на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель-

преподаватель педагогики

Цеева А.З.

Рецензент:

Методист по научно-методической

работе городского комитета по

образованию Администрации

г.Майкопа Паранук С.Р.

Председатель П(Ц)К:

Вербицкая Л.М.

МАЙКОП,2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом

принципа толерантности.

1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

личности.

1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах

толерантности.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии

с принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

толерантности детей в начальных классах.

2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе

толерантности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций

годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего

следующие факторы:

этнонациональные конфликты;

дискриминация в отношении меньшинств;

акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;

религиозный экстремизм;

насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу

мнений и их выражения;

нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;

нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых

групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]

Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных

проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении

различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень

коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает

принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных

прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое

составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.

Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические

трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического

блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей

существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,

чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной

ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить

царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия

активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске

прошла одна из основных международных конференций года толерантности,

материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими

специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по

культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-

исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам

культуры мира и толерантности.

Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение

культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.

Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными

организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики

толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а

также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так

и для средств массового воспитания, включая информационные институты.

Большинство классных комнат в России и других странах сегодня

представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому

нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание

других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства

человеческих сообществ.

Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения

к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности

враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.

В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная

педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как

проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности.

Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы,

воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего

поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые

гуманные и демократические идеалы воспитания.

В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной

проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической

и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина

В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной

педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров

К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и

др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся

к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной

работы.

Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской

народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.

Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности

в личности ребенка.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности

в адыгской народной педагогике.

2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный

эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной

педагогике.

3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на

принципе толерантности.

4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей

начальных классов.

5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам

предварительного опроса.

Методы исследования:

1.Теоретические – анализ методической, этнографической литературы,

теоретического обобщения.

2.Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов

деятельности учащихся.

3.Математические – обработка информации, определение количественных и

качественных показателей эффективности применяемой системы работы.

Этапы научного исследования:

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в

соответствии с принципом толерантности.

3.Внедрение системы работы.

4.Сбор и обработка фактического материала.

5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка

использованной литературы, приложения.

Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа

толерантности.

I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

групповая враждебность и др.

Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и

уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

"Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от

культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов

терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В

Декларации определено понятие толерантности как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм,

установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего

активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и

основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не

сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через

диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие

от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично,

ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию

законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого

себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда

предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.

Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами,

идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к

иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды

или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным

«аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и —

при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в общество в

качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что

монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания

благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.

Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма

серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют»

различные общности людей не только с разными культурными ценностями и

социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в

психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера,

особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из

этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность

сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.

Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою

специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом

виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации

стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью

характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти

проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов

на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным

ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от

индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений

ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).

Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной

избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны

представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что

они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности,

распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей.

Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы,

террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние

события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель

нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем

фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются

две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно

ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например,

толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных

людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема

достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не

остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с

определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во

многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом

«терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,

нем. — Toleranz, фран. — tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-

культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости»

претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и

само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились

разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и

выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не

изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и

т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет

созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика

понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского

языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность»

полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных

слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том

же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным

аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности

организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того

или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность

обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном

источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности

к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется

политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил,

выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

В жизни отдельной личности толерантность – проявление готовности

прислушаться к мнению противников.[21,375].

Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если

терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего

боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость

заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от

доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и

свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,

которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются

многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не

должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или

иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все

остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в

равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и

толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и

быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема

толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также

возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не

только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением

потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально

существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и

доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле

Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как

добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально

активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации

(интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить

в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония

отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.

Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в

словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к

признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других

людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование

и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь

неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и

действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”,

которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны

признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей

этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального

государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в

целом и представители конкретных этносов .

Всё же возникают новые вопросы:

Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные

личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических

группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об

отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в

отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —

непременное требование в отношениях всех активных участников общественной

жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как

внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к

выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся

к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих

общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при

реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить

массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом

«око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в

долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда

Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и

притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот

неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному

порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его

всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует

проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить

причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы

на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана

нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи

быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей

нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)

утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,

если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической

энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе

не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей

ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на

второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко

не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных

личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных

ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими

культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения

новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного

определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные

отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого

человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем

коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:

тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом

словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих

собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое

не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной

конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об

активной позиции личности в таких процессах, как:

— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)

и позиции другого (гностический уровень);

— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный

уровень);

— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с

другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);

— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный

уровень).

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется

большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.