![]() |
|
|
Проблемы общения подростков и юношейсчитают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют литературным, касающиеся данного возраста. Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье, а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного. Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте, показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим способом достижения подобных целей. Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки. Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается уровень тревожности. В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции: - самопознание; - самозащита. А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий. Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к неустойчивости. Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина – современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и отличает его от литературных данных и характеристик. Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и любят отдыхать. |№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. | |во|ответов. | | |пр| | | |ос| | | |а | | | | | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» | | | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. | | | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы | | | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 | |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. | |11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 | |. | | | | | | | | | | |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 | | |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 | | |ситуации | | | | | | | | | |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- | |12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 | |. |школы | | | | | | | | | |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 | | |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- | | |(сестра) | | | | | | | | | |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 | | |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. | |1.| | | | | | | | | | |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- | |13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 | |. |вне школы | | | | | | | | | |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 | | |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 | | |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- | | |Всем |- |3 |- |- |- |- |- | |14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 | |. | | | | | | | | | | |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 | | |(кто-то из| | | | | | | | | |родст) | | | | | | | | | |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 | | |школы | | | | | | | | | |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- | |15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 | |. |школы | | | | | | | | | |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 | | |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- | | |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 | | |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- | Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов. Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по- прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников. Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных подростков. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит разочарование в собеседнике. 2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ. Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2. Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9 учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили «нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п. Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми. Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией в обществе. Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше. Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации. Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков, рукоприкладство, сексуальное домогательство. У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость», «подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д. Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком. Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он отвратительный тип» и т.д. Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка, агрессия, уход в себя и т.д. 2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛССНИКАМИ. Следующим этапом нашего исследования было проведение методики «Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности, наиболее ценимые подростками и старшеклассниками. В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11 классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся проранжировать эти блоки (таблица 4.). Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность и любезность. |№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. | |п/| | | |п | | | | | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В| | | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» | | | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. | | | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ| | | | |№14 | |ы №4| |ы | | | | | | | | |№14 | |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. | |1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 | | |искренность, порядочность, | | | | | | | | |откровенность, | | | | | | | | |справедливость, | | | | | | | | |добросовестность, | | | | | | | | |правдивость, | | | | | | | | |принципиальность. | | | | | | | |2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 | | |дружелюбие, сердечность, | | | | | | | | |человечность. | | | | | | | |1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. | |3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 | | |вежливость, интеллигентность,| | | | | | | | |тактичность, деликатность. | | | | | | | |4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 | | |внимательность, способность | | | | | | | | |понимать других людей, | | | | | | | | |проявление заботы от них. | | | | | | | |5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 | | |усердие, прилежность. | | | | | | | |6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 | |7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 | | |изобретательность, | | | | | | | | |сообразительность, | | | | | | | | |находчивость. | | | | | | | |8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 | | |широкий кругозор, | | | | | | | | |начитанность. | | | | | | | |9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 | | |разговаривать с людьми, | | | | | | | | |хороший собеседник, не | | | | | | | | |перебивающий и умеющий | | | | | | | | |слушать. | | | | | | | |10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 | |. |самообладание, терпение, | | | | | | | | |твердость, настойчивость. | | | | | | | |11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 | |. |преданность, дружелюбие. | | | | | | | |12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 | |. | | | | | | | | |13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 | |. |(внешность): аккуратность, | | | | | | | | |опрятность. | | | | | | | |14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 | |. | | | | | | | | |15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 | |. | | | | | | | | Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми. У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности, объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности – отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.). На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых – отзывчивость и общительность. На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у одиннадцатых – сила воли и доброта. На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность, верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность. Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли, трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи. Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся оценить себя, как собеседника. В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность. Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание, терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие. Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция, интеллектуальные способности. Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах, значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80 –е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)). Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость этих качеств постепенно повышается с возрастом. Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно, отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция (образованность, знания, кругозор). Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы: наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта, трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу: прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность, чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность, усердие, прилежание. Последние места по значимости занимают у них приятная внешность (элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества (твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время, снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности. Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками, претерпели изменения в плане значимости. Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как, честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность, отзывчивость, эрудиция. Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение критериев, ориентиров, принятых в обществе. 2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА. Следующей методикой в нашем исследовании стала методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин). Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты: на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3 –м одноклассники и на 4 –ом – учителя. Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение открытости (доверительности) старшеклассников по отношению к родителям. Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |