на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки


необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с

компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы

на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для

глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при

ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей

привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4,

затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6.

Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До

усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет

1 -6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать

взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным

образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.

Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево

вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и

посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение

физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и

физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем

через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует

отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с

использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в

неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15

минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения

физкультминутки и гимнастики для глаз. Несомненно, что утомление во

многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для

детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту

реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время

всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к

перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия,

утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение

компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Учебные требования можно найти в «Рекомендациях по использованию

компьютеров в начальной школе» - Министерство образования Российской

Федерации Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13:

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно

организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с

предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM-

устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный одним компьютером с CD-ROM-

устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с

настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к

компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную

сеть школы и иметь выход в интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы

без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может

быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме

"вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной

компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к

проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы

с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед

или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами

учебных пособий под редакцией А.В. Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером:

уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного

назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой,

желательно знание работы с интернетом и электронной почтой.

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать

компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в

информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7

компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно, с выходом в

интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала

компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном

зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные

рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных

пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике

с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4

человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер,

настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе

"ЛЕГО", цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за

компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою

работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это

время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада

осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30

минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном

пособии автора А. Л. Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных

автором учебного пособия: например, навыки работы в среде "ПервоЛого", в

клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и

детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу

(инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено

учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства

учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения

осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной

деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в интернете, могут

быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы

заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на

диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям

правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать

санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по

организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом,

чтобы все токоведущие части устройства и разъемы были обращены к стене

помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть

оборудована специальными коробками, розетки должны располагаться за

вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения

электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически

воспрещается.

8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с

лаборантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке

информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в

рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием

компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя)

рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя

начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная

часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе

сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы.

Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й

группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших

школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1-м, 2-м, 3-м или

4-м уроками). При использовании школьного кабинета информатики учащиеся

должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики,

утвержденным директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет

информатики».

Основываясь на этих требованиях и рекомендациях разработчики авторских

программ обучения и учителя-методисты составили свои требования и

рекомендации. Вот, например методические рекомендации проведения предметных

уроков с компьютерной поддержкой в начальных классах разработанные учителем

начальных классов многопрофильной гимназии г. Нерюнгри О.И. Швецовой: «

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается

различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В

современной школе компьютер все шире используется в начальной школе не

только на уроках информатики, но и на уроках обучения грамоте, математики,

русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка.

Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные

результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике

преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и

возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием

учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие

мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом

для выполнения компьютерных заданий.

4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в

соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы,

по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15

минут. ( Санитарные правила и нормы).

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного

процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке

компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:

" какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения

каких дидактических задач;

" какие программные средства целесообразно использовать для создания и

выполнения компьютерных заданий;

" какие предварительные умения работы на компьютере должны быть

сформированы у детей;

" какие уроки целесообразно делать компьютерными;

" как организовать компьютерные занятия.

Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:

1. Выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы.

2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной

деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости

проведения компьютерных уроков.

3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.

4. Выбор программных средств для разработки заданий.

5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных

программных средств.

6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных

заданий.

7. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и

учащегося.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными

занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для

решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему

урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в

принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи

курса информатики.

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться

только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с

предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в

компьютерном классе.

К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

" правила ТБ при работе с компьютером;

" понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", "

значок", "графический редактор";

" что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор

"мышь";

" основные инструменты текстового редактора;

" основные инструменты графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

" пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

" использовать манипулятор "мышь" ;

" работать с командами открыть и закрыть меню файл

" создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с

использованием инструментального меню».

Существует также проблема эмоциональности обучения в условиях

компьютеризации. Ведь эмоции — важнейшая характеристика человеческой

личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают

сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные

качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете,

его мировоззрение. Важность формирования у учащегося эмоционально-

ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана

многочисленными исследованиями.

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить

положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого

прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и

общественной деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы

изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества,

окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».

Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся

пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и

незначительных). Данная проблема представляется актуальной, поскольку

педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду

показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации

учебного процесса.

Учителя Обнорская Г. В. , Селезнева Т. В. , Тютюнник Г. В. , Зарецкая

З. А. , Зарецкий Д. В.(СШ N 21, д/с № 15 г. Оленегорска; АО ЭЛТИ-КУДИЦ, г.

Москва) пишут о использовании компьютера в коррекционной работе с младшими

школьниками: «В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы

общеобразовательной школы поступает значительное число детей, имеющих

низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве недостатки развития

являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются

в трудностях освоения навыков чтения, письма, счета. Для коррекции этих

недостатков использовалась программно-методическая система "Путешествие в

страну Букварию" в комплексе с другими компьютерными и некомпьютерными

развивающими программами и играми. Использование программной системы

позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает

предпосылки формирования определенной направленности познавательных

интересов, повышение общей культуры. Привлекает открытость системы для

пользователя, что позволяет адаптировать программу к контингенту учащихся,

задаче расширения активного и пассивного словаря. Развитие вербального

интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития.

Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал,

типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем

создания необходимой мотивационной основы. Особый интерес у учащихся и у

педагогов вызывает адаптированный графический

редактор. В коррекционной работе он используется в основном для развития

зрительного анализа и синтеза. Творческий подход выражается в том, что

ученики используют элементы редактора не только как части букв, но и

конструируют орнаменты, геометрические фигуры, выполняют творческие работы.

Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной

координации и умения распределять внимание является одним из факторов,

повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной

работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение

техники письма, снижение мышечного напряжения.

Значительная часть учащихся младших классов имеет недостаточную для

обучения зрелость вследствие гиперопеки родителей. Это снижает актуальную

готовность к умственной деятельности. Работа с компьютером помогает

получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора,

повысить самооценку. Дети классов выравнивания - дети, имеющие задержку

психического развития, пережившие немало неприятностей, и утратившие

критичность в результате психологической защиты. Они по физиологическим

причинам не могут концентрировать внимание, удерживать и распределять его.

Поэтому основной формой занятий стал интегрированный урок по одной общей

теме. Для проведения урока "Пишем, читаем, считаем" программно-методическая

система "Путешествие в страну Букварию" предоставляет обширные возможности.

За полугодие занятий на компьютере у детей изменилось отношение к ошибке,

они стали ее замечать. Занятия с компьютером стимулируют развитие

критичности у детей с задержкой психического развития. Компьютерные занятия

оказались полезными и для детей-"неудачников". Причина их неуспеваемости -

не "умственный дефект", однако внешние проявления такие же. Важной задачей

работы с ними было компенсирование неуверенности в своих силах, поддержка

"ситуации успеха". Работа в коррекционных группах требует контактов с

родителями. Занятия с компьютерными программами стали привлекательным

поводом для общения с психологом и оказания необходимой помощи ребенку и

семье».

II) Российский опыт в обучении младших школьников с компьютерной поддержкой

2.1. Первые опыта обучения младших школьников с компьютерной поддержкой.

Обзор программ.

Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики?

Мы считаем, что основной целью должно стать формирование

“информационного” стиля мышления, который по образному выражению Ю.А.

Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое

мышление следователя, конкретное мышление физика или бухгалтера и образное

мышление художника.

Нам видятся следующие пути достижения этих целей:

1. Освоение общелогических приемов формирования понятий, оперирования

понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,

ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их

различий; выявление существенных и не существенных признаков

предметов; классификация объектов.

2. Развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм

умозаключений через решение логических задач.

3. Изучение основ алгоритмизации деятельности с упором в пошаговую

детализацию.

4. Формирование умений построения символьных моделей содержательных

задач, постоянно усложняющихся по мере повышения образовательного

уровня учащихся. Например: элементарные приемы кодирования и

декодирования информации, расшифровка содержимого “черного ящика”,

и т.п.

5. Развитие способностей к рисованию и художественного мышления,

формирование начальных представлений о колористике, об анимализме,

о правилах геометрических построений.

Желательно включать в программу обучения упражнения по развитию

элементарных навыков рефлексии (осознания процесса собственной деятельности

по решению задач).

Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения — проблема

создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт

разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного

обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное

средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению

машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие,

диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные,

контролирующие, моделирующие и т. д.

Управляющие и диагностирующие программы ориентированы на управление

процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной

индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать

учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять

уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в

соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В

условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится

более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более

систематической и продуктивной.

Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея

красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На

уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные

явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных

технологических процессов, некоторые биологические явления (прорастание

семени, биение сердца, деление клетки и т. п.). На занятиях по предметам

гуманитарного цикла эти программы позволяют комментировать тексты

различного содержания, иллюстрировать фрагменты графической карты,

вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным историческим

событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и

т. д.

Генерирующие программы вырабатывают набор задач определенного типа по

заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную

работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание,

соответствующее его индивидуальным возможностям.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.