на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста


оторвать от монтирования каких-нибудь устройств… Такой степени пристрастие

к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет

ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого

разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с

боем приходится укладывать ее спать… У мальчика девяти лет плохое зрение,

приходится ограничивать его занятия с книгой, но он ночью, пока мама спит,

встает и читает… Нередко родители, с которыми ничего подобного не

происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не

по возрасту. И больше всего боятся? не болезнь ли все это – необычная

яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие

интересов… При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить

на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар,

которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее.

Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно

демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а

на основе самомнения и тщеславия не так-то просто легко найти общий язык со

сверстниками…. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то

и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к

ожиданиям окружающих, их одобрениям им порицаниям. В семье могут ввести

запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен,

кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А

ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими

успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления

необычных способностей, смотрят на их как на странность, которая со

временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно

не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то,

чего они не ожидали. Характерный в этом отношении пример описан в

автобиографической повести писателя В. Шаламова «Четвертая Вологда»

Маленький Варлам еще до школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов

писал о себе: «Я читаю с трех лет и пишу печатными буквами с этого же

возраста. В течение всей жизни я никогда не учил уроков – с первого до

последнего класса все запоминалось в школе»). Уже в начальные школьные годы

за то время, пока отец просматривал газету, он успевал прочитывать половину

какого-нибудь романа. Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в

учении, но не верил в его быстрочтение, в его особые способности. И он

решил перед всей семьей показать, что мальчик читая, запоминает только

сюжет. Это было несправедливо, и доказать это не удалось. Но у ребенка

осталась память о жестокой, обидной, унижающей достоинство процедуре

проверки.

Таким образом, в вопросе воспитания одаренных детей большая

ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они

должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с расцветом интеллекта встречает трудности непонимание

далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат

одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и

букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но

беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не

всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу

собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять

ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания

родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К

тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем

педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не

замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников,

склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение

заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для него

желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку -

радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой

умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим

ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

тягость.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают

спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же

настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и

на упрек, что он "выскочка". А когда он видит, что его активность учителю

не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать

недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не

интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в

школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать

уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в

подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А

те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны

все-таки вундеркинд, а с другой - "какой-то ненормальный"...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики

нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а наша

средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока большинство

ребят едва-едва только к концу урока решают предложенные задачи, два-три

ученика успевают сделать свой вариант, вариант для соседнего ряда и еще

ищут, чем бы заняться... Иногда они получают новые примеры или начинают

делать домашнее задание, но это в лучшем случае. Часто учитель отказывается

давать дополнительные задания, мотивируя тем, что не намерен проверять

лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью решающим задачи, надоест просто

так сидеть в ожидании, они начинают переговариваться, баловаться... И

кончается тем, что от них требуют дневники, в которых появляется: «Болтал

на уроке!», "Плохое поведение в классе!»

Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для учителя

главное - «чтобы был порядок». А как развитому и независимому ученику не

взбунтоваться против муштры. Отсюда - частые выговаривания им (не

мешать!), укоряющие записи в дневнике, вызовы родителей...

Правда, немалая часть одаренных детей, в конечном счете, как-то

приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою

ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких

детей. Они вынуждены становится менее самостоятельными, тормозить свою

любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы

невостребованными.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним

умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители и педагоги, чтобы

он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто

ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Одаренным детям

достается гораздо больше, чем другим, например, не по форме выполненное

задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за

небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок

воспринимается как драма.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в

процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных

детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в

установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками,

усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными

словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером,

отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса

школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих

рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого

ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не

оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя

самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя,

замыкается.

Очень часто источником своих проблем являются сами одаренные дети. Ни

для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и

их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в

основном в одной плоскости: успехи одаренных детей – предмет зависти их

сверстников и долговременно основание для высокомерного отношения и

зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и протекают

конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю

одаренного ребенка, если ему не почему-то не даются физкультура, занятия по

труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к

себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у

ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно

становятся поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают

вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным

словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по

преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям

анализировать собственно поведение, но в силу нормального возрастного

эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей

характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей,

поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связи учителя

одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника,

поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих

в предмет насмешек.

Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что

они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника

за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять.

Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то

новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий»,

преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия

собеседников.

В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и все другие

слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают

информацию с такой же скоростью. Здесь ребенку не хватает терпения, которое

имеет место не только в общении со сверстниками, но и на уроках в школе, в

общении со взрослыми.

Еще одна форма неумения слушать также встречается довольно часто.

Например, когда кто-то в компании рассказывает анекдот, а одаренный

ребенок, не дождавшись, пока рассказчик закончит, вдруг выдает всю соль -

не потому, что анекдот этот уже слышал, а потому, что уже понял шутку и она

кажется ему смешной. Вряд ли такое понравится тому, кто рассказывал

анекдот, да и другим тоже. Изменить такое поведение трудно именно в силу

его спонтанности. Результатом может явиться потеря друзей. Здесь должны

вмешаться взрослые, которые должны привить ребенку привычку контролировать

себя. Тогда он сможет сдерживать себя и не портить общего веселья.

Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям –

это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет

выделиться на их фоне, поэтому его примечательные или остроумные замечания

игнорируются. Здесь вырисовывается весьма четкая причинно-следственная

связь. Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с

коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ,

одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет

поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается?

Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей

памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым

чувством юмора. Первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй

имел единственную цель – продемонстрировать свое превосходство.

В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не

понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению,

должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок

гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения.

Также причиной отсутствия взаимопонимания служат издевка, высмеивание

окружающих.

Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее

оружие двух видов – богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых

сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более

болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие не поощряется, что

его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в

качестве своего оружия выбирает слово.

Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках,

издевках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям.

Так, учитывая все выше перечисленное, можно сделать вывод, что

отсутствие хороших, здоровых отношений между одаренными детьми и их

сверстниками не безосновательны, где виноваты сами одаренные дети.

Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или

иную нежелательную модель полведения должны родители.

А может быть наоборот.

Учитывая все выше перечисленное можно сделать вывод, что каждый в

данных отношениях имеет неприятные ощущения, независимо от того какую

позицию они занимают. Но этого всего можно было или ложно избежать. О том

каким способом и с помощью чего пойдет речь дальше.

Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного

интеллектуального развития, в следствие которого у них возникают

определенные трудности, которые связаны с их особыми потребностями

одаренных детей: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем

большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах

преподавания.

Одним из способов решения этих проблем может быть обогащение и

ускорение.

В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего

поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через

классы.

Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной

стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку

и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу,

необходимого его менее развитым сверстникам. С дугой стороны, однако,

большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда

оказывается слишком трудными для рано развившегося ребенка.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей – обогащение – чаще

всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных

кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах

специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно

есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно

сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается

достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или

кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той

схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения

разработан известным специалистом в области психологии одаренности Дж.

Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый уровень включает

занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами,

выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках

первого уровня, охватывающей всех, а не только особо одаренных детей,

заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область

занятий. Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных

процессов. Особенностью метода Резнули является попытка совместить

когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основе занятий

первого уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих

занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенно

одаренным в каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболее

высокому в системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого

третьего уровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования

ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес,

тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто

усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта.

Система Резнули включает, таким образом, не просто методы интеллектуального

обогащения учеников, но и методы выявления наиболее одаренных из них на

основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем самым

обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем

обстоятельством, что два из трех ее уровней предоставляются всем ученикам,

а не только избранным. Кроме того, три уровня позволяют включить перед

самостоятельной работой очень важный момент формирования интересов.

Второй способ – специальные школы для одаренных детей: лицеи,

гимназии. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой

популярностью.

Что же – не плохое решение проблемы, тем более деятельность таких

учреждений основана на ряде научных принципов.

Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком школа

обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее,

почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только

тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является

необходимым условием успеха.

Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность ее лежит на

поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза».

Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его

точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения

по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься

математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими

сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и

умений.

Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не

превышали 10 человек. Только в это случае можно достичь подлинно

индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.

Специальная помощь. Условием успешной педагогики одаренности является

оказание помощи при этих расстройствах. Помощь предполагает как

индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на

занятиях.

Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется

умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей

деятельности и двигаться вперед.

Учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для

одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и

рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.

Организация занятий по типу «свободного класса». Этот тип занятий,

допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность

перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых

различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми.

Стиль учителя – совместное творчество с учениками. Учитель в работе с

одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать

определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать

самостоятельные выводы и открытия. Такой подход связан и с тем, что учитель

не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного

ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности

ответов.

Подбор учителей. Подбор учителей должен основываться не только на их

компетентности и умении находить подход к ученикам. Следовательно, подбор

учителей должен учитывать и фактор личной творческости, яркости кандидата.

Работа с родителями. Родителям должна предоставляться небанальная

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.