на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы общения подростков и юношей


столкновения теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток, юноша

борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за то, чтобы ему

разделить их дела и заботы, - нет, он отстаивает совершенно,

противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть дадут поступать «как

он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль группы сверстников,

к которой он принадлежит).

Невнимание к новым особенностям и стремлениям подростка и старшего

школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может

превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях

родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы:

в подростковом и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются

отношения со сверстниками;

в подростковом и старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые

сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями),

связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к

самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и

помощи старших.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности

общения в подростковом возрасте и ранней юности, то мы определили следующую

цель данного исследования: изучение динамики и различных форм общения в

подростковом возрасте и ранней юности с учетом современности.

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение

следующих задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника» на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Для решения поставленных в работе задач, был использован ряд методик:

1. Анкета по общению №1 (Мудрик А.В., 1988).

2. Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).

3. Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее

ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике).

4. Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани,

Ю.Я. Рыжонкина, 1985).

5. Проективное сочинение «Мое свободное время».

6. Анкета, выявляющая внеучебные интересы (Черенкова В.Г., 1990).

7. Проективное сочинение «Современные молодежные организации».

Анкета по общению №1 (Мудрик А.В. 1988).

Данная методика состоит из 15 вопросов, цель которых выявить: умение

учащихся общаться, а также круг их общения.

Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить

умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет

выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4

выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый

вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7,

9 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они

связаны). Вопрос 8 дает возможность выяснить, насколько интересными

собеседниками считают себя ребята (с 12 до 18 лет). Вопросы 10 и 11

позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его.

Вопросы 12, 13, 14 и 15 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята

проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.

При обработке подсчитывалось количество наиболее типичных ответов по

всем классам (6, 8, 11 класс), а также динамика некоторых ответов,

связанных с возрастными особенностями.

Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).

Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить:

позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.

Первый вопрос «От чего вам бывает скучно?» позволяет выявить, когда и

от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как

складываются отношения подростков и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить

открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть

негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет

выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего.

Результаты были обработаны и структурированы.

Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые

старшеклассниками в себе и в собеседнике).

Данная методика состоит из двух этапов.

На первом этапе следовало выяснить качества личности, наиболее ценимые

учащимися различных классов (в идеальном собеседнике) и на этой основе

составить оценочные места.

Второй этап заключался в том, что эти же учащиеся оценивают себя с

точки зрения развитости выявленных личностных качеств. Сопоставив

полученные самооценки, можно сделать вывод об уровне развития у учащихся

оценочных отношений.

Далее следует обработка результатов, цель которых – получение

самооценок и оценок идеального собеседника.

Если учащиеся, отвечая на вопрос «Какими качествами личности должен

обладать идеальный собеседник и вы лично?», называют слишком много качеств,

их можно сгруппировать по списку таким образом, чтобы в одной подгруппе

оказались качества личности, как отзывчивость, чуткость, внимательность,

способность понимать других людей, проявлять заботу о них. В другую

подгруппу, представляющую иную совокупность личностных достоинств, включить

такие качества, как доброта, душевность, дружелюбие, сердечность,

человечность; в третью – воспитанность, культура, вежливость,

интеллигентность, тактичность, деликатность, любезность.

Результаты были обработаны и были внесены в таблицу, а также оформлены

графически.

Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я.

Рыжонкина, 1985).

Структура общения может быть представлена тремя взаимозависимыми

сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная

сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Существующие точки зрения на коммуникацию, как на обмен информацией

подразумевают, что прием и передача информации – единый, неразрывный

процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд, для

оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого

коммуникативного акта на процессы – приема и передачи информации, что

позволит выяснить вклад в общение каждого из партеров.

Несмотря на большое число методов исследование взаимоотношений,

ощущается недостаток в средствах изучения процессов приема и передачи

информации во время общения. Нашей задачей было найти и апробировать такой

метод анализа неформальных коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто

из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.

Методика. Испытуемому предлагалось оценить:

родителей;

учителей;

одноклассников;

друзей вне школы,

как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования». В

качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на

расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось и не было

предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность

общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой

прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию»

между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы.

Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и

передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых

графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей,

одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с

точки зрения коммуникатора, во втором – реципиента.

1. В жизни вам постоянно приходится общаться друг с другом,

обмениваясь информацией. При этом каждый из вас испытывает потребность, как

высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены

неодинаково даже по отношению к одному и тому же человеку (или группе

людей), тем более к различным людям.

Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь

вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне

школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между

вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку

зрения, оказать информационное влияние на партнера (- ов). Насколько вы

хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?

Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию

от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с

удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с

указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне

школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в

передаче ему (им) информации.

2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы

выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей,

учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы

«подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде

отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого

поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не

спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее

линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.

Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди

учащихся 11-ых классов русской средней школы №4 города Кишинева и у

учащихся русской средней школы №14 города Кишинева.

Проективное сочинение. « Мое свободное время».

Такое сочинение представляет собой, вид проектных методик – учащимся

предлагалось написать небольшое сочинение, в котором они должны были

описать, как они проводят свое свободное от уроков время. Цель данной

методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и

самой проекции его интересов, желаний, влечений и т.д.

При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в

соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое

отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то

есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.

Единицей счета в содержательном анализе сочинений подростков является

«суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию

о внеучебных интересах наших испытуемых.

Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).

Исследование содержательного аспекта мотивации различных форм общения

подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно

проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на

выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных

занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.

Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных

методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение

подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст

возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-

потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий

жизнедеятельности.

Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем

занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в

часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое

свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос

позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на

сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой

вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное

время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой

вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение

желаний и возможностей)?

Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с

данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют

судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом

временных и социальных условий.

Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».

Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных

методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия

современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и

потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений

современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности

(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,

стремлений и влечений.

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об

интересах и потребностях наших испытуемых.

Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,

8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А

также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.

Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных

результатов учащихся данных школ.

В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города

Кишинева.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является

одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные

данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),

Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,

касающимся общения в данных возрастных периодах.

Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно

подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об

общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся

вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а

также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и

предпочтения (таблица 3).

Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные

в таблице 1.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |

| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |

| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |

| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |

|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |

| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |

| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |

| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |

| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |

| |пол. | | | | | | | |

|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |

| |новостей | | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |

| |отношений | | | | | | | |

| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |

| |удовольств| | | | | | | |

| |(развлечен| | | | | | | |

| |) | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |

|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |

| |(беседа) | | | | | | | |

| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |

| |друг друга| | | | | | | |

| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |

|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |

| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |

| |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- |

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика

(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают

положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся

школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили

друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным

данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является

доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали

родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается

общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |

| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |

| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |

| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |

| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |

|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |

| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |

| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |

|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |

| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |

| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |

| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |

|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |

| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |

| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |

|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |

|. | | | | | | | | |

| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |

| |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 |

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в

общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в

общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами,

непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все

испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.

Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли

вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.

Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.