на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга


деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом

зале.

Так как архитектура - пространственное искусство, то именно ощущение

пространства является одним из самых основных в восприятии данного

искусства. Впечатление, полученное от снимка, может создать образ иного

характера. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда школьник

сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со

средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное

представление о сооружении.

Наш город дает прекрасную возможность школьнику ознакомиться с

величайшими полетами архитектурной мысли.

Архитектура - это не только дворцы, это еще и утилитарные постройки.

Человек это сразу ощущает, так как на его настроение влияет характер наших

зданий: сочетание их высоты и протяженности, смена цветовых и фактурных по-

разному освещенных зон.

В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на

здание и др.. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения

(ракурсы), зависящие от рельефа местности, от расположения здания

(постройка находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности

или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одном случае она

способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при верхнем

дневном свете), а в другом - создает цельный обобщенный облик (при вечернем

небе, когда на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали

становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе

архитектурного сооружения.

Большое значение для восприятия архитектуры имеет «насмотренность»

(запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база

помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в

нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и

недостатки.

У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому,

даже прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание

ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их

художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в начальной школе

можно научить детей различать стили и эпохи.

Достаточно развитым можно назвать такое восприятие архитектуры, при

котором человек умеет определить назначение, время создания, стиль даже

незнакомой постройки, а так же способен правильно оценить значение

отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ

при знакомстве с постройкой. Обучая младших школьников восприятию

архитектуры, нужно стремиться к этому идеалу.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество:

наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у

младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой

взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и

заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к

искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить,

что любое отношение должно опираться на понимание общественной,

исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что

архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной

культуры нашего общества.

Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и

экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно

проводить специальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При

проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное

правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями

искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно

делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию

содержания произведения искусства. Центральный акцент должен падать на

эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а

восприятие искусства должно рассматриваться прежде всего как средство

активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий.

Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о

произведениях в письменном виде. Большое значение в выявлении детских

впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию

художественных произведений и архитектурных сооружений имеют «косвенные»

методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений,

соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениям

искусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин,

фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью

накопления запаса зрительных впечатлений и образов. Необходимо поощрять и

устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из

области различных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции,

расположение…). Но работа со словом не должна быть единственной заботой

учителя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям

искусства.

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ.

Проанализировав педагогические журналы за последние 5-7 лет, я не

нашла ни одной статьи об нравственно-эстетическом воспитании средствами

православной архитектуры.

Однако самому эстетическому воспитанию уделено большое внимание,

особенно в журнале «Начальная школа» (статьи «Уроки культуры в начальной

школе» Е.А.Софийской 1994’3, «Система эстетического воспитания в начальной

школе» 1995’6 …). Т.Я.Шпикалова в статье «Воспитание памяти исторической,

культурной, народной» 1994’1 предлагает разработку праздника «Расписная

игрушка». На нем дети знакомятся с православными памятниками Московской

Руси. Материал, предложенный в сценарии, помогает раскрыть красоту своего

города, села.

В журнале «Начальная школа» есть несколько статей о Православии. Из

них я бы хотела особо выделить одну: «Занятия по этике Христианства с

детьми младшего возраста» Ю.Печина 1992’11-12 . Автор рассказывает о

педагогическом эксперименте, который был проведен в нескольких начальных

школах и детском саду Новосибирска. Он пишет в статье: «Отношение школы к

богатейшему наследию Христианства - актуальнейшая на сегодняшний день

проблема». Эксперимент состоял в том, что ребятам читался курс о

Христианстве. Стержнем всех занятий был поставлен миф об Иисусе Христе.

Идея Бога, как понимает ее автор, есть продукт человеческого ума,

способность возрождения, идея Бога - это «Мера Человечности людских

поступков». В своем курсе автор не ставит цели доказать существование

Бога, так как для развития детей важен смысл вещи, и поэтому можно смело

обсуждать вопрос о вечной борьбе Бога и Сатаны и месте человека в ней.

Одной из задач курса является развитие способности к творческому мышлению,

к анализу своих поступков. Курс включает в себя 13 тем, которые так же

предложены в статье.

В журнале «Педагогика» 1994’6 А. Косик рассматривает некоторые

проблемы Православия в статье «Просветительская деятельность православных

братств на территории России».

В последнее время все чаще стали задумываться о духовном, религиозном

воспитании. Однако такая тема как воспитание на архитектурных образцах

православных памятников не нашла пока еще отражения в периодической печати

педагогического плана.

1.2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

Местность, занимаемая Санкт-Петербургом, как и все течение Невы, были

исконно русскими владениями. По невским волнам плавали лодки ильменских

славян, и Великий Новгород, выросший при многоводной системе рек и озер

бассейна Балтийского моря, крепко держался Невы, как необходимого торгового

пути. Но и наши северные соседи - шведы - понимали важность невского

водного пути, и с 12 века начали борьбу с Новгородом за обладание невскими

берегами.

Во время Северной войны, в 1703 г., шведский город Ниенштанц сдался

Петру Великому, который 16 мая заложил на Березовом острове крепость, а 29

июня, в день своего ангела, заложил в новой крепости деревянную церковь во

имя святых апостолов Петра и Павла, - первый храм новой столицы. 1 апреля

1704 г. храм был освящен.

С первыми поселенцами стали быстро возникать и другие церкви: предание

говорит о существовании деревянной Екатерининской церкви еще в 1707 г.. На

левом берегу Невы Петр заложил Адмиралтейство, и тут уже в 1710 г. Была

устроена из сарая первоначальная церковь во имя Исаакия Далматского,

празднуемого 30 мая, в день рождения Петра. В этом же году был освящен и

первоначальный Троицкий собор вблизи домика-дворца Петра Великого. Там же,

на нынешней Петроградской Стороне были построены церковь Успения,

праматерь нынешнего Владимирского собора, и церковь Рождества Пресвятой

Богородицы, принявшая петербургский список Казанской иконы.

Петр с самого начала задумал построить Александро-Невскую Лавру, и от

Адмиралтейства к ней был прорублен Невский проспект, а в 1713 г. уже был

освящен первый храм новой обители - деревянная церковь Благовещения.

Поначалу все эти церкви, построенные наскоро, были непрочны и бедны.

Однако значение выраставшей столицы требовало их благоустройства, и Петр в

1714 г. закладывает каменный Петропавловский собор, который первый достойно

украсил собой новую столицу. Император возвел так же каменный собор Иссакия

Далматского на месте своего нынешнего памятника на Сенатской площади. К

концу его царствования насчитывалось уже 11 приходских церквей и 4 собора.

Из числа этих церквей некоторые были благодарственными памятниками

побед Петра. Так основание Екатерининской церкви в Екатерингофе

приурочивается к памяти победы у деревни Каменкиной в 1703 г.. На месте

нынешней Большой Пушкарской была освящена церковь во имя святого апостола

Матвея, который празднуется 9 августа, в день взятия Нарвы в 1704 г..

Троицкий собор имеет предел святого Харитона Исповедника в память победы

над Лавенгауптом 28 сентября 1708 г.. В честь Полтавской победы 27 июня

1709 г. была построена Сампсониевская церковь, а в честь побед при Гангуте

(1714 г.) и Гренгаме (1720 г.) - церковь святого великомученика

Пантелеймона.

К концу своего царствования Петр завершил свой план постройки большого

монастыря: в 1724 г. Он перенес в Александро-Невскую Лавру мощи святого

Александра Невского. Торжество совпало с годовщиной заключения Ништадского

мира (30 августа).

Во время царствования Анны Иоановны бироновщина неблагоприятно

отразилась на развитии церковного строительства, однако церкви строились, и

к концу правления Анны их уже насчитывалось 29. Императрица выстроила трех

престольную каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте для

Казанской иконы. Это был первоначальный Казанский собор.

В царствование Елизаветы Петровны церковное зодчество процветало.

Растрелли воздвиг величественный Смольный собор, в том же стиле были

построены Никольский собор, и Ямская церковь, выстроен вновь на месте

сгоревшего деревянный Троицкий собор, была заложена церковь Захарии и

Елисаветы в Кавалергардском полку, воздвигнут первоначальный Преображенский

собор в честь вступления императрицы на престол.

Екатерина Вторая любила строить. Ее правление считается одним из

лучших периодов петербургского зодчества. В это время были построены

крупные каменные храмы: Владимирский собор на Петроградской стороне,

заменивший прежний Успенский, и Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Был наполовину отстроен новый Исаакиевский собор, но позднее его снесли и

начали строить заново.

Первая половина 19 века ознаменовалась постройкой двух величественных

соборов: Казанского и Исаакиевского. В то же время был воздвигнут и

громадный Троицкий собор. По желанию государя Николая Павловича был

отстроен Новодевичий Воскресенский монастырь, но его главный собор был

освещен позднее.

За вторую половину 19 и начало 20 веков город разросся до

неузнаваемости. По путеводителю 1906 г. Число церквей в столице достигло

330. Из выдающихся церковных построек этого времени можно отметить Киевское

Подворье, церковь Училищного совета и храм святого Николая Мирликийского на

Песках. С историческим значением воздвигался Храм Воскресения на месте

гибели Александра Второго в 1881г. на Екатерининском канале.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ

СОБОР.

Это один из первых соборов нашего города. Предание рассказывает, что

Петр Великий 14 мая 1703 года, осматривая на Неве остров, слывший тогда под

именем Луистраиды (Веселого) и Заячьего, - сделал крест из дерева и воткнул

его в землю, сказав, что на сем месте будет церковь во имя верховных

апостолов Петра и Павла. Тут и была заложена церковь.

Первоначальный вид деревянной постройки был, как и большинство

петровских построек, голландского типа. Это было четырехугольное, несколько

вытянутое в длину здание с тремя шпицами: один увенчивал колокольню, а два

были над входом. В праздничные дни на них вывешивались флаги. Церковь была

выкрашена в желтый цвет под мрамор.

Каменный собор строился с 1712 по 1733 года под руководством

архитектора- итальянца Д.Трезини, и под надзором самого Петра. К 1723 году

внешняя постройка была завершена и увенчана золоченым шпицем. Государь

выписал из Голландии замечательные и очень дорогие часы с курантами для

нового храма.

Собор так и не был окончен при жизни Петра. Иконы для иконостаса

писались уже по заказу Екатерины Первой, а освещение произошло при Анне

Иоановне 28 июня 1733 года. Здание служило и царской усыпальницей: здесь

похоронены русские императоры от Петра Первого до Александра Третьего.

По плану собор - западноевропейская трехнефная и совершенно

прямоугольная базилика. Уже при беглом взгляде на общий силуэт собора

бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской

колокольней. Такое ощущение, что зодчий стремился создать колокольню-храм,

что могло быть идеей Петра.

Колокольня построена превосходно: отлично задумана ее масса и очень

смело применены на ее фасаде массивные волюты, хорошо подчеркивающие

слитность колокольни с телом церкви. Храм по сравнению с ней выглядит менее

удачным: купол сооружен на четырех восточных столбах церкви, и своей

отдаленностью от центра он только подчеркивает отсутствие его органической

связи со всей постройкой.

В 18 веке собор несколько раз подвергался реставрации: в 1735, 1748 и

1756 годах удары молнии повреждали собор. В 1756 году вспыхнул весь

деревянный шпиц, растопило колокола, сгорели драгоценные часы, падением

сгоревшего шпица была разрушена беломраморная соборная паперть. Елизавета

возобновила храм внутри. Дерево во многих местах было заменено камнем или

железом, был сделан новый шпиц. Реставрация собора велась до 1775 года.

Мраморный портал-паперть был заменен скучным порталом из двенадцати дорико-

тосканских колонн с плохо нарисованным антаблементом. Такие же порталы были

построены с северной и южной стороны.

Восстановлением колокольни занимался сын Ван Болеса «шпичного и

кровельного мастера», который некогда сооружал старый шпиц для Трезини.

Однако в 1857 году деревянный шпиц пришел в полную ветхость: он качался

при ветре и угрожал падением вниз. Тогда он был заменен нынешним

золоченным шпилем из метала по проекту инженера Д.И. Журавского. Новый

шпиль достигал высоты 122 метров.

Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением

Петербурга. На золоченом яблоке шпиля ангел держит крест, как бы осеняя им

не только колокольню и храм, но и весь город.

Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны

делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым,

Г. Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом

линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас -

шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П. Зарудного

в 1722-29 годах московскими мастерами.

САМПСОНИЕВСКИЙ

СОБОР.

На Большом Сампсониевском проспекте (д. 41) расположен великолепный

пятиглавый Сампсониевский собор.

Первая деревянная церковь была заложена здесь в 1709 году в честь

победы в Полтавской битве.

В 1728-1740 годах возвели каменный прямоугольный в плане и

однокупольный собор. Его восточную половину фланкировали открытые галереи.

Перед западным фасадом храма выстроили многоярусную колокольню, увенчанную

по старой русской традиции каменным шатром.

В 1761 году здание получило новое, пятиглавое завершение по образцу

Смольного собора.

Собор был построен в традициях петровской архитектуры. Он был призван

прославить великую победу Петра Первого.

ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ

ЦЕРКОВЬ.

Напротив Летнего сада, на территории, ограниченной набережной реки

Фонтанки и Соляным переулком, а так же начинающимися от реки Гангутской

улицей и улицей Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), в начале 18 века

находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей

города.

От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь Пантелеймоновская

церковь, которая хорошо видна с набережной.

Церковь построена по проекту архитектора И.К. Коробова в 1735-1739

годах в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при

Гангуте и Гренгаме. Это великолепный образец церковного зодчества стиля

барокко.

ЧЕСМЕНСКАЯ

ЦЕРКОВЬ.

Рядом с Московским проспектом, на улице Гастелло возвышается

Чесменский дворец, построенный в 1774-1777 годах архитектором Ю.М.

Фельтоном.

В едином ансамбле с дворцом строилась Чесменская церковь, одно из

чудесных произведений «русской готики». Она была построена в 1777-1780

годах по проекту того же архитектора.

Причудливый силуэт и план здания в форме четырехугольника, узорчатые

вертикальные тяги, яркое сочетание белой и оранжевой краски создают

впечатление, будто здание сплетено из кружев.

После реставрации памятника в1965-1968 годах в нем открыта экспозиция

«Чесменская победа» - филиал Центрального военно-морского музея.

СОБОР СМОЛЬНОГО

МОНАСТЫРЯ.

Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения

Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему

расположению монастырь стал называться Смольным.

Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный

монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь

во всю ширину.

Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта

Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого

креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не

удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была

признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня

представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте

вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре.

Собор монастыря так же великолепен. В модели он значительно отличается

от построенного. Боковые купола его стояли по первоначальному проекту

отдельно, по углам.

Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал над убранством

собора уже в 19 веке.

Геометрическим и архитектурным центром композиции ансамбля является

собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура креста, у которого нижняя

часть удлинена по сравнению с остальными, вся его объемная система с

пятиглавым завершением воспринимается как типично центрическая.

Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как центрическая: в

основе лежит фигура равноконечного греческого креста. Она повторяется

сначала в двухэтажных с антресолью жилых монастырских корпусах. Они

подчеркнуты и оживлены вертикальными объемами четырех одноглавых церквей,

которые поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение фигуры

креста образует окружающая монастырь каменная ограда с восьмью башнями.

Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно нарастающих

сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам

монастырских келий с четырьмя угловыми церквями, которые подготавливают

переход к центральному вертикальному объему пятиглавого собора.

За счет сближения барабанов-башенок боковых куполов с барабаном

центрального купола возникла абсолютно новая архитектурная концепция

православного храма, сочетающая исконно русское пятиглавие с таким же

характерно русским силуэтом столпообразного шатрового храма.

Объемно-пространственному решению ансамбля отвечают декоративная

насыщенность и разнообразие детальной разработки, выполненной в стиле

барокко, фасадов всех сооружений монастырского комплекса. Выразительная

пластика, сильный рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра

светотени меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой

части сооружения.

С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми

постройками, а собор оставался недостроенным. Только в 1832 году вспомнили

о здании, и по приказу Николая Первого была учреждена комиссия по достройке

собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был

поручен В.П. Стасову.

Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный Воскресенский

собор был торжественно освящен начал действовать как собор всех учебных

заведений столицы.

Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал

церковный интерьер, типичный для русского позднего классицизма. Мощные

пилоны, несущие арки и барабан собора декорированы коринфскими колонами.

Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило

Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с

городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и

градостроительное завершение.

НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР.

Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва

Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих

образцов барокко в России.

Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке

ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное

самостоятельное дарование его русского ученика.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.