на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста


Психологическая защита скорее относится к уступчивому виду, то есть в

стремлении к людям; потребность в признании и восхищении его мужскими

качествами. Выявлена потребность в признании множеством людей через

признание значимым для него человеком (отцом или другом).

Необходимо в ходе коррекционной работы поддержать проявление мужских

качеств в действительности (в поступках) и способствовать развитию его

феминных качеств внутри.

Приложение 3.

Использовался метод совместного сочинения сказки. Цель - уточнение

причин несформированности Анимы и задействование внутреннего потенциала

ребенка.

Обозначения: П. - педагог-психолог, Р. - ребенок.

П. - Дима, а что стало с Героем потом?

Р. - Он стал со своими стариками жить, им помогать во всем. Ну, и не только

им… Вообще всем в деревне.

П. - Здорово! А как он помогал?

Р. - Он же силой владел огромной, волшебной, поэтому там землю пахал,

строил, копал.

П. - И так все время? А, кроме того, что всем помогал, чем еще занимался?

Р. - Деду с бабой помогал.

П. - Ну вот, все молодые юноши и девушки выросли, свои семьи создавали,

детишек воспитывали. А Герой один жил?

Р. - Почему один? Со стариками вместе.

П. - А друзья у него были?

Р. - Да, у него все друзья были, все его любили.

П. - А особенно сильно кто его любил?

Р. - Родители, конечно.

П. - Конечно, это так. Родители - очень важные люди в его жизни, но ведь

они уже старенькие были.

Р. - Да, они пожили еще, состарились и умерли.

П. - И Герой один остался?

Р. - Да, один в доме. Он даже решил снова уйти в лес. Он ведь не

обыкновенный был, а волшебный.

П. - Знаешь, мне кажется, он грустил. Он привык жить с людьми, вести

хозяйство, помогать людям, заботиться о ком-то. Правда?

Р. - Да…(задумался). И ходил гулять один, когда ему грустно было, чтобы с

природой быть…

П. - Верно. Он ведь из природы пришел, то есть из леса, и ему было спокойно

среди птиц, деревьев, цветов. Он гулял по лесу, потом вышел к реке,

прошелся по пустынному берегу, сел ближе к воде, смотрел на зеркальную

гладь воды и на красивые белые кувшинки…

Р. - И он слышал, как птицы разговаривают, потому что он знал их язык. И

рыб тоже. Он всех их понимал.

П. - Он слышал все голоса природы. Он даже услышал тихий плач где-то рядом.

Герой оглянулся и понял, что это плачет белая березка недалеко от него.

Р. - …(удивление).

П. - Он пристально посмотрел на березку, и с помощью волшебной силы

превратил ее в девушку. Как ты думаешь, что она ему сказала, почему

плакала?

Р. - Она тоже была много лет заколдована злой ведьмой за то, что добрая

была, и была она раньше принцессой в стране Добрых Людей. И вот он

избавил ее от этого колдовства.

П. - Здорово! Принцесса, кроме того, что добрая была, еще и силой исцелять

людей обладала, лечить больных могла…

Р. - И еще у нее были длинные волосы, коса и… улыбчивая была (смеется).

П. - Да, редкой красоты девушка была. Все, на что она посмотрит,

становилось лучше и красивше. Все люди и звери любили ее.

Р. - И стали они вместе жить - Герой, принцесса и их ручные звери. И все

друг друга веселили, в обиду никого не давали.

П. - Верно, дружно и счастливо все поживали. Спасибо тебе, Дима, за сказку.

Здорово получилось!

Приложение 4.

Девочка Таня, 11 лет. Семья полная, есть младший брат. Функцию

руководства в семье выполняет мама. Эмоциональное тепло детям обеспечивает

папа.

Сказка (№2).

"Жила-была принцесса Лебедь. У нее была корона. Она была очень доброй,

ее все очень сильно любили, потому что она всем помогала - всем больным, и

бедным, и голодным (20 сек).

Однажды она на балу встретила лебедя. Случайно они встретились. Он не

хотел идти, но все-таки пошел, потому что ему отдали билет. Весь вечер они

вместе танцевали, а ночью гуляли. Она уже забыла о печали. Было очень

темно. Они гуляли в саду, летали светлячки, кузнечики тоже. Рядом квакали

лягушки (5 сек). Потому что рядом был пруд (смех). Она была как человек. То

есть она была лебедем, но на двух ногах (задумалась, 15 сек).

В ее государстве были злые люди. Был один очень злой человек. Ему не

хотелось, чтобы у них все было хорошо. Он был вредителем и мешал ей. Когда

принцесса и лебедь гуляли, он пошел за ними, этот злой человек. Он толкнул

их в пропасть (10 сек, грустно).

А у них были крылья, и они вылетели из пропасти. Злой человек не знал,

что они спаслись. И они не знали, что это был он, но хотели найти его (10

сек).

Они вылетели не сразу, а три дня жили в пещере. А злой человек был ее

братом, но не родным, а так… Приемный, он стал королем.

А у принцессы с лебедем любовь началась. Она сломала ногу, а он о ней

заботился, кормил ее, ухаживал, искал дорогу, нес на руках до самого замка

(с воодушевлением).

Когда пришли - в царстве был переворот. Люди плакали, потеряли

принцессу. Народ придумал, как наказать злого человека. Его увезли туда,

куда всех злых, преступников, убийц увозили. На остров, далеко-далеко в

море который был. И все… Они жили прекрасно вместе, помогали людям. Он

очень сильно ее любил, и она его. И у них была свадьба. Весь город

радовался. Все жили дружно и правили в царстве.

Все, конец" (смех).

Приложение 5.

Анализ сказки №2.

Затруднения можно охарактеризовать, как внешние препятствия на пути к

счастливому финалу - свадьбе. По реакциям сочувствия и сопереживания

главному герою можно сделать вывод об идентификации девочки с лебедем-

принцессой.

Анализ сюжета сказки выявляет важность межперсональных отношений для

ребенка, и проблему опор. Ребенок, с одной стороны, обнаруживает ощущение

одиночества, с другой - потребность в поддержке, безопасности.

При рассмотрении личностных качеств и функции персонажей сказки можно

отметить следующие особенности. Женский персонаж - принцесса - является

хоть и самостоятельным, благородным, деятельным человеком, но одиноким и

нуждающимся в заботе и защите.

Два мужских персонажа являются противоположными по функциям и

характерам. Лебедь предстает перед нами, как воплощение нежности,

заботливости, мягкости; а Злой человек - властности, разрушительности,

хитрости. Можно предположить, что у ребенка существует сложившееся

представление о стереотипах "мужественности", но они являются

дифференцированными: качества, проявляемые Лебедем, являются поощряемыми и

ценными, а проявляемые Злым человеком - осуждаемыми. Традиционно мужские

характеристики - стремление к власти, активность, агрессивность -

отмечаются у отрицательного персонажа. За это он и наказан - изолирован от

людей. Можно отметить гуманность выбранного способа (традиционно женского

подхода к разрешению проблемы).

Пропасть является испытанием на пути к единению с Анимусом (Лебедем),

и символичным является способ спасения - "у них были крылья, и они

вылетели".

Для того чтобы обрести свое счастье, Лебедь не предпринимал никаких

действий, не проявлял активности. Кроме того, встреча с принцессой является

результатом случайности, что может свидетельствовать о вере ребенка в

судьбу, предопределенность. Но, проходя через испытания, Лебедь доказывает

свою любовь, причем делает это без проявления маскулинных качеств.

Таким образом, девочкой хорошо усвоены женские полоролевые стереотипы,

но имеется тенденция к "феминизации" мужского образа. Характерологический

портрет мужчины (Лебедя) соответствует традиционному идеалу женственности,

как воплощения "пассивного" начала.

Приложение 6.

Мальчик Гоша, 10 лет, семья полная, младший ребенок в семье (имеет

старших брата и сестру). Застенчив, но тянется к общению со сверстниками.

Папа является явным лидером, требователен, но справедлив. Мама -

домохозяйка.

Сказка №3.

"Называется сказка… хм-м (5 сек). Птичья война.

Жила-была одна птица. Снесла яйцо. Из этого яйца вылупился птенчик:

маленький и розовенький. Как бы назвать? (10 сек). Филип! (с

воодушевлением). Каждый день его мама летала за кормом в город. И там она

увидела одно зрелище - кот пытается съесть птенца воробья (15 сек).

Маму мы назовем… Анна. Анна решила спасти маленького птенчика,

которому угрожала большая опасность (20 сек). Она притворилась, что у нее

сломано крыло и отвлекла кота на себя. В итоге ничего страшного не

случилось. А этот маленький птенчик полетел за мамой Филипа. И остался с

ними жить.

Вскоре Филип подрос и сдружился с птенцом воробья. Филип рос и задавал

все больше вопросов про своего отца.

- А у него не было отца?

Не было (уверенно). А сейчас от имени мамы буду рассказывать, что

случилось с отцом.

- Почему он раньше не спрашивал?

Он еще маленький был и ничего не умел. Кроме того, что пищать и

просить корма.

"В нашем лесу, Филип, живет один очень грозный ястреб, которого зовут

Фред. Когда мы летали с твоим отцом, он напал на нас. И уцелела только я".

После этих слов Филип очень разозлился и решил устроить Фреду войну (20

сек).

Воробьиного птенца звали Джек. Они начали обдумывать планы ловушки для

Фреда. В этом им помогали две лесные мыши, которые тоже решили отомстить

Фреду за своих родителей. Они вчетвером нашли коробок спичек в лесу. И

взяли его себе. На всякий случай… Они устроили западню в заброшенной

оранжерее в начале леса. Там они были готовы к решительным действиям против

Фреда.

- Как же они его заманили?

Объявили войну на весь лес. Среди птиц был стукач, который ему

доложил. Фред узнал и решил их истребить, чтобы они не угрожали ему.

Он полетел в оранжерею. Они решили поджечь все, что находилось в этой

оранжерее. Когда Фред летел на них, они зажгли спичку и бросили ее к

деревянным палкам. Разгорелся большой огонь. Фред, нападая на них,

столкнулся с пролетевшим мимо голубем и потерял равновесие. Он упал прямо в

очаг пламени, и все были рады его смерти. Конец.

- У Фреда была семья, друзья?

Нет, не было. Не знаю почему… Он весь дикий был и жил в старом,

заброшенном замке".

Приложение 7.

Анализ сказки №3.

Повзрослев, птенец узнает о гибели отца и решает отомстить. Его

приемный брат из чувства долга помогает ему, то есть функция положительных

персонажей - месть.

Функция матери - единственной женской фигуры в сказке - защита детей,

вскармливание, наставление. Мать-птица предстает как олицетворение

благородства, смелости, догадливости, заботливости. Тем не менее, именно

мать-птица выступает провокатором конфликта. Можно предположить наличие

проблемы сыновнего долга.

Отличается нежелание ребенка принимать самостоятельные решения: месть

они готовят вдвоем, на этот поступок направляет его мать рассказом о гибели

отца, помощь голубя, как элемента случайности, сообщение о войне через

"стукача". Так он снимает с себя ответственность за уничтожение врага.

Голубь, как символ "воли свыше".

Основная функция женщины видится ребенком в заботе о детях, потомстве,

вплоть до жертвенности (воспитание без отца, спасение и принятие чужого

птенца, трудолюбие).

Можно отметить разрыв между ощущением своей незащищенности,

необходимостью в поддержке и защите со стороны матери, и в то же время

стремлением к поступкам, традиционно считающимися мужскими: смелым,

догадливым, решительным.

Функция сына сводится к защите, восстановлению справедливости. Но сам

ребенок еще не готов к проявлению взросления, он нуждается в поддержке,

руководстве со стороны матери.

Признаком взросления у ребенка выступает переход от зависимого,

пассивного положения ("пищать и просить корма", "маленький и розовенький",

"ничего не умел") к решительным действиям, возможности проявлять свои

негативные эмоции, злость ("разозлился и решил устроить войну").

Дальнейшая работа с ребенком может быть направлена на поддержание

взросления, формирования самосознания. Рекомендуется подчеркнуть ценность

женственности; показать ребенку, что женщина не всегда должна и не всегда

может быть сильной и самостоятельной. Можно метафорически донести до

ребенка ценность поддержки и понимания женщины со стороны мужчины.

Приложение 8.

Мальчик Максим, 11 лет; религиозное воспитание, поздний ребенок. Семья

полная, воспитанием сына преимущественно занимается мама. Начитан,

застенчив.

Сказка №4.

"Однажды в царстве Короля гномов произошло несчастье. Злая ведьма

похитила Царского сына. Король гномов объявил: кто найдет моего сына,

получит полцарства и мою дочь в жены. Много было смельчаков, которые

пытались разыскать принца. Но никто из них не возвращался. Но нашелся один

находчивый смельчак по имени Пьер (15 сек). Он долго готовился к далекому

походу, все это он делал тайно и никто не знал, что он хочет освободить

принца. Наконец, Пьер собрался, сообщив всем, что решил вызволить принца от

плена Ведьмы, отправился в дорогу.

Долго он шел по неведомым тропинкам. Долго плутал по болотам и,

наконец, пришел к мрачному подземелью Ведьмы. Огладываясь, нет ли где

стражи, пробрался Пьер в подземелье. И увидел длинные темницы, где сидели

все заключенные. Пьер пошел дальше и увидел ключи, висящие на стене. Но

только он хотел их взять, раздался крик ворона и (10 сек)… появилась Ведьма

(10 сек). Пьер чуть не растерялся. До того она была страшная. Но,

осмелившись, бросил на пол мешочек с горохом. Горох рассыпался, и Ведьма на

нем поскользнулась. Пьер скорее снял ключи и открыл дверь темниц. Но тут

Ведьма превратилась в дракона. Дракон палил всех пламенем, но не смог

ничего сделать, потому что на всех были железные доспехи. И тут Пьер

высыпал перец, дракону стало жечь глаза и все, кто был в темнице, сбежались

к нему. И с Ведьмы сняли медальон, который давал ей колдовскую силу. И

Ведьма стала обыкновенной старухой.

Все, радуясь, вышли из подземелья и пошли обратно к королевству. А

медальон выбросили в топи, чтобы никто уже не смог им воспользоваться.

Пьер и все остальные гномы благополучно прибыли в королевство. И

король Гномов отдал Пьеру в жены принцессу и половину королевства. И все

стали жить дружно и счастливо".

Приложение 9.

Анализ сказки №4.

Главное действующее лицо в сказке - Пьер, положительный персонаж,

символизирует "персону" (по терминологии Юнга). Ведьма является

олицетворением бессознательных тенденций, злым персонажем.

Движение сказки создается тем, что антагонист наносит вред одному из

членов семьи (терминология В. Я. Проппа). Примечательно, что традиционную

роль жертвы, похищенной отрицательным персонажем, с женской (царская дочь)

ребенок заменил на мужскую фигуру (царский сын). Царский сын является

персонажем зависимым и беззащитным, не способным самому разрешить конфликт.

Это может сигнализировать об ощущении ребенком своей слабости,

неуверенности (субъективное восприятие ребенком своего места в семье).

Женские образы олицетворяют, с одной стороны, желанную цель - это

безликая принцесса, которую герой получает как вознаграждение; с другой

стороны - основное затруднение на пути к цели - безобразная колдунья. Таким

образом, образ женщины одновременно и манит, и пугает, воплощает в себе как

злое, так и доброе начало. Феминные качества в чистом виде - нежность,

заботливость, доброта, сострадательность - не обнаруживаются в каком-либо

женском персонаже, что может свидетельствовать о несформированности

"Анимы", как внутреннего образа женщины.

Способы совладания с затруднениями - хитрость, ловкость, смекалка.

Агрессивность не проявляется даже в кульминационном моменте - сражение

героя с силами зла, - ведьма наказана, но не уничтожена. Герой проявляет

робость перед внешними затруднениями ("чуть не растерялся", "осмелился",

"оглядываясь"), но находчив. Импульсивность отсутствует, для него скорее

характерны обдуманность поступков ("долго готовился к походу"). То есть

маскулинные качества проявляются слабо, акцент сделан на интеллектуальное

решение проблемы. Враг не уничтожается, а лишается силы путем а) ликвидации

опор ("поскользнулась"), б) ограничение ориентации (перец в глаза), в)

лишения волшебной силы.

При дальнейшей работе с ребенком можно порекомендовать закрепить

положительный образ женщины. Подчеркнуть, что женщина нуждается в поддержке

умного и сильного мужчины, но способна дарить окружающим тепло и заботу.

Приложение 10.

Девочка Аня, 12 лет; активный ребенок, предпочитает компании

мальчишек, развита интеллектуально. Воспитывает девочку мама - женщина

требовательная, не добрая.

Сказка №5.

"Жила-была одинокая Волчица. Она была сильная и гордая. Ее никто не

любил, хотя она была хорошая (15 сек). Добрая была, но одинокая, потому что

не такая веселая была, как все. Все другие жители леса ее даже боялись

немного (15 сек). Хотя она и красивая была. И она ушла от них жить на

окраину леса. Там она настоящей хозяйкой - Волчицей-царицей (с

воодушевлением). Потому что в той темной и страшной части леса никто не

жил. А ей нравилось. Она гуляла, очищала лес от мусора, тропинки делала,

чтобы никто не заблудился, если случайно зайдет сюда. Все в лесу думали,

что она ушла из леса, умерла (грусть, 10 сек).

Но в один день случилось в лесу беда. Напали на лес бешеные собаки.

Много- много собак. Они убивали детенышей, все ломали вокруг. И вот они уже

возвращались в свой лес, и весь лес, на который они напали, плакал. Они

пошли через темную заброшенную часть леса. Они уже успокоились и решили

отдохнуть на траве. Они же были уверены, что никто за ними вслед не пойдет.

Когда все они уснули, Волчица всех их по одному загрызла (решительно, 10

сек) и в землю закопала.

- А как она узнала про беду в лесу?

Да сорока принесла новость на хвосте (смех). Да и вообще эти собаки

давно уже всем вредили…

И два олененка, которые заблудились в лесу в тот день, все рассказали

про то, как Волчица спасла их от бешеных собак. Тогда все звери

обрадовались. Пришли к ней и извинились за то, что раньше гнали ее. Они

стали уважать ее и всегда ходили к ней советоваться. И все опять стало

хорошо в лесу".

Приложение 11.

Анализ сказки №5.

Ребенок идентифицировал себя с главным персонажем сказа - Одинокой

Волчицей. Сорока, оленята - малозначительны персонажи, присутствуют как

вспомогательные фигуры (функция информирования). Бешеные собаки - злые

персонажи, олицетворяющие разрушение, смерть.

Отчетливо выявляется тема одиночества, непризнанности, обиды.

Волчица предстает как воплощение маскулинных качеств - силы,

независимости, гордости, властности, смелости. Но также она - добрая и

красивая, аккуратная, трудолюбивая. И все-таки в решающий, кульминационный

момент - в сражении с силами зла проявляются традиционно мужские черты -

хладнокровие, жесткость, беспощадность, решительность.

Если исходить из компенсаторной природы детских фантазий, то можно

предположить, что девочка ожидает, что будет признана и принята такой,

какая она есть. Ребенок не видит возможности реализовать свой потенциал -

феминные качества, поэтому прячет их в себе, как волчица прячется в темной

части леса, и даже кажется, что "она ушла из леса, умерла".

Необходимо помочь девочке осознать силу женственности, прелестей

материнства, любви, заботливости, чувства разделенности, защищенности.

Необходимо дать ей разрешение проявлять феминные качества, которые

находятся пока в ресурсном состоянии, то есть не проявляются во внешних

действиях. При этом представляется правильным показать ребенку возможность

сочетания, а не взаимоисключения, феминных и маскулинных качеств.

В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать

теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает

маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, право

выбирать партнера.

В коррекционных целях, учитывая вышесказанное, была придумана сказка,

где действующий персонаж - Волчица, сохранив за собой основные

характерологические черты, попадает в ситуацию, где проявляет свои феминные

качества и обретает покой и счастье (приложение 12).

Приложение 12.

"Жила-была в темном далеком лесу Волчица: серая, большая, сильная и

независимая. Она уже давно жила одна. Никто с ней не дружил, так как она

была не похожа на большинство волчиц в лесу. Все были заняты только тем,

что растили своих глупых волчат, которые вырастали обычными волками и

пропадали в зарослях огромного темного леса.

И вот однажды появился в лесу Белый Волк. Этот новичок вызывал

восхищение у всех обитателей леса своей силой и красотой. Он влюбился в

Серую Волчицу и решил завоевать ее любовь. Он носил ей пищу, сторожил ее

сон, но она отвергла его дары и не принимала его заботу. Она даже однажды

укусила его, когда он пытался обнюхать ее. Рядом с ней он был всегда нежным

и тихим. Однажды он исчез, но Волчица отнеслась спокойно к исчезновению

своего верного рыцаря.

И вот шли дни, и однажды пестрая сорока принесла новость: весной Белый

Волк встретил молодую Черную Волчицу, и у них появились три очаровательных

малыша. Однажды огромный Медведь напал на их логово. Молодая Волчица,

защитив детей, погибла от лап Медведя. Вернулся с охоты Белый Волк, долго

горевал, но дети требовали корма и заботы, и он заменял им мать и отца. Он

понял, что воспитывать молодое поколение намного труднее, чем защищать их

от врагов. Он всегда был уверен в своей силе, крепости зубов, остром нюхе и

слухе; он всегда мог постоять за детей. Но намного труднее было научить их

защищаться самим, различать опасность, оценивать силу врага, защищать

слабых, добывать корм и создавать свои семьи.

Серая Волчица, услышав эту историю, решила дать несколько мудрых

советов одинокому Волку и пришла на другой конец леса. Сам Белый Волк был

на охоте, а его детки - голодные и холодные - сидели, прижавшись друг к

другу, и жалобно пищали.

Серая Волчица подошла к ним, легла рядом, облизала и согрела их теплом

своего сильного тела. Она смотрела на них: на тоненькие лапки, умные

глазки, пушистые шкурки и радовалась. Они тыкались носами в ее грудь,

терлись о теплую густую шкуру и довольно рычали.

Когда вернулся с охоты Белый Волк, они вместе съели принесенную добычу

и повели детей гулять. Глядя на резвящихся в зарослях леса волчат, они

почувствовали, что жизнь начинается каждой весной, когда появляются на свет

малыши, и они вновь и вновь открывают для себя загадки старого леса.

И они никогда больше не разлучались. И весной у них родились маленькие

волчата: мраморного окраса, очень-очень красивые и здоровенькие. И жизнь в

лесу вновь ожила".

Список литературы.

2. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и

психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

3. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие

половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в

человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.).

- М., 1975, с 777-790.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб -

М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.

5. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к

гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. -

1997. - №6. - с 123-126.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со

старшими подростками //Психологическая наука и образование. -

1997. - №1. - с 66-75.

8. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим

посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.

9. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками

художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-

52.

10. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.

Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство",

1997.

12. Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: "Медицина", 1988.

13. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.:

Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998.

14. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей

/Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к

симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.

15. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. -

1981. - №2. - с 47-57.

16. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к

художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с

76-82.

17. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и

"внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.

18. Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.

19. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.

20. Осорина М. В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети

рассказывают страшные истории //Журнал практического психолога. -

1997. - №6. - с 105-112.

21. Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века

/Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М.: Наука. Издательская фирма

"Восточная литература", 1993. - с 157-175.

22. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

23. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

24. Процесс конструирования метафоры как объект психологического

исследования //Психологический журнал. - 1997. - №6. - с 121-128.

25. Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.:

Издательство ЛГУ, 1957.

26. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

27. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в

детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.

28. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч.

пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

29. Телия В. Н. Метафора как модель смысло-производства и ее

экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. - М.,

1988. - с 26-51.

30. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе

//Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.

31. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм

детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.

32. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ.

ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.

33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

34. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. - Тюмень, :

"Скорпион", 1995. - с 10-21.

35. Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М. - 1996.

36. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.

37. Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология

воспитания. - СПБ - М.: "Олимп", ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.

38. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем.

- М.: Канон, 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.