![]() |
|
|
Особенности коррекционной работы у детей с ОНРВторое занятие I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели занятия. Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности. II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж е н и й, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети). Яблоки лежат на… под… (траве, деревом); Ёжик собрал яблоки в… (кучку); Ёжик залез на… (дерево, яблоню); Ёжик прыгнул на … (яблоки); Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д. III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я з к и рассказа (начала к избранному действию). а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам: Что виднеется вдали? Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?) Что было рядом с лесом? Что однажды решил сделать ёжик? Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы. б) Педагог дает образец начала рассказа. В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках). Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал. IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и. Составление рассказа по цепочке – по первым картинам- фрагментам (в зависимости от состава подгруппы). Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись). Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам. Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел». Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5 лет, III уровень речевого развития) «Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему… яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез… на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес». V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д е л е н и й к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам): - Что можно сказать про ёжика, какой он? Актуализируется ряд слов-определений. Например: - Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? – Догадливый. - А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный. - Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п. Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все указанные определения. III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества. Основные задачи: 1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на наглядный материал. 2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа. 3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.). 4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности. 5. Формирование грамматически правильной фразовой речи. Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном варианте). Текст рассказа «Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?» Первое занятие I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели занятия. II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа прочитывался дважды. Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу словами и словосочетаниями (выделены в тексте). III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н и я н е о к о н ч е н н о- го р а с с к а з а по вопросам педагога: - Где жил Вася летом? - Что было рядом с деревней? - Что любил делать Вася? - Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д. IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а т е р и а л а текста рассказа по вопросам: - Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней… - Когда Вася вышел из дома? Он вышел… - Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д. При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются интонационно. Второе занятие О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся установка на придумывание своего продолжения рассказа. П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного рассказа. С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми. Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения окончания рассказа: Вася встречает в лесу людей… Влезает на дерево и видит… Идёт по тропинке и находит… Спускается к реке и идёт по берегу… На этой основе дети составляют продолжение рассказа. используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная запись рассказов. А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается внимание на особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются языковые особенности составленных рассказов: соблюдение грамматических норм речи, удачное использование средств образной выразительности и др. После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а з и р о в а т ь» и придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо предложенных педагогом) Аналогично могут проводиться занятия по обучению рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию. Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями. Приводим примерный перечень таких заданий. Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания |Цель |Виды занятий | |занятия | | |Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения | |пересказу |(воспитатель). | | |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения | | |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). | | |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с | | |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам | | |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) | | |и их словесное описание). | | |Восстановление «деформированного» текста с последующим его | | |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов| | |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности | | |предложений. | | |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, | | |места действия, изменением времени действия, изложением событий | | |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. | | |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту | | |(продолжение к сказке, законченному рассказу). | |Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также | |рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой | |ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). | |картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного | | |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше | | |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по | | |данному слову (словоформе) с опорой на картину. | | |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с | | |использованием пантомимы и др.). | | |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине | | |(серии картин). | | |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на | | |речевой образец логопеда). | | |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при | | |составлении рассказа по серии картин. | | |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога | | |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не | | |показанного фрагмента, закрытого экраном). | |Обучение | Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по | |описанию |указанным его деталям, отдельным составным элементам). | |предметов |Составление описания предмета по собственному рисунку | | |(воспитатель). | | |Использование игровых ситуаций при составлении описательных | | |рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит | | |воспитатель). | В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи: - Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа; - Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем; - Уточнение и развитие пространственных и временных представлений; - Развитие воссоздающего и творческого воображения; - Формирование навыков самостоятельного рассказывания. Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы. Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала: - Двукратное чтение и разбор содержания текста; - Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.); - Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой. При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» - «удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» - «озеро» - «плот»). Составление рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх- четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях логопед давала образец начала рассказа. Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества использовали предметно-практические занятия – рисование, аппликацию, конструирование. Приводим рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения фонетических особенностей речи детей). Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.» Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша будет сегодня есть голубцы.» Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала дальше… в гараж.» Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе работы. 2.3. Результаты экспериментальной работы Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат. Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР наблюдалась следующая картина. Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ (у одного ребёнка). Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию. |В начале эксперимента |В конце эксперимента | |Прыгнул, не схватил… Они лес уш- |Была зима. Петя шел из школы домой. | |ли… Вольки стали… лизать а дерево. |Тропинка проходила через небольшой | |Коля спрятался… и его не нашли |лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг | |воль- |Петя | |ки… На дерево… Пасёл домой. Приди |увидел волков. Он быстро влез на | |Коля дверь. Дома, а вольки усли. |сосну. | | |Волки хотели Петю достать, но не | | |смогли. | | |Они сели около сосны и стали ждать. | | |Петя | | |Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо | | |шел охотник, увидел волков и выстрелил| | | | | |из ружья. Волки убежали. А Петя слез с| | | | | |дерева и пошел домой. | К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно, переданы время, место и характер действия. Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно- повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов) | |Ошибки|Ошибки|Ошибки|Ошибки|Пропус|Ошибки |Искажен|Прочие | | | | | | |ки |в |ие |аграмма| |Вид |на |на |на |на |знамен|постро-|структу|- | |задания |упот- |образ-|упот- |упот- |а- | |ры |тизмы | | |реблен| |реблен|реблен|тельны|ении |слов | | | |ие |ование|ие |ие |х |пред- | | | | |предло| |именны|глагол|форм |ложений| | | | |- |предло|х |ь- | | | | | | |гов |- |слово-|ных | | | | | | | |жно-па| |сло- | | | | | | | |- |форм |воформ| | | | | | | |дежных| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |конст-| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |рукций| | | | | | | |Составление |13,6 |3,4 |12,2 |26,5 |4,1 |25,2 |15,0 | | |расс- | | | | | | | | | |каза по | | | | | | | | | |серии сю- | | | | | | | | | |жетных | | | | | | | | | |картинок | | | | | | | | | |Рассказ по |29,3 |5,8 |15,7 |15,2 |1,5 |21,5 |11,0 | | |вопро- | | | | | | | | | |сам на тему | | | | | | | | | |из | | | | | | | | | |личного | | | | | | | | | |опыта | | | | | | | | | |Окончание |13,4 |4,12 |1,0 |22,8 |13,24 |35,1 |4,12 |5,22 | |расс- | | | | | | | | | |каза по | | | | | | | | | |данному | | | | | | | | | |началу | | | | | | | | | Таблица обследования детей с ОНР. | |Выполнение задания основной группой | Контрольная группа | | | | | |Вид задания | | | | |Самостоятельн|С небольшой|При активном |Не выполнено |Самостоятельн|С небольшой | | |о | |содействии | |о | | | | |помощью |экспер- | | |помощью | | | | |иментатора | | | | |Составление предложе- | 6 | 11 | 3 | - | 10+ | - | |ний по картинкам, | | | | | | | |изоб- | | | | | | | |ражающим простые | | | | | | | |действия. | | | | | | | |Составление предложе- | 3 | 8 | 7 | 2 | 10+ | - | |Ния по 3 картинкам | | | | | | | |(девочка, корзинка, | | | | | | | |лес). | | | | | | | |Пересказ сказки | 2 | 9 | 8 | 1 | 10+ | - | |«Репка» | | | | | | | |Составление рассказа | - | 11 | 8 | 1 | 10+ | - | |по серии сюжетных | | | | | | | |картинок «Медведь и | | | | | | | |зайцы». | | | | | | | |Составление рассказа | 6 | 10 | 4 | - | 10+ | - | |на | | | | | | | |тему «На нашем | | | | | | | |участке» | | | | | | | |Составление рассказа о| 6 | 6 | 8 | - | 10+ | - | | | | | | | | | |каком-нибудь случае с | | | | | | | | | | | | | | | |девочкой в лесу (с | | | | | | | |опо- | | | | | | | |рой на 3 картинки и | | | | | | | |вопросы) | | | | | | | |Завершение рассказа по|- |4 |7 |6 | 8+ | 2 | | | | | | | | | |готовому началу с опо-| | | | | | | | | | | | | | | |рой на картинку | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |