на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Повышение квалификации


Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать

их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть

приёмами работы с ними.

Глава 2

Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества одарённых

детей.

2.1 Педагогические идеи, цели программы.

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на

этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это

требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна

речь, что такое текст, как строятся тексты. Основу программы составляют

коммуникативные умения. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Одной из

основных целей программы является развитие устной и письменной речи

детей. Наилучшим образом служит развитию речи – естественность

высказываний детей, обусловленность устной и письменной речи внутренними

побуждениями детей, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а

именно общению.

2.Культура речевого поведения. На уроках развивается чувство уместности

высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым,

уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно- творческих способностей.

Воображение-это психический процесс, при котором создаются новые

образы, путём переработки материала, а ведь это начало мыслительной

деятельности. Воображение: пассивное, активное, творческое.

В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы

и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической

позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт

определённую направленность.

Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-

вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих,

в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в

подчинённости эстетической позиции.

На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше

свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-

своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно " творить

чудеса".

Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных

произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности,

признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это

требует творчества и от детей, и от учителя.

4. Речь и её значение в жизни.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи,

т.е. речь как средство общения, обмена чувствами и мыслями между людьми;

передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта

человечества; организации и планирования деятельности людей; воздействия на

мысли, чувства и поведение людей.

5. Продолжается знакомство с текстом.

Речевые понятия даются в программе в определённой системе.

Центральным понятием является понятие " текст", так как конечная цель

работы по развитию речи - научить выражать связно свои мысли в устной и

письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение,

высказывание.

Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах

текста, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о

речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

6. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной

литературы.

Эмоция характеризуется как отношение человека к миру, к тому, что он

испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Художественные произведения рассчитаны на то, чтобы пробудить в человеке

эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных образов,

изобразительно-выразительных средств языка. Особое внимание уделяется

пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается путём собственного

выразительного чтения детьми произведений, при обсуждении произведений,

при инсценировании произведений.

7. Исследовательская работа детей с целью расширения активного словарного

запаса.

Образ, создаваемый силой воображения, уточняется и реализуется в ходе

литературной деятельности и для успешной его реализации необходимо

достаточно полное овладение языком. Уделяется большое внимание обогащению

речи средствами художественной выразительности.

Идёт ознакомление детей со средствами художественной выразительности. Дети

учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и

ненаглядные свойства объектов. Ведётся работа по ознакомлению с синонимами,

антонимами.

8. Побуждение учащихся к литературному творчеству.

Создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор

творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.

Педагог ничего не навязывает, не отрабатывает с детьми план будущего

произведения, а создаёт такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется

поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.

2.2 Индивидуальная программа развития речи и литературного творчества

детей.

Индивидуальная программа работы по развитию речи и литературному

творчеству детей приведена в таблице 1.

Таблица 1

|Этап работы |Методические рекомендации |Название тем занятий |Литература |Кол-во |

| | | | |часов |

|1. Знакомство с |На первых занятиях дети вместе с |Речь – какая она бывает? |1.Барто А. |12 |

|понятием – речь |учителем стараются глубже |Для чего человеку речь? |Увлекательная |часов |

| |познакомиться с понятием речь. Что |Путешествие в страну |речь. | |

| |это такое? Какое значение в жизни |устной и письменной речи. |2.Васильев Н. Г.| |

| |человека играет речь? Какая бывает |В гостях у логического | | |

| |речь? На занятии важно, чтобы дети |ударения. |Летом на реке. | |

| |старались высказывать свою точку |Стили речи. |3.Пантелеева Н | |

| |зрения, свои предположения, | |Две лягушки. | |

| |приводить свои примеры. Идёт | |4.Паустовский К | |

| |знакомство со средствами звуковой | |Заячьи лапы. | |

| |выразительности (тон высказывания, | |Сладков Н. | |

| |темп, громкость, паузы), логическими| |Пустыня ночью. | |

| |ударениями. Работая над различными | |6.Драгунский В | |

| |произведениями, дети учатся находить| |Денискины | |

| |главное и выделять в высказывании | |рассказы. | |

| |важные по смыслу слова. | |7.Носов Н | |

| |На занятиях дети знакомятся со | |Рассказы. | |

| |стилями речи, учатся узнавать эти | |8.Михалков С. | |

| |стили в произведениях, которые | |Бездельник | |

| |предлагает учитель и стараются сами | |светофор. | |

| |подобрать свои примеры. На занятиях | | | |

| |включаются инсценирования отрывков | |Можно | |

| |произведений с целью работы над | |использовать | |

| |средствами звуковой выразительности.| |аудио записи | |

| | | |рассказов. | |

|2.Знакомство и |Дети узнают, что текст нужен людям |1.Мир текста. |1.Толстой Л.Н |10 |

|работа с |для выражения своих мыслей. |2.Где живёт основная |Умная галка. |часов |

|понятием текст. |Признаком любого текста является |мысль? |2.Сухомлинский | |

| |тема, которая подчинена основной |3.Широкие и узкие темы |В.А | |

| |мысли. Обучение детей пониманию |текста. |Поющее пёрышко. | |

| |текста идёт вместе с созданием |4.Что такое жанр? Какие |3.Носов Н | |

| |школьниками своих речевых |бывают жанры? |Незнайка в | |

| |произведений, подчинённых основной | |солнечном | |

| |мысли. Затрагивается вопрос о | |городе. | |

| |широких и узких темах текста. Можно | |4.Пушкин А.С | |

| |использовать разные виды работ: и | |Сказка о рыбаке | |

| |игры, и наблюдение, исследование. | |и рыбке. | |

| |Обращается внимание на различные | |5.Пермяк | |

| |жанры. | |Первый снег. | |

| | | |6.Паустовский | |

| | | |Кот-ворюга. | |

| | | |Резиновая лодка.| |

| | | | | |

|3.Этикет в |На занятиях столкнулись с тем, что |1.Не надо ссориться. |1.Моргунов А |4 |

|споре. |дети не умеют вести дискуссию, не |2.Учимся быть вежливыми в |Мой друг Вовка. |часа |

| |слышат друг друга, не могут |любом споре. |2.Носов Н | |

| |воспринять чужое мнение. Возникла |3.Сколько людей - столько |Телефон. | |

| |необходимость ввести понятие этикета|мнений. |3.Михалков | |

| |в споре. Дети анализируют ситуации в| |Вежливый индюк. | |

| |различных произведениях и делают для| |4.Васильев Н. | |

| |себя выводы. Используется учителем | |Горькая обида. | |

| |подбор картинок для словесного | | | |

| |описания, разыгрывание сценок | | | |

| |детьми. | | | |

|4.Знакомство со |На занятиях используются народные и |1.Что за чудо эти сказки! |1.Василиса |18 |

|сказками. |авторские сказки, это могут быть и |2.Сказки о животных. |прекрасная. |часов |

| |сказки о животных, о людях и т. д. |3.Бытовые сказки. |2.Хитрая наука. | |

| |Сказка помогает превратить замкнутый|4.Волшебные сказки. |3.Девушка- | |

| |мир ребёнка в разнообразный |5.Фантастические сказки. |сирота. | |

| |окружающий мир, поднять ребёнка до |6.Законы построения |4.Летучий | |

| |понимания связей и отношений между |сказок. |корабль. | |

| |человеком и природой, человеком и |7.Сказочные герои - кто |5.Волшебный | |

| |человеком, подготовить его к |они? |конь. | |

| |драматическим сторонам бытия. |8.Конкурс: лучший |6.Купеческая | |

| |Работа строится ступенчато: |рассказчик. |дочь и служанка.| |

| |Чтение большого количества сказок на|9.Играем сказку. | | |

| |занятии и дома. На этом этапе после |10.Сочиняем сказку. |7.Белая уточка. | |

| |прочтения рекомендуется |11.Мир волшебных сказок |8.Гусыня и осёл.| |

| |непринуждённая беседа в связи с |(прочтение собственных | | |

| |прочитанным. Дети сами раскрывают |произведений). |9.Бык Быкович. | |

| |свои мысли и чувства, высказывают | |10.Учёный пёс. | |

| |своё отношение к героям, к событиям.| |11.Сказка о | |

| |Главное внимание не столько | |серебряном | |

| |содержанию, сколько эмоциональной | |блюдечке и | |

| |сфере. Учитель поощряет | |наливном | |

| |самостоятельные ответы и | |яблочке. | |

| |коллективное обсуждение. Дети | |12.Андерсен. | |

| |анализируют поступки героев, | |Снежная | |

| |стремятся понять их смысл. При | |королева. | |

| |общении учителю важно тактично | |Глупый слуга. | |

| |исправлять речевые обороты уч-ся, | |Оле-Лукое. | |

| |которые построены неверно. | |13.Лира Э. | |

| |Наблюдение за законами построения | |Чики - Рики – | |

| |сказки: дети замечают и троекратное | |воробей. | |

| |повторение, зачин, сказочных героев,| |14.Киплинг Р. | |

| |героев-помощников. Наблюдая за | |Сказки. | |

| |многими сказками, они без труда | |15.Перро Ш. | |

| |делают вывод о том, что автор | |Сказки. | |

| |закладывает определённое | |16.Мамин- | |

| |нравоучение. | |Сибиряк Д.Н. | |

| |Развитие эмоциональной отзывчивости.| |Алёнушкины | |

| |Достигается путём выразительного | |сказки | |

| |чтения. | |17.Гримм Бр. | |

| |Работа над средствами художественной| |Горшок каши. | |

| |выразительности. Разбираются | | | |

| |незнакомые слова, составляется | | | |

| |словарь архоизмов, можно предложить | | | |

| |составить словарь сказочных героев, | | | |

| |словарь зачинов. При объяснении | | | |

| |нового слова не используется подбор | | | |

| |синонима, так как это стирает | | | |

| |своеобразие значения слова. Приём | | | |

| |подстановки синонима приводит к | | | |

| |бедности, штампованности | | | |

| |высказываний детей, препятствует | | | |

| |развитию речи. Объяснение | | | |

| |незнакомого слова надо строить на | | | |

| |раскрытии своеобразия его значения. | | | |

| |Полезно раскрыть не только значение | | | |

| |слова, но и сопоставить его со | | | |

| |словом, близким по значению. | | | |

| |Обращается внимание на речевые | | | |

| |обороты, используемые в сказках.. | | | |

| |Инсценирование сказок. Эта работа | | | |

| |идёт после разбора чувств, поступков| | | |

| |главных героев, мотивов этих | | | |

| |поступков. В распределении ролей | | | |

| |участвуют сами дети. Инсценирование | | | |

| |помогает ребёнку эмоционально | | | |

| |раскрыться. | | | |

| |Заключительным этапом идёт попытка | | | |

| |детьми создать свою сказку. Если | | | |

| |предварительная работа проведена | | | |

| |успешно, дети испытывают потребность| | | |

| |в написании. Это главный показатель | | | |

| |сопричастности ребёнка, ему это | | | |

| |интересно. Перед написанием учитель | | | |

| |не проводит специальной подготовки, | | | |

| |не прорабатывает содержание | | | |

| |сочинения, не проводит словарной и | | | |

| |орфографической подготовки. | | | |

| |Сочинения пишутся без плана. | | | |

| |Специальная подготовка и план | | | |

| |ограничивают индивидуальное | | | |

| |воплощение содержания в той речевой | | | |

| |форме, которая соответствует | | | |

| |индивидуальным особенностям ребёнка.| | | |

| |После написания дети читают свои | | | |

| |сказки, это имеет значение прежде | | | |

| |всего для того, чтобы разбудить в | | | |

| |детях любование искусством слова, | | | |

| |желание писать. Главное – | | | |

| |предоставить простор | | | |

| |индивидуальности ребёнка. | | | |

|5.Знакомство с |Работа над былинами строится |1.История древней Руси, |1. Былины о |8 часов |

|былинами. |аналогично предыдущей: |быт людей. |Добрыне, Ваське | |

| |Выясняется происхождение былин, их |2.Былина, её рождение, |Буслаеве, | |

| |значение. Чтение былин, обсуждение |герои. |Чуриле, Илье | |

| |прочитанного. Учитель стремиться |3.Старинные слова. |Муромце, Дюке, | |

| |предварительной беседой, отрывками |4.Былина – источник |Алёше Поповиче. | |

| |аудио записей создать эмоциональный |познания жизни наших | | |

| |настрой для восприятия их детьми. |предков. | | |

| |Выразительное чтение. | | | |

| |Работа над структурой былин. | | | |

| |Работа над средствами | | | |

| |выразительности: составление словаря| | | |

| |старинных слов, употребляющихся в | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.