на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида


(Д.С.Лихачев)

3. Дидактические материалы для учащихся.

Конспект урока.

1. Речевая разминка.

- «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его

понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны

еще знания». (Д.С.Лихачев)

- Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его

понимаете?

- Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны

еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь

представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.)

2. Работа по теме.

1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка.

Живопись, театр, балет, архитектура и др.)

- Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков

он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в

живописи – цвет, в графике – линия и т.д.)

- Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как

вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»).

- Как называются произведения живописи? (Они называются

картинами).

- А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме,

как мы ее называем? (Репродукцией картины).

- Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие

орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно

объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно

запомнить).

- В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то

эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и-

после –ц-? (В слове иллюстрация).

2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от

картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина

пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических

событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и

т.д.)

- Назовите знакомые вам иллюстрации.

- Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов

«Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная

роща»).

Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На

какие темы? Найдите их.

3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по

картине В.М.Васнецова «Аленушка».

- Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот

материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать

рабочий материал, записывая его в тетрадь.

Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет,

выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в

85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили

любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам,

например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и

видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и

незаметного цветка».

Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то

встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским.

Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру»,

«Преферанс» (показываются репродукции).

Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на

исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего

памятника литературы) «Иван Грозный» и др.

Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов

любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его

песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по

мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка»,

«Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-

лягушка» и др.

Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то

торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием.

4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка».

- С каким произведением устного народного творчества ассоциируется

у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под

впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской

галерее).

- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее

герои? Какое зло приключилось с ними?

- Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу

озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка).

- Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В.

Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий

сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина

не соответствует сюжету сказки).

- Задача художника-живописца иная, чем задача художника-

иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные

эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а

правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о

выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает

она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У

нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни.

Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и

голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко

выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как

будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.)

- Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему

дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к

бедной девушке.

Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась

одна со своею печалью в сумрачном лесу.

- А как достигает художник такой выразительности, в передаче

настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по-

особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых,

использует определенные краски. Здесь цвет является основным

изобразительным средством).

- Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы

подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней).

- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки?

(серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на

сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти

черного).

- Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу

девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам,

взгляд задумчивый, тоскливый).

- Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное,

тяжелое, безысходное, великое и т.п.)

- Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки?

(Безутешное, безысходное).

- Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный)

- Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный

взгляд).

- Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.

Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это

изображение природы для того, чтобы передать настроение картины).

(Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором

черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень.

Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки –

крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в

воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки).

- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это

определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые

листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее)

- Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа

увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки,

которая только ей одной доверила свое безутешное горе).

- Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое,

неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода

(темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес

(мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный).

Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини,

используйте их в своем сочинении-описании.

- Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как

вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как

правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется

большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе).

- Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой?

5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика,

зачитывая записанные слова и словосочетания).

- Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили

на уроке.

Примерный план

1. Слово о художнике В. Васнецове.

2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки,

ее поза, пейзаж.

3. Впечатление от картины.

- Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и

рецензирование одной - двух работ учащихся).

3. Задание на дом.

Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность

подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем

Аленушку.

Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку.

Урок №

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова

и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и

приобретенные в разделе «Словообразование».

2. Коррекция основных мыслительных процессов.

3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на

миниатюре М.М. Пришвина «Дятел»

Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка

домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

3. Основная часть (работа по теме).

4. Задание на дом.

Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане.

2. Список приставок.

3. Дидактический материал для учащихся.

План урока.

1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в

составе слова и учебно-языкового умения ее выделять.

2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса

учащихся к уроку.

А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся):

- Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору?

- Видели ли вы дятла? Где и когда?

- Какой он?

- Чем интересно его поведение?

Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле

М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется

«Дятел».

Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и

эстетическое восприятие текста (на слух).

Дятел

Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел,

насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была

мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве

до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются

шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда

девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между

грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую

шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Вопросы по тексту.

- О чем рассказывает М.М. Пришвин?

- Что особенно привлекло внимание писателя?

- Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ

Пришвина?

- Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3

ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает

первое предложение текста, просит прочитать его выразительно.

3. Работа по теме урока.

. Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в

приставке».

. Задание: найдите слово с приставкой в записанном

предложении, запишите его, условно обозначьте приставку

(насадив).

. Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в

слове часть основы действительно является приставкой

(насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и

др.).

. Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как

решается эта орфографическая задача?

. Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и

графическим обозначением орфограммы.

. Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в

учебнике.

4. Тренировочные упражнения.

. Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте

графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках».

Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит,

что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и

несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.

- Объясните правописание приставок.

- Укажите предлоги. Как их отличить от приставок?

(Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого

предложения: полный или частичный).

. Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному

на доске.

И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

- Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить).

Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с.

- Почему слово занят не требует применения орфографического правила

к приставке в нем?

. Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них

орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения

второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил,

выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с

комментированием орфограммы.

5. Итоги урока.

. Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила

написания гласных и согласных в приставках.

. Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и

обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

. Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает

изученное правило? (оживленный).

6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся.

. Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся.

По окончании чтения ставятся общие вопросы:

Какова тема текста?

Что заинтересовало писателя в поведении птицы?

С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле?

Какова основная мысль?

Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)?

. Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка

задания для творческой работы:

- Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей?

- С каким конкретным случаем связано это наблюдение?

- Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом

сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение.

(Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя

М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре).

. Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему,

связанную с наблюдениями в природе на основе личных

впечатлений от прочитанной миниатюры писателя.

Дополнительное задние: укажите слова с приставками,

обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в

приставках.

. Чтение двух-трех текстов учащихся.

7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение.

Класс 7. Урок чтения.

Урок N

Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни.

(А.П. Чехов «Хамелеон»)

Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении

«хамелеонов».

2. Развитие речи учащихся.

3. Обратить внимание учащихся на художественные средства

изображения смешного в рассказе «Хамелеон»

Ход урока: 1. Организационный момент.

Отчет дежурного.

Проверка домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

Речевая разминка.

3. Основная часть.

Беседа.

Выводы

Домашнее задание.

Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова.

2. Эпиграф к уроку:

«Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон

и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его

печали, потому что они нераздельны»

В.В. Набоков.

Ход урока. Беседа:

Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом

сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми)

- Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной

степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое

воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства,

сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и

Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от

обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда).

- Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того,

кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою

угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения

Очумелова послужили основой для названия рассказа).

- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз

полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую

сущность, то рабскую).

- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду

«хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение

Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с

людьми, были типичны для того времени).

- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина –

как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее:

высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство).

- М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими

маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной

полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни

нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На

площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».)

- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем

смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»).

- Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе

составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки,

но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой

«проблемы»).

- Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название

рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина).

- Какие средства использует автор для создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал

такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»:

Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от

слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая

свинья…»)

- Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как

создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация

персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над

выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц)

- А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в

рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов

меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет

в рассказе как бы роль окраски хамелеона).

- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника

скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на

спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог

никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует

о комичности создавшейся ситуации)

- У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось

многое сказать, отсюда внимание к художественной детали. Какая деталь в

самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова?

(Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом,

доверху наполненным конфискованным крыжовником, свидетельствует о том, что

представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои

обязанности небескорыстно).

- Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что «мир для

него смешон и печален одновременно», в произведениях автора сочетаются юмор

и сатира. Если юмор – это веселая, но безжалостное обличение пороков. Каков

характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку

или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор

использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает

пороки, чем просто весело смеется над ними).

- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в

нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской

угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному

читателю).

Выводы:

Рассказы А.П.Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны по

содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы,

касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его

«маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они

становятся добрыми. Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим

чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и

правнуков», - писал о Чехове К. Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас!

Домашнее задание.

1. Сделать иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе

«Хамелеон».

2. Прочитать другие рассказы А.П. Чехова («Злоумышленник», «Хирургия»,

«Налим»), подумать над ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.