|
Профориентация школьников и формирование элементов духовной культурымыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок. Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут- то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить. IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации. Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её. Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения. 4.1. Экологическая культура. «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.» Е. Евтушенко Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого – наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве. Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа» , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой. «Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира». Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности. Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания, стимулирует овладение ими. В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты. Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % - затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения. В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.? Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: «Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ. На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ). Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % - школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ. Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 % - студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ). Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности». Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов, 15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ). Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся. Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания требуются по роду производственной деятельности». Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся. Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране. В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо : 1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы; 2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ; 3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований ; 4. Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально – отраслевой специализацией. Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы. 2. Нравственная культура. « Посеешь поступок – пожнёшь привычку , Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу .» (Восточная пословица) Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует добродетельный характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным челове-ком , и совершенно убеждён , что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в честное , дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.) На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том числе разносы и неумеренные похвалы. У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые , глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце. Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку , чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во внимание , что это не насекомое , а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства патриотизма, любви к природе, людям , Родине. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци. Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень. В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств . Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности. Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила. 1.Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора. 2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей. 4.Нужно быть внимательным к людям .Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания. 5.Общение – это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями. Всё это и многое другое формирует детский характер. Анализ вышесказанного показывает , что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение. 4.3 Эстетическая культура. «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать , самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается». К.С.Станиславский Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |