например, темы об использовании

звукописи, о роли имен прилагательных в речи, об использовании времен

глагола и т.п. (V класс), о стилистической дифференциации суффиксов, об

употреблении прилагательных в переносном значении и др. (VI класс).

Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала (идет

ли он в том же варианте, что и на уроке, отличаясь лишь формой подачи;

расширяется ли он за счет новых сведений исторического или функционального

характера; занимает ли он одно занятие или требует целого цикла и др.)

определяется самим учителем вне зависимости от избранного направления –

теоретического или прикладного. Имея в виду конкретное содержание

внеурочных занятий, следует подчеркнуть право каждого педагога выбирать из

соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются в данный момент

наиболее важными для совершенствования умений и навыков учащихся. В данном

случае важно обеспечить полную преемственность в содержании материала между

классными и внеклассными занятиями, с одной стороны, и между возрастными

группами учащихся или классами – с другой.

Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки

зрения учеников, тем и таких разделов, которые далеки от их лингвистических

интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и

непривлекательных элементов в избранном направлении.

Во-первых, опорой на внеклассных занятиях может быть привлекательная

для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы,

например, «История письменности и русская орфография», «грамматика и

стилистика», «Образование слов и их этимология» и др.

Во-вторых, некоторые, особенно интересующие детей явления (например,

происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме,

выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его

точек, которые вызывают интерес к работе в целом. Так, трудно себе

представить без этимологических справок занятия и по истории письменности,

и по орфографии, и даже по грамматике. Компонентами занятия, выполняющими

ту же функцию, становятся также экскурсы в историческую грамматику,

стилистические наблюдения, решения задач по культуре речи.

В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного

программного раздела, то есть рассматривается более узко, но раскрывается

значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например,

тема «Заимствованные слова в руссом языке» включает вопросы: происхождение

иноязычных слов, время их заимствования, адаптация в русском языке,

особенности употребления в разных стилях, произношение и правописание. Из

темы «Словообразование» может быть взята для углубленного изучения лишь

одна морфема, например суффикс. И т.д.

Такой подход в отборе материала для внеклассных занятий позволяет

максимально удовлетворить интересы школьников, способствует активному

накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, эффективному

усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков.

2.3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности

ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что

внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова

блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни

педагог Н.В. Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные

формы работы: факультатив, кружок, экскурс, экскурсия, школьный вечер… Форм

и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким

содержанием наполним и каким образом приведем в действие» [44, C.20].

Фактором развития, формирования прочных умений и навыков могут быть лишь

системные воздействия.

В связи с вышесказанным, необходимо рассмотреть каким же образом в

многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутреннее

единство, как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся

к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы

деятельности определяли бы способ вхождения в мир слов.

Выстраивая собственную систему внеклассной работы, каждый учитель

должен помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к

различным видам деятельности. В 30-е гг. Л.С. Выготским была высказана

гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» [15,

C.8]. Определенный вид деятельности на данном возрастном этапе оказывается

ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с

другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. Процесс этот

объективен. Тот вид деятельности, который наиболее близок ребенку данного

возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды деятельности можно

сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот,

уже перешагнули его черту.

В условиях педагогически организованной внеурочной деятельности

различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших школьников особенно привлекает игра. Ученики начальной школы

отдают предпочтение сложно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам

лингвистических сказок, стихов), играм-фантазиям. Особенности интересов

младшего подростка, выявляемые в сопоставлении с интересами учеников I-

III(IV) классов, - большая осознанность, устойчивость, активность,

действенность, намечающаяся избирательность – должны учитываться при

организации внеклассной работы в этом звене. Этими особенностями обусловлен

и выбор новых форм проведения занятий, приемов подачи материала, заданий

для учащихся. На данном этапе важно сочетание широты и глубины содержания,

предпочтения массовых форм работы, непродолжительных по времени, и учета

индивидуальных особенностей учеников, разнообразия форм занятий и гибкости

их использования. К этому обязывает также и то, что развертывание

внеурочной работы по русскому языку в I-III(IV) классах носит, в известной

мере, агитационный характер.

Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков

проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес

ребят к разнообразным подготовительным играм (например, воображаемые

путешествия, предполагающие «роль» исследователя). К VII классу спектр форм

познавательной деятельности значительно расширяется (обсуждение выставок,

реферирование, экскурсии, конференции, устные журналы, турниры знатоков и

так далее).

Динамика постепенно усложняющихся – с учетом преемственности и

перспективности – форм внеклассной деятельности школьников, ориентированная

на зону ближайшего развития, отражена в таблицах 1 и 2.

|ТАБЛИЦА 1. ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ |

|Класс |Словесные |Избирательные |Комплексные |

|I | |Конкурс рисунков. |Кружок занимательной |

| | |Выставка рисунков. |грамматики. |

|II |Сочинение | |Вечера. Утренники. |

| |сказок, | |Праздники (День русского |

| |рассказов. | |языка. Неделя русского |

| | | |языка.). |

|III |Сочинение | |Классная, школьная, |

|(IV) |стихов, | |городская олимпиада. |

| |буриме. | | |

|V |Сочинение |Оформление |Тематические кружки |

| |очерков, |лингвистических |(Кружок культуры речи. |

| |заметок в |бюллетеней, газет. |Кружок стилистики. Кружок|

| |газету. | |лексики. Кружок |

| | | |этимологии и топонимики. |

| | | |Кружок юных |

| | | |корреспондентов…). Клубы,|

| | | |общества. |

|VI |Репортажи. |Оформление рукописных | |

| | |журналов. | |

|VII-VII|Написание |Оформление кабинетов. | |

|I |рецензий. | | |

|ТАБЛИЦА 2. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ |

|Класс |Дискуссионно-анали|Наглядно-практичес|Игровые |

| |тические |кие | |

| |формы | | |

| | | |Состязательны|С ролевым |

| | | |е |компонентом |

|I |Рассказ-беседа. |Выставки в классе.|Игра-соревнов|Игры-фантазии|

| | | |ание. |. |

|II |Беседа. |Классный уголок |Викторина. |Воображаемые |

| | |русского языка. |Игры |путешествия. |

| | |Занимательный |«Счастливый | |

| | |календарь. Веселый|случай», | |

| | |задачник. |«Поле чудес».| |

| | |Угадайка. | | |

|III |Рассказ. |Устный журнал. |Игра «КВН», | |

|(IV) | | |олимпиада. | |

|V |Обсуждение книг, |Лингвистические |Конкурсы. |Конкурсы |

| |выставок. |бюллетени. |Игра |корреспондент|

| | |Экскурсии. |«Кроссворд», |ов. |

| | |Общешкольный |«Звездный | |

| | |уголок. |час». | |

|VI |Вечер вопросов и |Встречи с |Игра типа | |

| |ответов. |интересными |«Что? Где? | |

| | |людьми. |Когда?». | |

| | | |Турнир | |

| | | |знатоков. | |

|VII-VII|Реферирование. |Самостоятельная |Игра «Умники | |

|I |Конференция. |подготовка |и умницы». | |

| |Лекция. Семинар. |фрагментов | | |

| |Диспут. |экскурсий. | | |

| | |Экспедиции. | | |

| | |Создание школьных | | |

| | |музеев, оформление| | |

| | |кабинетов. | | |

В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые

для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития

учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-

аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап

включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение

интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм

организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразной из

них.

Возникает закономерный вопрос: «Как привлечь учащихся к участию во

внеурочной работе? С чего начать?». Интерес к внеклассной работе не

возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые

создаются учителем.

В своей практике я использовала опыт Е.П. Преображенской – выпустила

красочно оформленный бюллетень, в котором показывалось то, чем будут

заниматься дети в кружке русского языка, предлагались различные задания.

Свои ответы учащиеся опустили в специальный конверт. Затем было вывешено

объявление, приглашающее школьников прийти на занятие кружка, на котором

будет объявлено, кто из учеников правильно и лучше всех решил задачи,

помещенные в бюллетене. Тем самым явка на вводные занятия кружка была

обеспечена.

Существуют и другие способы привлечения учащихся к участию во

внеклассной работе. Все зависит от творчества руководителя и знания им

эффективных условий организации урочной деятельности.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы и способы их

организации.

Как и в старших классах, ведущей формой работы с младшими школьниками

является кружок. Называется он, обычно, кружком занимательной грамматики,

но название это условно, потому что в кружках данного типа рассматриваются,

помимо грамматики, и другие вопросы – фонетики, лексики, словообразования.

Эти кружки точнее было бы назвать кружками занимательного языкознания.

Одна из основных задач внеклассной работы в начальной школе –

пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника – требует проведения

занятий со всем классом. С кружком внеурочные занятия с младшими

школьниками роднит то, что все они проводятся по одной теме, и то, что все

они идут в определенной последовательности, где последующие занятия нередко

опираются на значения, полученные ранее.

Когда учащиеся переходят в среднее звено, кружок организуется из

учеников одного или параллельных классов, причем число участников,

позволяющее учитывать индивидуальные запросы каждого, дающее возможность

проводить занятия с наибольшей эффективностью, не должно превышать двадцати

человек.

Эффективность работы кружка в значительной степени определяется тем,

что занятия в нем ведутся систематически, по определенному плану, при более

или менее постоянном составе учащихся.

Работа в кружке ведется таким образом, чтобы между работой кружков

разных классов соблюдалась определенная преемственность, а в содержании и

видах работы – общедидактический принцип перехода от простого к сложному.

Опыт показал, что созданию кружка должен предшествовать

подготовительный этап, во время которого со школьниками проводятся беседы,

для них устраиваются выставки, выпускаются газеты и бюллетени и т.п. Затем

выбирается конкретное направление кружковой деятельности. Это могут быть

кружки с разноплановой тематикой (например, «Кружок русского языка» или

«Кружок любителей русского языка») и, так называемые, тематические кружки.

Существующее мнение, что кружки с разноплановой тематикой представляют

собой начальный этап, справедливо при условии, что в начальных классах не

велась никакая внеклассная работа. Они в этом случае действительно готовят

почву для углубленной работы по одной какой-либо теме. Однако там, где

учащиеся уже почувствовали вкус к работе по языку, гораздо целесообразнее

вести один из тематических кружков, к описанию которых мы и переходим.

Кружок занимательной грамматики. Такой кружок не только расширяет и

углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает

языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить как

на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае

внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных

занятий и в наибольшей степени способствуют лучшему усвоению знаний), так и

независимо от программного материала и времени его изучения.

С организационной стороны в работе кружка занимательной грамматики в

начальной школе обычно выделяется 3 части: 1) игровая часть (решение

грамматических задач (10-15 мин.)); 2) теоретическая часть (обобщение

учителя или учащихся (5 мин.)); 3) практическая часть (подготовка материала

для проведения грамматических игр, выпуска лингвистических бюллетеней и

т.п. (10-15 мин.)). В то же время требование тематического единства

предполагает гибкую структуру, не заданность формы с учетом особенностей

содержания (см. Приложение №6).

Готовясь к проведению занятия, учитель планирует его, определяет тему

и цель работы, отбирает дидактический материала, наглядные пособия, находит

наиболее приемлемую, с его точки зрения, форму, ориентировочно

устанавливает продолжительность.

Кружок культуры речи. Культура речи – понятие широкое, поэтому и

тематика кружка с таким названием может быть очень разнообразной и

обширной. Учащиеся знакомятся с общими требованиями к языку, письменному и

устному, работают над звуковой и интонационной стороной речи, вопросами

произношения, ударения, определенным кругом фонетических, лексических и

грамматических понятий, отбором лексических средств и формированием мысли,

выбором грамматических форм и конструкций. Вместе с тем понятие культуры

речи включает в себя умение пользоваться словарными богатствами и

изобразительными средствами языка. В связи с этим необходимо, отталкиваясь

от литературных образцов, проводить как можно больше творческих работ, с

тем, чтобы учащиеся активно овладевали красотой и выразительностью русского

языка.

Кружок стилистики. Учитель может выбрать и сделать предметом изучения

в кружке любое направление этой науки: и стилистику художественной речи

(тогда будет изучаться главным образом язык художественных произведений;

это направление больше подходит для старших классов), и практическую

стилистику (тогда будет изучаться главным образом нормированное

употребление грамматико-стилистических средств языка), и лексическую

стилистику (вопросы этого направления наиболее доступны для учащихся VI-IX

классов).

Кружок лексики. Для занятий можно брать все, что может говорить о

богатстве русского языка. Работа в кружке способствует развитию чувства

языка и обогащению словарного запаса.

Кружок этимологии. Этот кружок ближе всего подходит к проблеме

грамотности учащихся, либо хорошо известно, как много дает этимологический

анализ для орфографии.

Работу целесообразнее начать с анализа таких слов, когда следы

происхождения легко отыскать; затемнено лишь значение, утрачена смысловая

связь между производной и производящей основами. С большим увлечением дети

работают над этимологией грамматических терминов и народной этимологией.

Кружок диалектологии и топонимики. Основными вопросами кружка могут

быть:

- изучение языка местного населения (диалектных особенностей);

- сбор местных слов (с их пояснением) и пословиц, содержащих

диалектные слова;

- изучение происхождения местных географических названий (топонимия)

и так далее.

Собранный кружковцами материал можно использовать на уроках русского

языка при организации словарной работы, передать в научные учреждения,

ведущие соответствующую работу по изучению словаря русского языка и

диалектов.

Кружок юных корреспондентов. Появление таких кружков воспринимается

школьниками с радостью, так как в каждой школе есть дети, которые пишут

стихи, басни, очерки, небольшие рассказы, фельетоны и др. Создание кружка

дает возможность ученикам попробовать свое перо, научиться писать заметки в

стенную школьную газету, статьи, очерки, рассказы в школьный журнал,

рецензировать статьи, очерки и рассказы своих товарищей и писать на них

критические статьи, познакомиться с аннотированием.

Построение по тематическому принципу, кружковая работа расширяет

знания учащихся в одной какой-нибудь области языкознания. Имея в виду эту

особенность тематического построения кружковой работы, преподаватель может

наилучшим образом учесть интересы и склонности своих учащихся и выбрать в

соответствии с ним то или другое направление в работе.

Кружок, помимо обычных, будничных занятий, включает другие:

организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.

Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, во

внеурочной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия

будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в

подготовительной работе.

Организация внеклассных занятий с младшими школьниками имеет свои

особенности:

Во-первых, при работе с учениками I-III(IV) классов на одну и ту же

тему необходимо ответить не менее двух занятий. Это объясняется тем, что на

внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на

уроках материал, но и узнают много нового. А возраст учеников (7-10 лет)

предлагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям.

Во-первых, не должно быть большого разрыва между занятиями по одной и

той же теме. Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного

домашнего выполнения, дети выполняют, как правило, в первые два-три дня

после занятия. Они ждут новой встречи, спешит узнать друг у дуга ответы,

просят учителя сказать, верно ли они выполняли задание. Создается

благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать эту

встречу на длительное время нецелесообразно. Еженедельные встречи с

младшими школьниками создают непрерывность в работе, не дают погаснуть

интересу, делают работу по-настоящему систематической и, конечно же, более

эффективной.

В среднем звене рекомендуется проводить раз в две недели, но очевидно,

что чем младше дети, тем чаще должны быть встречи.

В-третьих, важно и то, сколько времени затрачивается на одно занятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.