на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах


на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский

педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).

Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:

«Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и

семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».

Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение

родительского контроля за всеми направлениями школьной

деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда

традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,

определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,

изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,

выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,

разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,

питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений

и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной

совместной деятельности школа и семья становятся действительными

партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне

определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).

С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы

с семьей зависят от целей поставленных учителем.

Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает

такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на

личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы

и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи» (5, 4).

Однако, американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя

хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями,

охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу.

В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители

вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны

сохранить расстояние между собой и родителями.

... Правила, как работать с родителями зависят от

конкретных обстоятельств» (1, 427).

Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с

родителями разнообразны:

Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с

родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

Групповые: (Родители могут объединяться в группы по

образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям

успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа

учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю

вести урок; и работа с активом.

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские

собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания,

консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные

мероприятия и т. д.

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в

организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного

на всестороннее развитие подрастающего поколения» (23, 63-64).

И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической

культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень

педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их

зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и

общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической

культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность:

определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и

правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по

воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит

целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым

занимается тот же классный руководитель или учитель» (25, 12,15).

С. Дапкене выделяет следующее содержание общего

педагогического просвещения родителей:

1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого

поколения.

2. Психологические, физиологические и педагогические основы

воспитания детей в семье, особенности детей в разном

возрасте.

3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы,

трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования

отношении между школой и семьей.

5. Проблемы свободного времени и занятости детей,

пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

Традиционные:

. Родительские собрания

. Лекции

. Вечера вопросов – ответов

. Диспуты

. Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

. Деловые игры

. Регламентированные дискуссии (5, 22 – 32).

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения

учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А.

Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для

моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с

родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» (33, 38).

Эту же мысль продолжает Вильма Сикорските-Войшнене: «Работая с

родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания,

создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и

между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно

больше информации о школе, об обучении, воспитании и других

интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям

высказаться» (20, 45).

Следующее мнение по тому вопросу в своей статье

высказывает Е. Мартишаускене: «Работа классного

руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет

огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев

данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения

их детей не совпадает с оценкой учителей участников, а также

с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь

к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

. учитель родителям старается дать то, что требуется и от них

(выслушивает их проблемы, высказывает понимание и

доброжелательность по отношению к их детям);

. учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу

глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а

затем с их родителями);

. учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных

областях воспитания детей;

. учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более

ругать их детей;

. учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

. учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.»

(14, 173).

С. Дапкене подчеркивает, что для успешной воспитательной

работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:

1. Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

2. Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных

целей и задач.

3. Эффективно применять воспитательные формы, методы и способы.

4. Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

5. Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

6. Передавать родителям научные (педагогические, психологические,

юридические и др.) знания и педагогический опыт.

7. Развивать свои способности и педагогическое мастерство (5,

17).

От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом

классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая

работа.

По мнению В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с

родителями первоклассников определяется «тремя основными задачами:

1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения

уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение

преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и

нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи

родителям в правильной организации учебной и творческой

деятельности первоклассника и его отдыха.

3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе,

в классе» (26, 57).

Литовский педагог С. Дапкене предлагает учителям следующие

« методы познания семьи:

. Наблюдение

. Беседа

. Анкетирование

. Метод сочинений

. Мнение других» (5 , 13 – 16).

Данную тему продолжает И. В. Гребенщиков: «Учителю первого

класса особенно необходимо за короткий срок изучить учащихся,

познакомиться с родителями.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их

вопросы. Например: «Об организации учебы первоклассника»; «Учебная

работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст

и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних

заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и

другие» (25, 44).

В. Сикорските-Войшнене пишет: «В первом – втором классе важно

поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и

телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны

дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на

индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных

праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать

родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии

школе, учителю, руководителям школы.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается

положительно, они ждут похвалы.

1. Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об

этом говорить, избегают учителя, и не знают, как

помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не

ходить в школу, ограничиться лишь телефонными

звонками, или приходить в школу лишь по вызову

учителя. Часто их пугают и возможные упреки со

стороны других родителей. На эту группу родителей

учитель должен обратить особое внимание» (20, 49 ).

Советы по решению проблем взаимоотношении между родителями,

учителем и учащимися предлагает Тома Гедрайтене: « Меткое

слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет

часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты» (6, 5 ).

«Для родителей учащихся первого – второго класса характерен более

высокий уровень воспитательной активности и потребности во

взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются

своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать

родителям больше информации, чем их интересует» (26, 60).

Вильма Сикорските – Войшнене выделяет следующие «важные

аспекты общения учителя с родителями в 1 –2 –ом классах:

. Начинать разговор не с проблем детей, а с общих

приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

. Показывать внимание родителям, интересоваться их работой,

домом;

. Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

. Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители,

не критиковать их мнение, а стараться понять, что

разрешает им так думать;

. Договориться об общих целях и на родительских собраниях

говорить о том, что важно всем;

. Уделять столько времени, сколько требуется;

. Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите

важно всем и большинство вас поддерживают;

. Информировать родителей лично, при помощи писем или

индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для

родителей, не передавать через детей или других лиц »

(20, 45 – 46).

Опытом работы с родителями делится группа учителей из

Жеймяльской средней школы. Они составили программу работы с

родителями, в которую входило так называемое обучение

родителей. Для родителей проводились курсы, читались лекции.

Программа предусматривала просвещение лишь родителей

первоклассников, одна родители захотели продолжить обучение и

дальше. В данной школе проводились родительские вечера поэзии,

выставки, родители писали пожелания своим детям (12, 54).

«Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и

осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников

замкнутый треугольник.

Учителя Ученики

Родители

И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая

фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению

взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому если

школа обвиняет родителей, следовательно она сама допускает

ошибки и наоборот» (12, 54).

Своеобразную «школу для родителей» создала в

малокомплектной школе учительница А. Вайчюлене. Педагог

заметила, что родители первоклашек не готовят детей к школе,

поэтому просвещение педагог начала с родителей пяти-шестилетних

детей. Кроме этого учительница начала выпускать книжки для

родителей и детей (19, 32).

Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.

Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без

этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и

семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится

беднее» (32, 20).

«Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него

сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает

практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому

человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития

личности необходимо и то и другое» (30, 165).

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ,

УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Как было сказано выше, школа и семья должны работать

совместно, так как у них единая цель – воспитание личности.

От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит

успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в

данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и

родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями

в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в

средней школе «Смялтес» города Клайпеда, в средней школе

«Бяржино» города Шяуляй, а также в одном из городов соседнего

государства Белоруссия – городе Лида в средних школах №4, №11,

и №17, что дает возможность сравнить не только работу

различных учителей, но и особенности этой работы, в

зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года

анкеты заполнили 44 учителя.

Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых –

вторых классов в выше перечисленных городах и школах.

Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в

семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90

родителей.

Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было

ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания

на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и

беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.

Результаты исследования показали ряд интересных особенностей

работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем

подробнее и будет говориться ниже.

3. 1. Анализ исследования деятельности учителей.

Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется

в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким

классом он работает на данном этапе, то есть во время

проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.

Таблица № 1 Данные об учителях.

| | |Количество | |

|Формулировка | |ответивших | |

|вопроса |Ответы |по городам |ВСЕГО |

| | | Клайпеда | Лида | |

| | |Шяуляй | | |

|1. Город, школа |Средние школы: | | | |

| |«Смялтес» г. Клайпеда|18 | | |

| | |4 | | |

| |«Бяржино» г. Шяуляй | |7 | |

| |№4 г. Лида | |5 | |

| |№11 г. Лида | |10 | |

| |№17 г. Лида | | | |

| |22 |22 | 44 |

|ВСЕГО: | | | |

| | | | | |

|2. С каким |1 класс |5 |8 |13 |

|классом работаете |2 класс |4 |7 |11 |

|на данном этапе. |3 класс |6 |4 |10 |

| |4 класс |6 |3 |9 |

| |логопед |1 | |1 |

| | | | | |

|3. Ваш |От 1 до 5 лет |3 |3 |6 |

|педагогический |От 6 до 10 лет |3 |8 |11 |

|стаж. |От 11 до 15 лет |5 |7 |12 |

| |От 16 до 20 лет |5 |2 |7 |

| |От 21 до 25 лет |1 |1 |2 |

| |От 26 до 30 лет |3 | |3 |

| |31 и более |2 |1 |3 |

Как видно из таблицы всего было опрошено 44 учителя. Так

как в городе Шяуляй опрос учителей был проблематичен, и

удалось опросить лишь 4 человека, то в дальнейшем мы

присоединим их ответы к ответам учителей из города Клайпеда,

которых было 18. Таким образом у нас получилось одинаковое

количество опрошенных по двум республикам.

Опрос проводился среди всех учителей начальной школы,

поэтому присутствуют представители всех классов, а также в

опросе принял участие один логопед, который в момент опроса

выполнял роль учителя и классного руководителя. Логопед отвечал

на вопросы анкеты с точки зрения своей работы, поэтому эти

ответы будем обговаривать отдельно.

Количество учителей, опрошенных в Литве, можно сказать,

равномерно распределилось по классам. (В 1-ом – 5, во 2-ом – 4, в

3-ем – 6 и в 4-ом – 6 ). В городе Лида в опросе более

активное участие приняли учителя первых – вторых классов,

соответственно 8 и 7 человек, учителей третьего и четвертого

класса лишь 4 и 3. Однако при обобщении получили почти

одинаковое количество представителей каждого класса, что хорошо

видно на круговой диаграмме

Диаграмма 1. 1. Распределение по классам.

30%

25%

23%

20%

2%

Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж

учителей. Среди опрашиваемых в Литве учителей больше всего

оказалось со стажем от 11 до 15 лет – 5, и со стажем от

15 до 20 лет – 5. По 3 – со стажем от 1 до 5, от 6 до

10, от 25 до 30. Следует отметить, что самый маленький стаж

1,5 года, а самый большой 31 и 32 года работы в школе.

Если учесть, что высшее учебное заведение заканчивается в 22

года, то средний возраст опрошенных учителей 30 – 40 лет.

Среди опрашиваемых учителей в городе Лида большее

количество учителей со стажем от 6 до 10 лет – 8 и от 10

до 15 лет – 7. Наименьший стаж – 2 года, а наибольший стаж –

33 года работы по специальности учитель начальных классов.

Сравнив данные опроса по Литве и Белоруссии, можно сказать,

что в городе Лида в опросе принял более молодой контингент

учителей.

Подводя общие итоги по данному вопросу видим следующую

картину:

Диаграмма 1. 2. Педагогический стаж учителей.

14%

25%

26%

16%

5%

7%

7%

Следующая тема, которой посвящена группа вопросов,

–планирование и проведение мероприятий для родителей в первом –

втором классах. Учителям было предложено ответить на такие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.