на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга


Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

Выпускная квалификационная работа по

теме:

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ

ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

студентки IV курса 2 группы

дневного отделения

Четвертных Светланы Ивановны

Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.

Санкт-Петербург

1998

ПЛАН.

Введение. 3-5

Глава 1.Теоретические основы проблемы

нравственно-эстетического воспитания

младших школьников на архитектурных

образцах православных памятников Санкт-

Петербурга. 6-47

1 Анализ психолого-педагогической,

методической и искусствоведческой

литературы. 5-17

2 Исторический очерк. 17-32

2 Роль учителя в ознакомлении детей

с произведениями искусства. 32-35

Глава 2. Основные задачи, гипотеза,

методика и организация исследования. 35-44

1 Подготовительный этап. 36-38

2 Констатирующий эксперимент. 38-44

Библиография. 44-45

ВВЕДЕНИЕ.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период.

Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании

людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость

гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в

фокусе всеобщего внимания.

Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На

уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,

магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно

утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания

личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем

нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих

программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих

дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки

учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе

встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание

школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от

других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только

историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия.

Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во

внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.

Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви,

вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию.

Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся

изучением Христианства.

Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-

эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности,

поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте

эстетического.

Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание?

Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к

действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и

сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование

эстетической потребности, которую можно определить как потребность

человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать

внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть

способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое

выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки

можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности

огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема

реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-

религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами

искусства.

В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с

дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками

архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей.

Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов

других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В

отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут

пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как

экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у

одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или

церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной

сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для

эстетического воспитания.

Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на

архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это

достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная

проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного,

нравственного, исторического и эстетического воспитания.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-

ПЕТЕРБУРГА.

1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним

из важнейших для формирования личности школьника. Почему?

С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического

воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является

развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...

В художественном образе как форме мышления сосредоточена

огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных

знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только

мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может

идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к

пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их

внутреннего, глубокого смысла».1

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит

всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются

важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания,

как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он

выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания

должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка

различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На

этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в

процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что

« нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической

частью любого…воспитания».3

Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического

воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное

воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического

воспитания».4

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания,

необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные

возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.

Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем

независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего

школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения

развития нравственно-эстетического восприятия и формирования

эстетического отношения к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в

этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование

отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности.

Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в

раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде

на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и

убеждений.

В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы

нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках.

Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает

проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому

воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе,

ориентированной на использование искусства как средства обучения, из

произведений искусства выхолащивается главное - его художественный

образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся

набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий),

умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой

реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее

извращение принципов реалистического творческого метода».2

Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к

искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-

эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе

учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем

забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы

педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет

высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут

интегрированы.

О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами

искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы

на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши

дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к

обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого

нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы

учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету,

организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор

предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с

опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как

фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия

«идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие

искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в

исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в

новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной

школы.

Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-

эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех

уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках

литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них

школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения

искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факультативы с эстетической и

искусствоведческой направленностью: «История города»,

«Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В

них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание

нравственно-эстетических потребностей.

Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно

раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и

развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое

воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом,

синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические

процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля,

эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется

в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими

предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования

мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей

личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет

собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые

аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях,

интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть

системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие

психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-

типологического склада, уровня художественной образованности и других

особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем

предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и

школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой

информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-

эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим

восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру

нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области

цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей,

воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов

и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою

очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной

организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые

человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и

запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом

зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и

равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей

фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса,

чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных

возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи

личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-

эстетического восприятия действительности и художественных произведений

приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического

эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может,

и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут

помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент

чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для

пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то

есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается

практикой, которая является критерием истины».1

Таким образом чувственное познание объединяет все психические

процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия

предметов и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса

чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется

большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим

характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом,

с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его

свойства;

наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

предмета;

наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

предмета;

наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между

предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой

настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого

раннего возраста, а тем более у младшего школьника. Для развития

наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки,

характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии,

несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести

систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим

индивидуальный подход.

Некоторые особенности эстетического восприятия, характерные для

младшего школьника.

Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и

окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в

основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения

ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-

эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное

красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний,

ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном

возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают

качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки

привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние

ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные

процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и

многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления

младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность

построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что

называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о

более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то

здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор

материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его

смыслового знака.

Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать

ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической

воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем

более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу

окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и

архитектуры.

Моя работа в большей степени посвящена архитектуре Петербурга, поэтому

я, рассмотрев эстетические и психологические предпосылки восприятия

искусства младшим школьником, обращусь непосредственно к восприятию

ребенком архитектуры.

ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен

ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения

какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам

рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода

ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное

сооружение.

Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия

других видов искусства. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру,

учащийся вступает в контакт с мыслями, чувствами ее автора, распознает,

что волновало и побуждало к творчеству именно этого человека, как через

призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи.

Иное дело - восприятие архитектуры. Здесь происходит углубление в более

широкий круг социальных явлений, так как сама постройка зачастую несет в

себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы,

вводит школьника в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей

эпохой.

Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается

из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая

мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение

пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при

перемещении внутри здания или вокруг.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема

и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую

дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем

теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены).

Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.