на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста


посредством движения воды и указывали время с необычайной точностью.

Неподалеку от городка, где одно время жил Ньютон, строилась новая ветряная

мельница. Эта мельница необычайно заинтересовала мальчика. Он ежедневно

ходил смотреть на нее, пока не разгадал принцип ее работы. В итоге соорудил

небольшую модель мельницы, которая действовала как настоящая. Было у этой

мельница и небольшое отличие. Управлял ею «маленький мельник» - посаженная

Ньютоном мышь, которая и поедала намолотую муку.

Любознательность многогранна, в ней замечены все выдающиеся людям.

Поэтому и историй, аналогичных этим, великое множество.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на

ранней речи, и абстрактном мышлении. Их отличает способность

классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко

пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и

категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным

детям, — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих

коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.

Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими

конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание

окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием

читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению

выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,

требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.

При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием

принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им

навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в

классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с

«низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные

вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности,

подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме

перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и

бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо

сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование выявило,

что IQ (коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня

интеллектуального развития, обычно у среднего человека IQ равен 90- 100

баллам) у него необычайно высок (более 200 баллов). Разумеется, он умел

читать, но это занятие не увлекало его.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-

либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К

этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-

нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него

гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто девают предприятия,

с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое

руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их

неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

1.2.2. Психосоциальные аспекты

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие

черты.

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот

например, шестилетний ребенок вернулся домой после первого посещения

воскресной школы и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот

день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: «Бог

сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо

вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не

сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог

несправедливый!»

Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они

остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие

требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду,

справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит

в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а

иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для тех, кто

нуждается в помощи.

Обычно в этом возрасте детине могут четко развести реальность и

фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько

прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий,

настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что

порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу

способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение

рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую

фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в

работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий

подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в

эстетическом развитии.

Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного

человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают

несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где

сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и

здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных

ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас

настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если

объектом ее являемся мы сами).

Другая особенность одаренных детей - соревновательность. Склонность

одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (Н.

Гольдман, К. Джонстоун, М. Партен, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.).

Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности,

укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе

различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей,

чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на

воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование

ребенок формирует собственное представление о своих возможностях,

самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать,

приобретает первый опыт «разумного авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К.

Тэкэкс).

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует

искать в возможностях, превышающих обычные. Особенно важную роль играют

здесь способности к высокодифференцированной оценке. Построенная на этой

основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна

стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками.

Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно

говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с

такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен, по мнению некоторых

специалистов, опыт поражений (К. Тэкэкс)

Но соревнование как метод психосоциального развития имеет и свои

недостатки. Естественное желание одаренного ребенка побеждать, выигрывать

при постоянном подкреплении, достигаемом путем конкурентной борьбы с

неодаренными сверстниками, как установлено в ряде исследований, приносит

больше вреда, чем пользы я Формируемое в результате чувство превосходства к

числу положительных уже не относится и весьма существенно деформирует

дальнейшее личностное развитие. Конкуренция с более сильными (одаренными

детьми или более старшими) при соблюдении ряда педагогических условий дает

хорошие результаты.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там,

где другие не видят никаких сложностей, - одно из важнейших качеств,

отличающих истинного творца от «посредственного» человека (Д. Гилфорд, В.

Лоуэнфельд, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин, К. Осборн и др.). Среди качеств,

свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам

традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание

начинается с удивления тому, что обыденно. «Все представляется само собой

разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (С. Л. Рубинштейн).

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не

по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку

одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для

большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети)

склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные

ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему

внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их

развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы,

нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой

они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более

совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к

тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной

зрелости — а это усугубляет проблему.

Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены

реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их

дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые

для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же

детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они

способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно

восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены

молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

Перфекционизм – это стремление доводить результаты любой своей

деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам

(нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.) Это качество тесно

связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к

совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной

деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных

этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого

уровня.

В младшем школьном возрасте одаренные дети - как и их менее способные

ровесники – являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий

и явлений. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально

проявляется только в познавательной сфере. Эгоцентризм в данном случае –

особенность возрастного развития, в основном преодолеваемая со временем. Он

связан с проецированием собственных интеллектуальных и эмоциональных

реакций на восприятие других людей: ребенок уверен, что его восприятие

явлений и событий идентично одновременному восприятию других людей.

Одаренные дети, так же как и их «нормальные сверстники, часто не

понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них

и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но

если эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то

эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью

встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с

ограниченностью его опыта (Ж. Пиаже).

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального

неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное

восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее

полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства

полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с

самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где

родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют

позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить,

что родители одаренных детей стремятся иметь гораздо меньше детей, чем

средняя семья.

1.2.3. Физические характеристики одаренности.

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик

одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в

очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их

ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они

достаточно далеки от истины. Если мы расширим диапазон определения, мы

увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же

разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные

обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.

Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

1.3. Виды одаренности.

Сколько может быть видов одаренности? Существуют следующие виды

одаренности:

1. Художественная одаренность

2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

3. Творческая одаренность

4. Лидерская одаренность

5. Практическая одаренность

1.3.1. Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах,

кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области

художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке,

живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем

состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались

эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют

много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в

индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны

учителей и сверстников.

1.3.2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической

одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и

сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации

позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая

проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается

более частной, избирательной.

Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по

легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном

языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим

предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная

избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои

проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что

ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются

признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и

развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно

назвать широко известную математическую одаренность.

Психолог В. А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом

одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли

следующие компоненты.

1. Получение математической информации. Способность к формализованному

восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры

задачи.

2. Переработка математической информации. В нее входят: а) способность

к логическому мышлению. В сфере количественных и пространственных

отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить

математическими символами; б) способность к быстрому им широкому обобщению

математических объектов, отношений и действий; в) способность к свертыванию

процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий;

способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных

процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте,

экономности и рациональности решений; е) способность к быстрой и свободной

перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого

на обратных ход мысли (обратимость мыслительного процесса при

математическом рассуждении).

3. Хранение математической информации. Математическая память –

обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики,

схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода

к ним.

4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.

1.3.3. Творческая одаренность

Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое,

продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на

некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой

необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в

следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность

является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут

быть представлены отдельно от творческого компонента.

Так, А. М. Матюшин считает. Что всякая одаренность – творческая: если

нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи

отстаивают правомерность существования творческой одаренности как

отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что

одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые

идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать тог,

что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой

направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые

их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в

учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и

авторитетам;

Большая независимость в суждениях;

Тонкое чувство юмора;

Отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

Яркий темперамент.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида

определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают

мало возможностей для ее проявления и развития.

1.3.4. Лидерская одаренность

Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия

«социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские

способности»).

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это

исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные

взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы

социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение,

нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в

нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить,

сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом,

психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие

социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с

легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти

способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.

1.3.5. Практическая одаренность

Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет

«практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не

рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или

предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без

каких-либо замечательных особенностей.

Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей

действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными

понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их

таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг

называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать

это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает

свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он

не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие

черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

1.4. Одаренность ребенка как проблема. Способы решения этих проблем

Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, кого можно считать

одаренным, познакомились с видами одаренности и теперь перейдем к

центральной части нашей работы – проблемы одаренных детей. О том, какие

проблемы, и как он решаются, пойдет речь в это части нашей работы.

Хотя многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать

трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более

счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним

умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе

свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и

гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его

родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:

ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.