на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природа как средство эстетического воспитания в детском саду


людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических

переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все

большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка

правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение

ценить прекрасное и доброе в людях»6.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие

детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем

эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно

тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного

образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному

проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение

произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием

произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,

рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более

глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический

слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам

музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами

придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,

рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как

своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная

отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на

простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и

осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.

Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие

сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические

образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,

к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей

наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению

литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не

осознаются.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их

творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются

ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным

событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,

поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,

дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный

отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и

художественных образов.

Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,

например о природе родного края, могут составить содержание лирических

концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз

встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на

занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям

большую радость.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать

красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические

стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-

выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для

создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,

эмоциональных ассоциаций.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального

и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и

совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,

словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством

воспитателя.

ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,

УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ

СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК

СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ

КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся

становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием

воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из

цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может

воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в

обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству

и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к

познанию.

§ 4. Роль природы в эстетическом воспитании.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения

в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника

красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных

сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает

окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому

источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений

у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения

людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место

должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику

ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание

любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет

огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для

нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников

патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,

способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

занимает значительное место, способствует формированию и развитию

эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические

чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при

этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и

общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами

природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними

должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно

развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и

экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие

на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка

включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет

исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в

реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это

прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус

меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок

чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А

запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных

почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,

звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает

перед воспитателями.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме

эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать

следующие выводы:

1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического

отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

по законам красоты.

2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию красоты окружающего мира.

4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено

играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Глава 2

Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей

средствами природы.

§ 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего

дошкольного возраста.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:

1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию

средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;

2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания

старших дошкольников;

3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;

4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.