на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Преемственность и перспективность в работе по русскому языку между I-III (IV) (на материале внеурочной предметной деятельности) (и V-VI классами (Диплом) MS Word'2000)


больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков,

интересов, склонностей учеников, да и сама внеклассная работа, призванная

учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению,

требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и

последовательности (предполагающего логическую связь каждого элемента

учебного материала с другими, опору последующего на предыдущее и подготовку

к усвоению нового) приводит к тому, что эффективность таких занятий

оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов,

перестают посещать их, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится

как бы на первом, начальном этапе, не имея законного продолжения. При такой

организации внеклассной работы занятия представляют собой разовые

мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности,

а не только систематичности. Но речь идет не только о систематичности, в

течении всего учебного года проводимой внеклассной работе, но и о

содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен

представлять собой определенную систему знаний о языке.

Применение принципа наглядности – одно из важных условий сознательного

усвоения учащимися материала по русскому языку. Конкретизация отвлеченного

и обобщение значительного по объему, но в том или ином отношении

сопоставимого материала являются существенно важными условиями успешного

усвоения учащимся знаний и навыков по русскому языку. Конкретизация же и

обобщение достигаются путем использования различных способов наглядного

преподнесения материала, подлежащего усвоению. Осуществление принципа

наглядности на внеклассных занятиях получает дополнительные оттенки:

наглядность здесь является, например, одним из важных средств создания

занимательности – необходимого элемента внеклассной работы.

Принцип связи теории с практикой исходит из того положения, что точка

зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории

познания. Этот принцип нацеливает на более тесную связь внеклассных с

классными, когда, например, теоретический материал урока получает во

внеурочной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив,

внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них

теоретическую базу.

Принцип сознательности и активности предполагает активную

заинтересованность ее результатами. Участники внеклассных занятий могут

оказаться и в роли «поглотителей» информации, и в роли активно добывающих

ее. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми факторами

при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Заинтересованность

учеников должна проявляться в увлеченности содержанием предмета через

активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое

удовлетворение, ощущение необходимости приобретенных знаний, желание больше

знать о предмете, углубиться в его сущность.

Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение

учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в

современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их

взаимосвязанности и развитии. Соблюдение принципа научности требует не

превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой

материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен

соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом

возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности),

преподносятся на внеклассных занятиях без искажения и излишнего упрощения.

Когда говорим о принципе доступности, речь идет о соответствии объема,

сложности и темпа изучения реальным возможностям обучаемых в зоне их

ближайшего развития. Доступность «нужно понимать не как упрощенчество, а

как меру посильной трудности» [59, C.110], но усложнение учебной нагрузки

должно быть последовательное, вызывающее движущую силу учения и

использования познавательных возможностей и способностей обучаемых.

Материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за

рамки программных требований, но ни в коем случае не должен превышать

возрастные возможности детей.

Реализация принципа преемственности и перспективности в обучении

вообще и русскому языку в частности – одна из важнейших проблем, стоящих

перед методической наукой и учителями-практиками. Учитывая задачи нашего

исследования, остановимся на более подробном рассмотрении сущности данного

принципа.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные

классы, средние и старшие. Успех в освоении предмета учащимися в

значительной степени зависит от того, насколько в ходе обучения учитывается

внутренняя связь между этими этапами. Преемственность и перспективность –

вот те черты, которые во многом определяют эффективность учебного процесса.

«Это две стороны одного и того же явления: при взгляде «сверху вниз» мы

говорим о преемственности, при взгляде «снизу вверх» – о перспективности в

работе» [63, C.4]

Проблема преемственности и перспективности в обучении является одной

из методологических проблем дидактики. Она находит свое специфическое

выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами

дидактики, как научность, систематичность, последовательности, прочность и

действенность результатов обучения и др.

Как отмечается в «Педагогике школы», «научность и систематичность в

обучении обеспечиваются преемственностью. Ее характеризуют опора на

пройденное для последовательного развития знаний, умений и навыков и

установление разнообразных связей не только между новыми, но и прежними

знаниями, как элементами целостной, единой системы» [60, C.294-295].

Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными

классами, между классной и внеклассной деятельностью являются одним из

обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно

находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в

процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к

трудному, об опоре при прохождении последующего на предыдущее, о

необходимости учитывать логику предмета.

Нарушение хотя бы одного из этих требований, как показывает опыт,

болезненно сказывается на работе учащихся, учителей и школы в целом.

Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV)

и V-VI классами должно выражаться:

а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось

общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и

конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы,

доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом

отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык

учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых

порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV)

классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным

для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства,

систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной

работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и

навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя или школы

к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение,

приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда

лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

Не менее важное значение для соблюдения приемов дидактики имеет и

вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении,

предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата

обучения.

Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность,

научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков

и определяет отбор содержание и методов обучения.

Рассмотрим сущность принципа преемственности и перспективности в

обучении русскому языку.

Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует

единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в

обучении родному языку.

Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на едимых

позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались

их в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни

перспективности.

Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом

развитии учащихся на каждом этапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя

начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних

учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие

изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы.

Каждому учителю необходимо знать, что должны приобрести учащимся его

звена в I-III(IV) или в V-IX классах по русскому языку, и не выходить за

рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их

увеличения.

В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними

классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и

при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.

При реализации принципа преемственности и перспективности в обучении

нельзя не учитывать тесную связь единиц разных уровней, а следовательно, и

соответствующих разделов школьного курса. Учет внутрипредметных связей

позволяет в развитии знаний, умений и навыков ориентироваться не только на

предшествующий этап обучения, но и на те знания, умения, навыки, связанные

с изучаемой единицей языка, которые получают школьники в других разделах

курса.

Специфика предмета «русский язык» требует для реализации

преемственности и перспективности учета связи изучаемого материала:

1) с предшествующим и последующим этапами его изучения;

2) с другими разделами, где могут реализоваться, совершенствоваться,

углубляться знания, умения и навыки по данному материалу

параллельно с основным материалом раздела, и

3) с теми разделами, где учащиеся получают знания, умения и навыки,

которые используются для усвоения данного материала.

Таким образом, по отношению у процессу обучения под преемственностью и

перспективностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения

на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с

конечными целями и задачами обучения.

1.3. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В I-VI КЛАССАХ

Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не

в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных

занятий. В течении многих лет складывались и оправдали себя на практике

такие формы, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. В

последние годы широкое распространение получили неделя русского языка, час

занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры.

Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку обусловлено

разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью

состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития

лингвистического интереса, количеству участников), возможностями школы и

руководителя.

Проанализировав педагогическую и методическую литературу по теме

исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по русскому

языку:

Групповые Массовые

Формы внеклассной

Работы

индивидуальные

К группе массовых форм относятся:

- рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный

уголок русского языка – эти формы выполняют функцию сообщения

информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе

детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;

- устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с

интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения;

активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой

группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что

позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения

материала;

- вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия.

Количество активных участников и при подготовке, и при проведении,

особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;

- диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на

аудиторию в желательном направлении (младшим школьникам в целом

недоступны). Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова

выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;

- конкурсы, викторины, олимпиады, турниры – формы с функцией

состязательности. Активность обеспечивается всех без исключения

участников;

- праздники (Путешествие в страну Русского языка. День русского

языка. Неделя русского языка.) – комбинированные формы массовой

внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные

сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в

подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.

К групповым формам внеклассной работы по русскому языку причисляются:

- кружки, экспедиции, экскурсии и т.п. – формы, отличающиеся активной

деятельностью состава, охватывающего от всего класса до нескольких

учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью

интересов участников;

- клубы, общества, школьные музеи – формы, отличающиеся активной

деятельностью всего состава, ярко выраженной однородностью

интересов; формы, охватывающие работой учащихся разных возрастов.

Отличительной особенностью данных форм является наличие секций,

работа которых организуется и координируется советом клуба

(общества, музея), подчиняя все занятия единому плану.

Индивидуальные формы внеклассной работы:

- выполнение поручений кружка, классного коллектива, учителя, то есть

исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо

отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;

- выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти

задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.

В традиционной методической литературе во внеурочной работе выделяют

также постоянно действующие (кружки русского языка, общества, клубы,

стенная печать, издание рукописных журналов) и эпизодические формы

(тематические выставки, ученические конференции, викторины, олимпиады,

конкурсы смекалистых и др.). Последние предполагают разовость мероприятия,

то есть организуются «от случая к случаю». Но при хорошо продуманной

внеурочной работе эпизодические мероприятия не могут быть случайностью, а

должны осуществляться не разобщенно, а включаться в единую, четко

планируемую систему внеклассной работы.

Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением

процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение

содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с

современными требованиями. В связи с вышеизложенным необходимо отметить

появление новых форм внеурочной работы, возникших на основе телевизионных

игр девяностых годов двадцатого века. Это игровые формы состязательного

характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и

умницы», «Кроссворд».

Таким образом, даже приведя более или менее полный перечень известных

форм внеклассной работы, ставить точку рано, так как разнообразие этих форм

не мешает поиску новых.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Наряду с описанными выше общедидактическими принципами обучения

существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют

этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее

оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические

принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из

специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и

специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому языку

(приводим описание принципов обучения русскому языку, данное А.П. Федоренко

[83, C.15-38]).

|I группа (специфика внеклассной |II группа (методика предмета) |

|работы) | |

|принцип избирательности; |принцип внимания к материи языка; |

|принцип научной углубленности; |принцип понимания языковых значений;|

|принцип практической направленности;| |

| |принцип оценки выразительности речи;|

|принцип добровольного участия | |

|школьников во внеурочной работе; |принцип развития чувства языка; |

|принцип равного права; | |

| |принцип опережения развития устной |

|принцип занимательности. |речи; |

| |принцип широкого понимания развития |

| |речи. |

Каждое из выдвинутых здесь положений должно найти свое применение в

организуемой работе.

Раскроем содержание принципов, исходящих из специфики внеклассной

работы.

Конкретные действия, в которых организуется внеурочная работа:

возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому

языку, направленность и качество этого интереса, этап внеурочной работы

(начало, продолжение), внеурочные занятия по другим предметам и участие в

них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед

нею, требуют ограничения содержания работы, будь то обязательная программа

по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности.

Перечисленное обуславливает действие во внеурочной работе принципа

избирательности.

Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеклассных

занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной

характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач,

стоящих перед руководителем внеклассной деятельностью школьников,

разнообразие их лингвистических интересов, нужды конкретного класса,

условия работы школы.

Поскольку оба направления – теоретическое и практическое – тесно

между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным

путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Иначе говоря,

усиливается внимание к выбранному направлению, но нельзя пренебрегать и

другим.

Предпочтение того или иного направления, однако, еще не означает

завершения действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот

выбор, определив не только направление, но и тему работы.

Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для

начального этапа, выполняющего агитационную роль, служащего отправной

точкой для развертывания систематической внеклассной работы по русскому

языку, характерно преобладание массовых форм.

Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый

план выступают уже групповые формы, а участники их являются, как правило,

инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников.

Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия также

определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и

др.). Так, трудно себе представить создание в школе клуба любителей

русского языка, если в ней не было активно действующего кружка;

организации. Недели русского языка – большого школьного праздника – по-

настоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в

проведении вечеров, массовых соревнований и т.п. Таким образом, принцип

избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая и

содержание (выбор направления, конкретной темы, определение ее объема и

аспекта подачи материала), и форму.

Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в

объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед

учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу

– возможность участия учащихся на факультативных занятиях. Вышеизложенное

позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную

углубленность.

Действие этого принципа проявляется не только в том, что на

внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную

программу или слабо в ней представленные («Ономастика», «Этимология»,

«История обучения русскому языку» и др.), но и в том, например, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.