на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природа как средство эстетического воспитания в детском саду


преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется

«систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что

расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».

Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное

существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества

как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке

вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль

принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.

В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную

сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание

искусством.

К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения

передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания

детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в

детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать

весь процесс воспитания, единство психического и физического развития

ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы

организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,

таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных

возрастов.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,

т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание

средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.

Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,

декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых

имеет свои жанры.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие

наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.

Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии

прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и

комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и

умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои

чувства.

Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней

выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о

красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые

окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему

дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям

природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают

понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.

Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети

познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к

ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,

изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и

овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,

уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с

произведениями народного искусства.

Старшие дети постепенно, через понимание героического, через

романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической

категорией, как возвышенное.

Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон

трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое

выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему

силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники

трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют

движению человеческого общества вперед.

Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в

действительности - это своеобразный отход от нормы, нарушение законов

красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего -

своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме

отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и

реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве

используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени

доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его

проявлениях.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего

детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь

ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о

видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.

Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной

иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-

прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У

детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в

скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке:

вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре

отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных

музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами,

хороводами, произведениями классической и современной музыки.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей

элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети

приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках,

былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений

(реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и

т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных

русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания

включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые

также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В

области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания

музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими,

музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных

инструментах.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения

наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся

рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их

содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать

жанры.

Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам

необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать

красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды,

серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать

узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и

сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и

окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра,

шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь

сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе

(краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате

труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно

должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая

постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во

время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую

песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный

материал.

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического

отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

по законам красоты.

Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить

как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический

процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности

и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе

осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи

эстетического воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические

чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт

способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость,

радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у

них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,

природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие способности детей.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании

творческого отношения к действительности. Развитие эстетического

восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и

художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных

систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую

точность и точность дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием

у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные

результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности

определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании

эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в

красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует

обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.

способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,

которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на

активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,

касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности

личности.

Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство

личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации

объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным

критерием для эстетической оценки.

Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей

о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со

всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень

разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

Работа эта предусматривает:

- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности

через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в

процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.

Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий.

Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения

явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной

системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она

определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной

стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также

оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений

детей.

Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д.

создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного

вкуса.

Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои

эстетические свойства.

Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике

быта, красоте традиций.

В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания,

ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные

психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень

художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и

последовательность содержания.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является

среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада,

участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда:

мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием

содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта

произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения

декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные

произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен

подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание

эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания

ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,

осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и

избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,

искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный

опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от

многих условий: объема и качества художественной информации, форм

организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных

методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,

отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях,

предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков

культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим

действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной

отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в

окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.

Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель

создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в

увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой

формой организации жизни детей, при которой складываются определенные

взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе

эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и

в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,

обостряют восприятие прекрасного.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным

трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях

различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,

стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию

детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем

здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую

работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с

одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое

творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к

эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,

восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое

мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают

развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и

активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития

происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего

общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,

понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной

деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы

имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания

вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность

эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,

с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,

насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы

окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей

слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на

своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит

чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и

малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет

его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без

всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что

отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:

эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с

тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,

сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична

психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и

критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит

ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в

«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь

тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка

замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от

эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,

привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и

рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей

степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в

творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим

восприятием.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш

переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он

радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает

все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,

гармоничное от дисгармоничного.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который

обращает внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в

окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет

развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас

бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.