![]() |
|
|
Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида(Д.С.Лихачев) 3. Дидактические материалы для учащихся. Конспект урока. 1. Речевая разминка. - «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания». (Д.С.Лихачев) - Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его понимаете? - Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.) 2. Работа по теме. 1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка. Живопись, театр, балет, архитектура и др.) - Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в живописи – цвет, в графике – линия и т.д.) - Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»). - Как называются произведения живописи? (Они называются картинами). - А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, как мы ее называем? (Репродукцией картины). - Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно запомнить). - В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и- после –ц-? (В слове иллюстрация). 2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и т.д.) - Назовите знакомые вам иллюстрации. - Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная роща»). Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На какие темы? Найдите их. 3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по картине В.М.Васнецова «Аленушка». - Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать рабочий материал, записывая его в тетрадь. Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет, выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в 85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам, например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и незаметного цветка». Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским. Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру», «Преферанс» (показываются репродукции). Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего памятника литературы) «Иван Грозный» и др. Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна- лягушка» и др. Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием. 4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка». - С каким произведением устного народного творчества ассоциируется у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее). - Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? - Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка). - Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки). - Задача художника-живописца иная, чем задача художника- иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты. - Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни. Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.) - Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к бедной девушке. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в сумрачном лесу. - А как достигает художник такой выразительности, в передаче настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по- особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых, использует определенные краски. Здесь цвет является основным изобразительным средством). - Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней). - Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти черного). - Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам, взгляд задумчивый, тоскливый). - Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное, тяжелое, безысходное, великое и т.п.) - Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки? (Безутешное, безысходное). - Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный) - Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный взгляд). - Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня. Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это изображение природы для того, чтобы передать настроение картины). (Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень. Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки – крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки). - Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее) - Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки, которая только ей одной доверила свое безутешное горе). - Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое, неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес (мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный). Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини, используйте их в своем сочинении-описании. - Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе). - Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой? 5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика, зачитывая записанные слова и словосочетания). - Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили на уроке. Примерный план 1. Слово о художнике В. Васнецове. 2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки, ее поза, пейзаж. 3. Впечатление от картины. - Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и рецензирование одной - двух работ учащихся). 3. Задание на дом. Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем Аленушку. Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку. Урок № Тема: Правописание гласных и согласных в приставках Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и приобретенные в разделе «Словообразование». 2. Коррекция основных мыслительных процессов. 3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на миниатюре М.М. Пришвина «Дятел» Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка домашнего задания. 2. Постановка учебной задачи. 3. Основная часть (работа по теме). 4. Задание на дом. Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане. 2. Список приставок. 3. Дидактический материал для учащихся. План урока. 1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в составе слова и учебно-языкового умения ее выделять. 2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса учащихся к уроку. А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся): - Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору? - Видели ли вы дятла? Где и когда? - Какой он? - Чем интересно его поведение? Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется «Дятел». Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и эстетическое восприятие текста (на слух). Дятел Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел, насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой. Вопросы по тексту. - О чем рассказывает М.М. Пришвин? - Что особенно привлекло внимание писателя? - Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ Пришвина? - Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3 ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает первое предложение текста, просит прочитать его выразительно. 3. Работа по теме урока. . Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в приставке». . Задание: найдите слово с приставкой в записанном предложении, запишите его, условно обозначьте приставку (насадив). . Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в слове часть основы действительно является приставкой (насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и др.). . Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как решается эта орфографическая задача? . Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и графическим обозначением орфограммы. . Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в учебнике. 4. Тренировочные упражнения. . Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках». Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. - Объясните правописание приставок. - Укажите предлоги. Как их отличить от приставок? (Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого предложения: полный или частичный). . Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному на доске. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят. - Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить). Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с. - Почему слово занят не требует применения орфографического правила к приставке в нем? . Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил, выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с комментированием орфограммы. 5. Итоги урока. . Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила написания гласных и согласных в приставках. . Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой. . Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает изученное правило? (оживленный). 6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся. . Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся. По окончании чтения ставятся общие вопросы: Какова тема текста? Что заинтересовало писателя в поведении птицы? С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле? Какова основная мысль? Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)? . Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка задания для творческой работы: - Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей? - С каким конкретным случаем связано это наблюдение? - Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение. (Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре). . Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему, связанную с наблюдениями в природе на основе личных впечатлений от прочитанной миниатюры писателя. Дополнительное задние: укажите слова с приставками, обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в приставках. . Чтение двух-трех текстов учащихся. 7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение. Класс 7. Урок чтения. Урок N Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни. (А.П. Чехов «Хамелеон») Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении «хамелеонов». 2. Развитие речи учащихся. 3. Обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон» Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка домашнего задания. 2. Постановка учебной задачи. Речевая разминка. 3. Основная часть. Беседа. Выводы Домашнее задание. Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова. 2. Эпиграф к уроку: «Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны» В.В. Набоков. Ход урока. Беседа: Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми) - Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда). - Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа). - Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую сущность, то рабскую). - Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду «хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с людьми, были типичны для того времени). - Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина – как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство). - М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»? (Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».) - Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»). - Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой «проблемы»). - Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина). - Какие средства использует автор для создания комического текста? (Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»: Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая свинья…») - Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц) - А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски хамелеона). - Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся ситуации) - У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали. Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова? (Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником, свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно). - Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что «мир для него смешон и печален одновременно», в произведениях автора сочетаются юмор и сатира. Если юмор – это веселая, но безжалостное обличение пороков. Каков характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеется над ними). - Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному читателю). Выводы: Рассказы А.П.Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны по содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его «маленькие проблемы». А они не подвластны времени. Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков», - писал о Чехове К. Чуковский. Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас! Домашнее задание. 1. Сделать иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе «Хамелеон». 2. Прочитать другие рассказы А.П. Чехова («Злоумышленник», «Хирургия», «Налим»), подумать над ними. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |