![]() |
|
|
Повышение квалификацииВывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними. Глава 2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых детей. 2.1 Педагогические идеи, цели программы. 1. От практики к теории и опять к практике. Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из основных целей программы является развитие устной и письменной речи детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а именно общению. 2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи. 3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей. Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое. В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт определённую направленность. Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во- вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в подчинённости эстетической позиции. На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по- своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить чудеса". Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности, признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это требует творчества и от детей, и от учителя. 4. Речь и её значение в жизни. Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми; передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на мысли, чувства и поведение людей. 5. Продолжается знакомство с текстом. Речевые понятия даются в программе в определённой системе. Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке. 6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы. Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов, изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений, при инсценировании произведений. 7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного запаса. Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению речи средствами художественной выразительности. Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами, антонимами. 8. Побуждение учащихся к литературному творчеству. Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей. Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. 2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества детей. Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному творчеству детей приведена в таблице 1. Таблица 1 |Этап работы |Методические рекомендации |Название тем занятий |Литература |Кол-во | | | | | |часов | |1. Знакомство с |На первых занятиях дети вместе с |Речь – какая она бывает? |1.Барто А. |12 | |понятием – речь |учителем стараются глубже |Для чего человеку речь? |Увлекательная |часов | | |познакомиться с понятием речь. Что |Путешествие в страну |речь. | | | |это такое? Какое значение в жизни |устной и письменной речи. |2.Васильев Н. Г.| | | |человека играет речь? Какая бывает |В гостях у логического | | | | |речь? На занятии важно, чтобы дети |ударения. |Летом на реке. | | | |старались высказывать свою точку |Стили речи. |3.Пантелеева Н | | | |зрения, свои предположения, | |Две лягушки. | | | |приводить свои примеры. Идёт | |4.Паустовский К | | | |знакомство со средствами звуковой | |Заячьи лапы. | | | |выразительности (тон высказывания, | |Сладков Н. | | | |темп, громкость, паузы), логическими| |Пустыня ночью. | | | |ударениями. Работая над различными | |6.Драгунский В | | | |произведениями, дети учатся находить| |Денискины | | | |главное и выделять в высказывании | |рассказы. | | | |важные по смыслу слова. | |7.Носов Н | | | |На занятиях дети знакомятся со | |Рассказы. | | | |стилями речи, учатся узнавать эти | |8.Михалков С. | | | |стили в произведениях, которые | |Бездельник | | | |предлагает учитель и стараются сами | |светофор. | | | |подобрать свои примеры. На занятиях | | | | | |включаются инсценирования отрывков | |Можно | | | |произведений с целью работы над | |использовать | | | |средствами звуковой выразительности.| |аудио записи | | | | | |рассказов. | | |2.Знакомство и |Дети узнают, что текст нужен людям |1.Мир текста. |1.Толстой Л.Н |10 | |работа с |для выражения своих мыслей. |2.Где живёт основная |Умная галка. |часов | |понятием текст. |Признаком любого текста является |мысль? |2.Сухомлинский | | | |тема, которая подчинена основной |3.Широкие и узкие темы |В.А | | | |мысли. Обучение детей пониманию |текста. |Поющее пёрышко. | | | |текста идёт вместе с созданием |4.Что такое жанр? Какие |3.Носов Н | | | |школьниками своих речевых |бывают жанры? |Незнайка в | | | |произведений, подчинённых основной | |солнечном | | | |мысли. Затрагивается вопрос о | |городе. | | | |широких и узких темах текста. Можно | |4.Пушкин А.С | | | |использовать разные виды работ: и | |Сказка о рыбаке | | | |игры, и наблюдение, исследование. | |и рыбке. | | | |Обращается внимание на различные | |5.Пермяк | | | |жанры. | |Первый снег. | | | | | |6.Паустовский | | | | | |Кот-ворюга. | | | | | |Резиновая лодка.| | | | | | | | |3.Этикет в |На занятиях столкнулись с тем, что |1.Не надо ссориться. |1.Моргунов А |4 | |споре. |дети не умеют вести дискуссию, не |2.Учимся быть вежливыми в |Мой друг Вовка. |часа | | |слышат друг друга, не могут |любом споре. |2.Носов Н | | | |воспринять чужое мнение. Возникла |3.Сколько людей - столько |Телефон. | | | |необходимость ввести понятие этикета|мнений. |3.Михалков | | | |в споре. Дети анализируют ситуации в| |Вежливый индюк. | | | |различных произведениях и делают для| |4.Васильев Н. | | | |себя выводы. Используется учителем | |Горькая обида. | | | |подбор картинок для словесного | | | | | |описания, разыгрывание сценок | | | | | |детьми. | | | | |4.Знакомство со |На занятиях используются народные и |1.Что за чудо эти сказки! |1.Василиса |18 | |сказками. |авторские сказки, это могут быть и |2.Сказки о животных. |прекрасная. |часов | | |сказки о животных, о людях и т. д. |3.Бытовые сказки. |2.Хитрая наука. | | | |Сказка помогает превратить замкнутый|4.Волшебные сказки. |3.Девушка- | | | |мир ребёнка в разнообразный |5.Фантастические сказки. |сирота. | | | |окружающий мир, поднять ребёнка до |6.Законы построения |4.Летучий | | | |понимания связей и отношений между |сказок. |корабль. | | | |человеком и природой, человеком и |7.Сказочные герои - кто |5.Волшебный | | | |человеком, подготовить его к |они? |конь. | | | |драматическим сторонам бытия. |8.Конкурс: лучший |6.Купеческая | | | |Работа строится ступенчато: |рассказчик. |дочь и служанка.| | | |Чтение большого количества сказок на|9.Играем сказку. | | | | |занятии и дома. На этом этапе после |10.Сочиняем сказку. |7.Белая уточка. | | | |прочтения рекомендуется |11.Мир волшебных сказок |8.Гусыня и осёл.| | | |непринуждённая беседа в связи с |(прочтение собственных | | | | |прочитанным. Дети сами раскрывают |произведений). |9.Бык Быкович. | | | |свои мысли и чувства, высказывают | |10.Учёный пёс. | | | |своё отношение к героям, к событиям.| |11.Сказка о | | | |Главное внимание не столько | |серебряном | | | |содержанию, сколько эмоциональной | |блюдечке и | | | |сфере. Учитель поощряет | |наливном | | | |самостоятельные ответы и | |яблочке. | | | |коллективное обсуждение. Дети | |12.Андерсен. | | | |анализируют поступки героев, | |Снежная | | | |стремятся понять их смысл. При | |королева. | | | |общении учителю важно тактично | |Глупый слуга. | | | |исправлять речевые обороты уч-ся, | |Оле-Лукое. | | | |которые построены неверно. | |13.Лира Э. | | | |Наблюдение за законами построения | |Чики - Рики – | | | |сказки: дети замечают и троекратное | |воробей. | | | |повторение, зачин, сказочных героев,| |14.Киплинг Р. | | | |героев-помощников. Наблюдая за | |Сказки. | | | |многими сказками, они без труда | |15.Перро Ш. | | | |делают вывод о том, что автор | |Сказки. | | | |закладывает определённое | |16.Мамин- | | | |нравоучение. | |Сибиряк Д.Н. | | | |Развитие эмоциональной отзывчивости.| |Алёнушкины | | | |Достигается путём выразительного | |сказки | | | |чтения. | |17.Гримм Бр. | | | |Работа над средствами художественной| |Горшок каши. | | | |выразительности. Разбираются | | | | | |незнакомые слова, составляется | | | | | |словарь архоизмов, можно предложить | | | | | |составить словарь сказочных героев, | | | | | |словарь зачинов. При объяснении | | | | | |нового слова не используется подбор | | | | | |синонима, так как это стирает | | | | | |своеобразие значения слова. Приём | | | | | |подстановки синонима приводит к | | | | | |бедности, штампованности | | | | | |высказываний детей, препятствует | | | | | |развитию речи. Объяснение | | | | | |незнакомого слова надо строить на | | | | | |раскрытии своеобразия его значения. | | | | | |Полезно раскрыть не только значение | | | | | |слова, но и сопоставить его со | | | | | |словом, близким по значению. | | | | | |Обращается внимание на речевые | | | | | |обороты, используемые в сказках.. | | | | | |Инсценирование сказок. Эта работа | | | | | |идёт после разбора чувств, поступков| | | | | |главных героев, мотивов этих | | | | | |поступков. В распределении ролей | | | | | |участвуют сами дети. Инсценирование | | | | | |помогает ребёнку эмоционально | | | | | |раскрыться. | | | | | |Заключительным этапом идёт попытка | | | | | |детьми создать свою сказку. Если | | | | | |предварительная работа проведена | | | | | |успешно, дети испытывают потребность| | | | | |в написании. Это главный показатель | | | | | |сопричастности ребёнка, ему это | | | | | |интересно. Перед написанием учитель | | | | | |не проводит специальной подготовки, | | | | | |не прорабатывает содержание | | | | | |сочинения, не проводит словарной и | | | | | |орфографической подготовки. | | | | | |Сочинения пишутся без плана. | | | | | |Специальная подготовка и план | | | | | |ограничивают индивидуальное | | | | | |воплощение содержания в той речевой | | | | | |форме, которая соответствует | | | | | |индивидуальным особенностям ребёнка.| | | | | |После написания дети читают свои | | | | | |сказки, это имеет значение прежде | | | | | |всего для того, чтобы разбудить в | | | | | |детях любование искусством слова, | | | | | |желание писать. Главное – | | | | | |предоставить простор | | | | | |индивидуальности ребёнка. | | | | |5.Знакомство с |Работа над былинами строится |1.История древней Руси, |1. Былины о |8 часов | |былинами. |аналогично предыдущей: |быт людей. |Добрыне, Ваське | | | |Выясняется происхождение былин, их |2.Былина, её рождение, |Буслаеве, | | | |значение. Чтение былин, обсуждение |герои. |Чуриле, Илье | | | |прочитанного. Учитель стремиться |3.Старинные слова. |Муромце, Дюке, | | | |предварительной беседой, отрывками |4.Былина – источник |Алёше Поповиче. | | | |аудио записей создать эмоциональный |познания жизни наших | | | | |настрой для восприятия их детьми. |предков. | | | | |Выразительное чтение. | | | | | |Работа над структурой былин. | | | | | |Работа над средствами | | | | | |выразительности: составление словаря| | | | | |старинных слов, употребляющихся в | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |