на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная

позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания

между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с

людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её

проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]

Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,

склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как

неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую

причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он

создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или

отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние

напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может

быть вызвана классовой или этнической напряженностью.

Любое употребление символа нации в политических целях и есть

национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в

данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение

национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –

это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и

национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь

свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого

государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,

принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего

внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности

национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с

оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,

формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,

возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его

современной форме выдвигается на первый план Великой французской

революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила

национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,

в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием

государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,

может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют

не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех

из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи

национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.

Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова

противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность

своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование

термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от

национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,

ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой

работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между

агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести

достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных

движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между

«национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что

первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться

нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают

«угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те

и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках

националистического дискурса. Национально-освободительные движения,

стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто

злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим

угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной

им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей

господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-

освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума

на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о

межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не

замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций

– это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в

самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми

симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до

анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при

условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,

что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического

контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация

членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти

нации и национального государства уже не раз оказывались сильно

преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из

фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –

свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму

для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в

идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже

если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к

многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая

часть битвы за права человека.

I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют

обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная

нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные

компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе

анализа различных подходов к трактовке данного термина.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,

ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.

Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической

готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и

корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств

является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,

ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как

универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,

явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время

существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,

которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и

«толерантность».

Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы

взаимодействия, позитивной толерантности:

диалог, сотрудничество, опека.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие

другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство

позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают

эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы

через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,

каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость

мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение

адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика

диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем

толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще

древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,

которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми

себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,

ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное

определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение

сил и средств на основе возможностей каждого.

Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием

толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,

являясь естественной нормой субъекта и объекта).

Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как

«свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в

частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли

теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом

отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне

свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в

желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном

побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается

совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,

базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих

сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря

этим усилиям, является основой демократического полинационального

государства.

В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких

типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и

конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —

скорее — с негативными его проявлениями.

Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы

формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности

в адыгской народной педагогике.

Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:

устойчивость личности — сформированность социально-нравственных

мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных

этнических(социальных) общностей;

эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во

внутреннем мире другого человека;

дивергентность поведения — способность необычно решать обычные

проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или

тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

социальная активность — готовность к взаимодействию в различных

социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и

выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в

жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,

определим основные идеи формирования толерантности:

— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в

Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,

изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы

социальных и педагогических условий, способствующих формированию

толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в

микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии

всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной

сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к

этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,

экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),

национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в

детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,

представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,

искусства, государства; позитивные черты характера);

— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям

и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных

отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного

человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,

религиозных и социальных сферах;

— образовательная стратегия должна способствовать созданию

благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в

котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует

себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии

позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

— в течение жизни личность должна развивать в себе социальные

качества, поэтому ребенка нужно учить общечеловеческим законам бытия,

опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир

детства;

— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной,

национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на

позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип

образовательной стратегии;

— принцип межнационального общения предполагает создание условий для

позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных,

национальных, религиозных и социальных групп;

— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким,

какой он есть;

— ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и

издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы

(«социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от

насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является

основополагающим;

— принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске

решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции

обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить

проблему).Проблема межэтнического общения существует:мы, студенты,

сталкиваемся с ней на практике в период обучения в Адыгейском

педагогическом колледже и будем сталкиваться в дальнейшей самостоятельной

педагогической деятельности. Практически любая школа города или села в

Адыгее поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных

наций. Мы, студенты, да и учителя со стажем, подчас не можем решить

проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или

уже сформированной интолерантности.[19,4-5].

Следует отметить, что и у студентов, не всегда сформированы

толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих

учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а

о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании

природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в

отсутствии педагогической направленности.

Мы считаем, что студенты, готовящие себя к реализации в

профессиональной деятельности для формирования толерантности у детей,

должны получить знания и умения в областях:

— народной педагогики, так как она является идеальным, естественным,

складывающимся веками, комплексом идей, взглядов, принципов, форм и методов

общения с ребенком на основе учета его природных особенностей (в данное

понятие включаются не только русские традиции воспитания, но и адыгские и

другие);

— педагогики межнационального общения, которая определяет основы

диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной

адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов, детей — вынужденных

переселенцев;

— региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции

воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей

регионального подхода в построении воспитательного процесса;

— кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства

и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам,

установить их биологические, социокультурные, экологические и

психологические особенности;

— социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии,

раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов,

позволяющих увидеть общее в культурах и взаимосвязь между общим развитием

цивилизации и вкладом отдельных народов в этот процесс.

Необходимо сформировать следующие навыки:

— общения с детьми различных этногрупп;

— обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной

этносреде;

— оказания помощи в адаптации таким детям;

— прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском

коллективе и оказания превентивной помощи;

— обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со

стороны и сверстников, и взрослых;

— организации народного игрового досуга;

— организации досуга народных праздников.

Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-

педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной

работы по данному направлению.

Учитель начальных классов призван сформировать у детей представления

о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной

самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с

представителями других наций.

I.3.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципе

толерантности.

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось

воспитание толерантности, носившее целенаправленный характер. Адыги

приобщали детей к миру человеческих отношений, формировали у них такие

качества, как терпимость, интернационализм, умение находить общий язык с

людьми.

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами воспитания

толерантности подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение

имеет устное народное творчество .

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс

беспрерывный и постоянный"- говорят адыги. Справедливо считалось

необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской

народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока

молодой". Лишь только в результате кропотливой и систематической работы

можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что

вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и

соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием,

общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".

В памятниках адыгской народной педагогики говорится о том, что молодому

поколению надо прививать такое положительное качество как терпение.

Терпение (щыIагъэ, щэчыныгъэ, зыIэжэныгъ, пытэныгъ – в адыгейском вариате;

шэчыныгъэ, бэшэчыгъэ, шыIэныгъэ, зызэтеубыдэныгъэ, зышыIэ, зыIэжъэ – в

кабардинском варианте.[42,243]. Пословица «О сердце мое, не горячись, о

язык мой, воздержись!» предостерегает молодого человека от того, чтобы в

состоянии ярости не наговорить лишнего, не оскорбить человека, внушает, что

невоздержанность на язык разрывает человеческие взаимоотношения, что словом

человека можно ранить сильнее, чем оружием, о чем конкретнее говорят другие

изречения – «Что ранено мечом заживает, а что языком – не заживает»,

«Сказанное слово, что пущенная пуля».(40,29).

Воспитание терпимости (толерантности) в адыгской народной педагогике

неразрывно связано с воспитанием интернационализма. В устном народном

творчестве адыгов отразились дружеские симпатии к соседним

народам:осетинам, кумыкам, сванам и другим. Так в предании «Жэщтеуэ»

(«Ночное нападение») с уважением говорится, что на обращение адыгов помочь

отразить нападение войск крымского хана прибыло столько же осетин, кумыков

и сванов, сколько было всего адыгских воинов.[42,181]. Адыги внушали детям

и молодежи, что нужно уважать культуру и обычаи других народов: «Хымэ хэку

укIомэ, яшъуашэ зыщылъ», «Хамэ хэку укIумэ, я фащэ зыщытIагъэ» («Если

собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну

думаешь ехать»). Народ понимал, что любовь к родному народу не может

строиться на неуважении к другим народам.[40,29].

Бесспорно, опыт адыгской народной педагогики был бы весьма ценен для

будущего в аспекте поисков гармонизации межнациональных отношений между

поколениями в перманентном процессе воспитания и обучения, однако пока

трудно определить, насколько готова к восприятию такого опыта отечественная

официальная педагогика.

Проблема толерантности — одна из самых острых в школе, да и в обществе

в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать

другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и

адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень

непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без

которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Школа

способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Школа,

осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.