на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры


Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

I Введение .

Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к

общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

учащихся,

Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и

склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с

углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня

среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к

общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и

практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,

способствующих решению практических вопросов профессионального

самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система

профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для

ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои

индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);

диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания

индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин

Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы

проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва);

системный подход к профориентации школьников

(В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы

выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности

профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент;

П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии

(Г.П.Шевченко,Луганск).

Однако , несмотря на некоторые положительные результаты

,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным

тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,

рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный

, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются

в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности

каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в

избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным

самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и

требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными

возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о

престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой

профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек

требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между

возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием

стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью

координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации

, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим

образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,

целостная система научно – практической деятельности общественных

институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору

профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –

педагогических и медико – физиологических задач по формированию у

школьников профессионального самоопределения , соответствующего

индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель

которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех

творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего

поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,

обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из

взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,

задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -

деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку

школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и

функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор

, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной

деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой

мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и

умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и

эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,

своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной

,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием

нравственной .эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку

программы действий , регулирование процесса реализации и разработку

рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

района , города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система

профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и

развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной

культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для

курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и

сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».

Предметом исследования является духовная культура учащихся.

Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе

выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической

литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно

воздействовать в процессе профориентации.

3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы ,

оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.

4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры

личности в процессе профориентации.

Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и

профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само

представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» ,

связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью

социальной ценности его. На этой основе формируются черты как

нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и

проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его

культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению

последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное

многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.

« Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем

больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными

оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего

предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают

в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни

общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом

обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим

вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры

восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие

другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма ,

где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда ,

именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные

способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика

которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная

практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя

в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической

диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в

жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения

культуры- материальной и духовной.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности

предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её

воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы

формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений

до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –

необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности , включающее в себя действие как

объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой ,

происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё

воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает

определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их

оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь

помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность

человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности

формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе

создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают

в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с

установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним

из важных условий разработки концепции формирования личности , её

духовного мира.

Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не

всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного ,

профессионального и индивидуально – типологического характера. Только

органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора

может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности

согласно заданной модели.

Этим объясняется значение комплексного , системного характера

формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго

отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную

систему.

В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение

духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ

общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу ,

связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их

духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как

образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.

Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная

культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной

жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких

компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное

потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся

есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и

трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт

возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной

культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного

мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни

, раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно

активной личности.

« Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии ,

которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР

на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры.

В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный

художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный

редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат

педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии,

политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция

художественного образования как фундамента системы эстетического развития

учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная

концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под

редакцией Е.Квятковского).

Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства

способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его

людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и

легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути

своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира

растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе

изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса.

Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без

искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может

развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного

класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика.

Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем

явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности

художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное

положение в структуре образования , стать точкой роста новой ,

очеловеченной системы образования ».

III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,

потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка

школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей

стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед

собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся

определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие

творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания

, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития

личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности

учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более

отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,

ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает

потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая

развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и

воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога

воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,

навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание

ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),

стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат

деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в

котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они

должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в

школе должна быть не имитационной вне личностного участия и

заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,

воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом

говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых

столетий.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы

требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его

личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку

ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет

психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других

,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться

окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность

узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге

судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода

, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких

бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,

став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,

черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты

для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано

около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все

что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его

искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и

мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –

художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –

захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую

действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие

– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из

неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова

собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-

таки и не удаётся».

Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по

биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение

1).

По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных

людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как

полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.