на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы общения подростков и юношей


считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют

литературным, касающиеся данного возраста.

Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование

детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом

показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с

личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,

а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный

механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и

значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,

показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять

определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности

собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим

способом достижения подобных целей.

Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также

могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка

более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого

возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к

автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой

личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах

сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию

неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.

Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х

классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может

иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается

уровень тревожности.

В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

- самопознание;

- самозащита.

А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка

выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде

всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с

всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на

пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как

норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего

нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из

диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к

неустойчивости.

Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что

полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что

на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения

вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –

современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и

отличает его от литературных данных и характеристик.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки

предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и

любят отдыхать.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |

| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |

|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |

| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |

| |(сестра) | | | | | | | |

| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.| | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |

|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |

|. |вне школы | | | | | | | |

| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |

| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |

| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |

| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |

|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |

| |(кто-то из| | | | | | | |

| |родст) | | | | | | | |

| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |

| |школы | | | | | | | |

| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |

|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |

| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |

| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |

| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-

прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда

стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует

отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах

практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от

возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным

подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в

глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой

конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между

взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента

деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим

очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше

время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.

Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по

предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует

литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во

взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по

каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит

разочарование в собеседнике.

2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ

ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для

получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как

хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что

проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений

связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела

грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9

учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что

понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили

«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые

взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у

них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые

показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со

сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости

взрослыми.

Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с

литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены

результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией

в обществе.

Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который

связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.

Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На

сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не

сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с

подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также

совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема

имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.

Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением

молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,

рукоприкладство, сексуальное домогательство.

У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что

общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи

такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,

«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась

всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым

молодым человеком.

Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с

проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого

поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на

первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня

ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось

время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в

друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он

лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он

отвратительный тип» и т.д.

Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы

видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются

от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная

тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,

агрессия, уход в себя и т.д.

2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И

СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики

«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,

наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11

классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли

нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся

проранжировать эти блоки (таблица 4.).

Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на

первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и

кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими

качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,

тактичность, деликатность и любезность.

|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |

|п/| | |

|п | | |

| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |

| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|

| | | |№14 | |ы №4| |ы |

| | | | | | | |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |

| |искренность, порядочность, | | | | | | |

| |откровенность, | | | | | | |

| |справедливость, | | | | | | |

| |добросовестность, | | | | | | |

| |правдивость, | | | | | | |

| |принципиальность. | | | | | | |

|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |

| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |

| |человечность. | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |

| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |

| |тактичность, деликатность. | | | | | | |

|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |

| |внимательность, способность | | | | | | |

| |понимать других людей, | | | | | | |

| |проявление заботы от них. | | | | | | |

|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |

| |усердие, прилежность. | | | | | | |

|6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |

|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |

| |изобретательность, | | | | | | |

| |сообразительность, | | | | | | |

| |находчивость. | | | | | | |

|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |

| |широкий кругозор, | | | | | | |

| |начитанность. | | | | | | |

|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |

| |разговаривать с людьми, | | | | | | |

| |хороший собеседник, не | | | | | | |

| |перебивающий и умеющий | | | | | | |

| |слушать. | | | | | | |

|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |

|. |самообладание, терпение, | | | | | | |

| |твердость, настойчивость. | | | | | | |

|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |

|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |

|12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |

|. | | | | | | | |

|13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |

|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |

| |опрятность. | | | | | | |

|14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |

|. | | | | | | | |

|15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |

|. | | | | | | | |

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,

объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также

талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом

месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –

отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по

просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного

из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два

качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В

одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На

третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как

общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах

следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У

восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у

одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых

классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –

отзывчивость и общительность.

На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у

одиннадцатых – сила воли и доброта.

На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,

верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых

классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,

трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.

Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся

оценить себя, как собеседника.

В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили

качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место

ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.

Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те

же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,

терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие

самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у

одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества

наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,

воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,

интеллектуальные способности.

Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,

значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80

–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую

в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей

другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими

качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость

этих качеств постепенно повышается с возрастом.

Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,

отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция

(образованность, знания, кругозор).

Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:

наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,

трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:

прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,

правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,

чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,

усердие, прилежание.

Последние места по значимости занимают у них приятная внешность

(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость

для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества

(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,

снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие

выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,

претерпели изменения в плане значимости.

Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,

честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на

последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,

отзывчивость, эрудиция.

Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности

может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение

критериев, ориентиров, принятых в обществе.

2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Следующей методикой в нашем исследовании стала методика

«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят

«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика

проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:

на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать

информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3

–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.

Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены

графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение

открытости (доверительности) старшеклассников по

отношению к родителям.

Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.