на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению


Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Министерство образования Российской Федерации

Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова

Кафедра педагогики и

психологии начального

образования

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в

формировании готовности ребенка к школьному обучению

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры педагогики и

психологии начального

обучения

Алферова

Галина Викторовна

Астрахань ( 96

Оглавление

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к

школьному обучению 8

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема 8

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 16

1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 29

ВВЕДЕНИЕ.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,

воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало

нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и

обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и

сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно

усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат

своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя

плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным

коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают

родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми

требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства

можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному

обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И

если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у

шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год

школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —

всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся

у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.

основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы

“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика

жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели

психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться

лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под

руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы

неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение

детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного

этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному

возрасту.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы

жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов

этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого

аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на

формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и

психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более

раннего возраста.

В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют

значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,

что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную

группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе

НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,

1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации

воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного

возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить

подготовку к школьному обучению.

Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается

формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все

усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их

возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не

является стержневой для проблемы психологической готовности.

Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу,

должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к

изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и

составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис

отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования

на специально организованных учебных занятиях.

В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Доронова, Анищенко и др.)

выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование,

лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные

элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному

обучению.

Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития

имеет своим источником только единое, целостное психологическое

образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике

и взаимосвязи.

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения,

согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении

дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения

целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова[1] считала, что детей в

дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их

психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к

данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в

каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной

степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько

правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В

настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся

дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в

прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения,

подготовки ребенка к школе.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических

подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с

требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в

школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и

принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В

тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в

школе.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является

изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались

Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены

новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования

предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе

альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной

программе.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению

остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной

работы школы в современных условиях.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ,

разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения

ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к

школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют

разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,

посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего

исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного

учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности

ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов

воспитания: семь и школы, их влияния на эту готовность.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к

обучению в школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности

дошкольников к школьному обучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются

его основные задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия “готовность к школьному обучению”,

выявить ее критерии.

2. Изучить возможности семьи в формирование готовности к школьному

обучению. Влияние семьи на сформированность этой готовности.

3. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе

подготовки детей к школе.

4. Разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию

возможностей ребенка при подготовке к обучению. Осуществить

диагностику.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том,

что при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной

организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр,

экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить

процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации

задатков каждого будущего школьника.

В работе были использованы следующие методы:

анализ научно-педагогической и методической литературы;

педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной

группы, воспитателями и родителями);

анализ документации;

формирующий эксперимент.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании

условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному

обучению.

Глава 1.

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у

ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и

сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про

поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его

психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим

работы класса.

У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные

способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к

шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет

общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса

к познанию. [3, с. 3]

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить

на органические и воспитательные.

Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-

психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка

формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического

подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто

причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является

педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,

приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются

возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом

объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к

школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в

которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика

рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он

встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]

Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного

обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно

слушать, правильно выполнять задания.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий

наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных

особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной

деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,

подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для

развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого

ребенка.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным

шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее

содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет

ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного

отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,

выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,

установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых

совместной деятельностью.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности

складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.

Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса

школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе

заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти

качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их

усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —

это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”

психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка

к моменту поступления в школу.

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является

наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к

важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,

интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому

объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,

тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,

представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только

наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить

ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,

налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,

с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание

детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение

школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной

активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении

узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе

группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически

все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей

привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние

аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не

означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее

значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные

условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной

мотивации.

Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие

любознательности, умственной активности, непосредственно связанных

выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для

ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической

деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми

познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где

происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного

из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно

познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение

умственной работы.

Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной

произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию

имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного

поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в

частности организованно вести себя на уроках.

Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является

приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их

соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а

другие становятся менее важными.

Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в

школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно

то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,

который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков

учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и

др.

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к

школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не

только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее

количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между

различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь

со школьной успеваемостью (Штребель, Йирасек Я., Керн).

По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать

определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном

и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность

ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию,

аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают

эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции

ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в

общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым

условностям детской группы, а также со способностью взять на себя

социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего

дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения,

который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в

школе.

К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту —

произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста

начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной

ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми

задачами, правилами, требованиями, т. е. Определенным контекстом.

Тест по изменению формы общения детей в старшем дошкольном возрасте был

разработан Л. С. Выготским. Он исследовал влияние изменившихся форм общения

на сформированность школьной зрелости. Представленный им тест “(Да( и

(нет( не отвечай”, проводится в форме беседы, в которой взрослый задает

вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы нередко наталкивают ребенка на

однозначные ответы (да(, (нет(, однако, суть теста и состоит в том, чтобы

дети сумели быстро ориентироваться в поиске ответа, помня, что запрещенные

слова нельзя употреблять при ответе.

В результате проведения теста появляется возможность изучить некоторые

формы общения дошкольников со взрослыми в связи с проблемой психологической

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.