на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению


подготовки детей к школьному обучению и может быть сформулирован ряд

выводов:

1. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни

произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.

2. У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у

ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное

отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем

произвольности общения характеризуются контекстностью общения

(непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети

видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов.

Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и

однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций

взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в

частности; не удерживают контекста общения.

Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми

способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть

двойственность позиции и удерживать контекстность общения.

Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце

дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как

контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы

исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность

школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной

способности к контекстному общению со взрослыми.

Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической

подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:

1) Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на

успешности последующего обучения в школе.

2) Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое

условие принятия учебных задач.

Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для

принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы

психологической готовности детей к школьному обучению заставляет

предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов

решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо

рассматривать и отношения детей со сверстниками.

Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной

деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и

др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что

общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и

полноценности полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе

дети имеют высокий тип общения со сверстниками, а ученики, не готовые к

школьному обучению, находятся на очень низкой стадии общения.

Изучив роль общения со сверстниками в психологической подготовке детей

к школьному обучению, мы можем сделать следующие выводы:

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает и интенсивно

развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру

общения со взрослыми и существенно связан с успешностью учения детей в

школе.

Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит

в своем развитии разные формы. Эти формы связаны генетической и логической

преемственностью, которую необходимо учитывать при обучении и воспитании

детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению одна из важнейших

проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как

построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и

формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой их зрелости (Гетцен,

Керн, Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на

важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

Важнейшая сторона психологической готовности к школьному обучению —

уровень валового развития ребенка, участие в общей деятельности, умение

принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере

основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с

различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также

уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.

Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития

его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины,

события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило.

Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и

времени.

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система

педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской

деятельности и педагогического процесса в целом.

Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы

по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится

сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно

готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают

необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников требует

специальных знаний.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.

Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.

Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и

рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в

период дошкольного детства.

Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь

на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению

в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем

развития физической, психологической, нравственной и мыслительной

деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения

развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания,

воли.

Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем

ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее

биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.

Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все

параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже

иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении

движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,

точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.

Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному

воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая

физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с

новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание

ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим

поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;

сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,

усидчивость, настойчивость. [27, с. 34]

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает

сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления),

сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и

познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной

активности, познавательных интересов. [48, с. 77]

Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным

критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по

наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают

всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе.

чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все

задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате

неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития

дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема

состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к

обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную

подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей,

учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка,

однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность

ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так

же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на

развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Поэтому, на

наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в

формировании у ребенка готовности к школьному обучению.

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить

лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению

особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены

теоретические исследования данного параграфа.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,

какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по

отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под

руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на

формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость

развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания

родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное

время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя

недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое

повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной

жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по

удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,

расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена

характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом

напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в

суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —

пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею

дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное

вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат

родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех

жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты

и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.

Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что

он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,

а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,

и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что

круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо

выполнять.

Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним

складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на

требования, предъявляемые школой.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых

первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но

и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,

организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному

делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же

ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать

определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития

ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как

развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.

Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно

развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень

любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.

Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему,

неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители

обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать

книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание

детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют

расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов

своего ребенка.

Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,

чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка

к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.

Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для

тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут

решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни,

день за днем, в обычном общении с ребенком.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется

дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается

в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные

результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом,

мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения

с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми

членами семьи и детьми.

Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка

не будет достигнут. часто родители, уделяя большое внимание приобретению

малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование

психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития.

В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют

речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать,

считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.

Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник,

то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У

одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к

учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения

знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего

не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой

труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание

при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все

эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых

все в готовом виде.

Рассмотрим причины, по которым ребенок может быть неподготовлен к

школе.

Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители

не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это

происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей.

Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их

к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к

чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над

произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей

психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи

начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его

одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к

учению.

Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы.

Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в

воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают

самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и

переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями

(музыкой, языками, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у них

нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так,

наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они

более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у

которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в

нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с

товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков,

долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к

детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не

возникала переоценка собственных сил и возможностей.

У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с

неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям

взрослых и интересам своих товарищей.

По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его

характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и

другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в

общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о

должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка

сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности,

щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и

на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы

оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет

подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело

отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в

детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность

ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к

их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь

своим детям найти важные ориентиры в жизни.

Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками

и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми,

не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.

Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и

личной гигиены. Научится всему этому помогают строгий режим дня и

выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у

детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое

занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия

взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом

позаботиться.

Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную

коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы

способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного

обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее

развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте

могут развиваться специальные способности.

Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы и

читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его

умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна

быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых

решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного

напряжения, умения самостоятельно мыслить.

Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и

психолого-педагогической подготовкой.

Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.

е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует

верного педагогического руководства, специально организованных занятий с

ребенком в семье.

Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние

уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.

Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома

же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его

возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и

взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка

с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному

взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.

Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.