на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста


сказкой предполагается высокий уровень мастерства психолога/педагога и

одновременно несвобода от его субъективизма при интерпретации результатов.

При работе со сказкой практически невозможно полностью унифицировать и

стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и

саму процедуру эксперимента. Ведь совершенно различно поведение

экспериментатора с робким, сенситивным или спокойным, уверенным ребенком, с

таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто "защищается" при

малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Можно описать наиболее

распространенные стратегии поведения экспериментатора, но они, конечно, не

охватывают всего многообразия конкретных случаев.

Говоря о применении метафор в психотерапевтическом процессе,

необходимо отметить ограничения, связанные с их использованием.

Метафорическое описание не всегда идентично той информации, которую оно

представляет. Передаваемая информация структурируется со схемой, навязанной

образом, то есть метафора акцентирует лишь некоторые аспекты

психотерапевтической информации, "затемняя" при этом другие, не менее

важные. Этот недостаток можно смягчить, если использовать несколько метафор

(таким образом, психотерапевтическая информация предстает перед

собеседником подобно многомерной фигуре "в разных проекциях", под

несколькими углами зрения).

Метафорическое описание всегда многозначно. Кроме того, успех

применения психотерапевтической сказки и метафоры во многом зависит от

внимательного к ним отношения.

2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых

стереотипов у детей.

В большинстве случаев дети к возрасту 10 - 12 лет хорошо усваивают

дифференциацию мужских и женских социальных ролей. Мужские роли и мужской

стиль жизни являются преимущественно "инструментальными", а "женские" -

"экспрессивными". Мужчина обычно бывает кормильцем, "добытчиком",

осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за

дисциплинирование детей, тогда как более эмоциональная по своей природе

женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает необходимое

детям эмоциональное тепло.

Мужские фигуры больше связаны с предметной деятельностью, связанной с

преодолением физических трудностей или с развитием абстрактных идей, тогда

как женщины являются более субъективными и чувствительными.

Используя сказку, как психодиагностический прием, были выявлены

следующие особенности формирования полоролевых стереотипов у детей:

1. Несформированность внутреннего образа женщины, отсутствие

проявления Анимы ребенком (через проявление феминных качеств).

Стремление к проявлению маскулинных черт характера; но

ограничение (путем запрятывания в глубь бессознательного)

проявления агрессивности, и других гипермаскулинных проявлений

(сказка 1, приложение 1).

2. "Феминизация" мужского характера (характерологический портрет

мужчины-образца соответствует традиционному идеалу женственности,

как воплощения "пассивного" начала); дифференцированность

представлений о стереотипах "мужественности", но хорошо

сформированным является стереотип "женственности" (сказка 2,

приложение 4).

3. Сведение функции женщины к заботе о детях, вплоть до

жертвенности. Стремление проявлять маскулинные качества, но не

готовность принимать самостоятельные решения, действовать

активно, проявлять агрессивность и негативные эмоции (сказка 3,

приложение 6).

4. Замена традиционно женской роли жертвы (похищенной злым

персонажем) на мужскую. Традиционно мужские качества - сила,

напористость, агрессивность - проявлены слабо. Образ женщины

двойственен: он воплощает в себе как злое, так и доброе начало.

Феминные качества - нежность, заботливость, доброта - не

обнаруживаются в каком-либо женском персонаже, что может

свидетельствовать о затруднении процесса формирования Анимы

(сказка 4, приложение 8).

5. Стремление не проявлять феминные качества, которые имеются в

потенциале, а компенсировать их отсутствие в поведении

проявлением ярко выраженной маскулинности. Мужское и женское

начала ребенком представляются скорее как противоположные и

несовместимые, нежели как взаимодополняющими (сказка 5,

приложение 10).

Отклонение, выявляемые в процессе диагностики могут быть

детерминированы различными факторами.

На сближение полоролевых стереотипов оказывают влияние социо-

культурные факторы, такие как общественная феминизация, подрыв "мужского

начала" в семье и обществе; сближение характера жизнедеятельности мужчин и

женщин и т.д.

Хорошо известны существующие различия в типах родительского поведения

с мальчиками и девочками. На формирование полоролевых стереотипов родители

оказывают влияние, во-первых, сами, демонстрируя типы поведения и

распределение функций, во-вторых, поощряя одни способы поведения ребенка и

осуждая другие.

Различия полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и

агрессивности, как уже отмечалось, имеют биологическую природу, хотя точные

механизмы, лежащие в основе этих явлений, остаются малоизученными.

В желании девочек соответствовать мужскому образу (нормам

маскулинности) может выражаться желание обладать теми качествами или

привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила,

смелость, агрессивность, независимость, властность, успешность и т.д.

3.3. Выводы и рекомендации.

Обобщая представленные в работе данные, считаем возможным сделать

следующие выводы:

Сказка, как продукт творчества ребенка, является богатым материалом

для анализа особенностей психического развития ребенка в целом, и

особенностей формирования полоролевых стереотипов и усвоения ребенком

половых ролей, в частности.

В сказке, рассказе, волшебной истории, рассказанной самим ребенком,

персонажи проявляют свои феминные и маскулинные качества в рамках системы

половых ролей, в свете которой сам ребенок различает критерии

"мужественности" и "женственности".

Таким образом, рассматривая сказко-творчество ребенка, мы получаем

возможность выявить признаки, по которым ребенок производит дифференциацию

мужских и женских ролей. С помощью сказки можно выявить представления

ребенка о типичных психологических, личностных свойствах, способностях и

направленности интересов мужчин и женщин; то есть проанализировать, как

ребенок усвоил и преломил в своем сознании и поведении определенную

нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.

Приступая к коррекционной работе с ребенком, нужно задаваться целью

показать ребенку иные способы разрешения внутренних и внешних конфликтов и

затруднения; рассматривая вымысел как проявление психической энергии и

принимая в нем участие, пытаться направить течение этой энергии в новые

русла, ранее не используемые по каким-либо причинам. Нужно помочь

развернуть и использовать то, что ест в потенциальном состоянии внутри

самого ребенка.

Нужно показать ребенку, что мужчина может и даже должен выражать свои

феминные качества наряду с маскулинными, а женщина - проявлять свои

маскулинные качества. В то же время ребенок должен понимать дифференциацию

мужских и женских социальных функций, так как она основана на естественной

взаимодополнимости полов.

При коррекционной работе можно также использовать сказку. Для детей

дошкольного возраста можно рекомендовать прочтение народных сказок, где тип

поведения женских персонажей - всегда феминный, а мужских - маскулинный,

чтобы помочь ребенку сформировать представление о "мужественности" и

"женственности". Если чрезмерное акцентирование половой специфики создает

психологические проблемы, то можно использовать психотерапевтическую

метафору в виде сказки, рассказа, байки.

Желаемым состоянием (эталоном) можно считать удовлетворенность и

спокойствие, принятие нового способа поведения, как возможного, что может

свидетельствовать об открытии возможности регулярного его использования.

Приступая к коррекции половых стереотипов у ребенка, необходимо

помнить, что поскольку предпочтения эти частично заданы обществом,

невозможно определить "правильное" и "неправильное" поведение для детей

разного пола, и круг подобных вариаций велик. Многим мальчикам иногда

нравится заниматься тем, чем обычно занимаются девочки, и многие девочки

демонстрируют "мальчишеские" черты характера. Эти моменты сами по себе еще

не являются причиной для беспокойства. Но у ряда детей идентификация с

противоположным полом настолько сильна и охватывает такое количество сторон

их жизни, что это становится причиной отвержения и преследования со стороны

других детей и делает ребенка несчастным. Именно в таких случаях может

потребоваться помощь специалиста.

Суть коррекционных действий составляют действия по расширению

возможностей проявления и принятия полоролевых стереотипов, для того, чтобы

сделать поведение ребенка более эффективным. То есть коррекция должна быть

направлена на преодоление стереотипного поведения.

Эффективность коррекции и выбор коррекционных приемов определяется

индивидуальными особенностями ребенка в каждом конкретном случае.

В ходе проделанной диагностической работе были заданы следующие

направления коррекции.

В случае 1 необходимо помочь ребенку обрести женскую часть души,

подтолкнуть ребенка к формированию внутреннего образа женщины, поддержать

проявления мужских качеств в действительности (в поступках) и

способствовать развитию его внутренних феминных качеств (мягкость,

нежность, заботливость, сострадательность). Для уточнения причин

несформированности Анимы и в целях задействования потенциала ребенка, была

проведена работа, совмещающая в себе диагностические и коррекционные задачи

(протокол работы представлен в приложении 3). В результате использования

метода совместного сочинения сказки были достигнуты положительные

результаты. Ребенок принял в сказку женский персонаж и сделал попытку

описать его, что может свидетельствовать о том, что ребенок обратился к тем

своим внутренним ресурсам, которые ранее не использовал.

В случае 2 мы считаем возможным коррекцию принятия мужского образа,

как "пассивного" начала, расширение возможных стереотипов "правильного" (с

точки зрения ребенка) поведения мужчины.

В случае 3 дальнейшая работа с мальчиком может быть направлена на

поддержание взросления. Рекомендуется подчеркнуть ценность женственности, и

в то же время - необходимость поддержки и понимания со стороны мужчины.

В случае 4 можно рекомендовать закрепить положительный образ женщины.

Необходимо продолжить диагностическую работу, направленную на выявление

причин ощущения ребенком своей слабости, зависимости, беспомощности.

В сказке 5 необходимо помочь девочке осознать силу "женственности".

Необходимо дать ребенку разрешение проявлять свои феминные качества,

которые находятся пока в ресурсном состоянии, то есть не проявляются во

внешних действиях. При этом представляется правильным показать ребенку

возможность сочетания, а не взаимоисключения феминных и маскулинных

качеств.

В коррекционных целях, учитывая выше сказанное, была составлена

сказка, где действующий персонаж - Волчица, сохранив за собой основные

характерологические черты, попадает в ситуацию, где проявляет свои феминные

качества и обретает гармонию и счастье (текст сказки приведен в приложении

12).

Итак, сказочные фантазии ребенка делают возможным глубокое

проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное

поведение становится более понятным и, благодаря этому, доступным для

воздействия.

Заключение.

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и

диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные

симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для

дальнейшего научно-практического исследования.

Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности

ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его

ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и

ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу.

Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему -

идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора,

неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной

деятельности ребенка и другие факторы способствуют максимальной проекции

личности, позволяют исследовать личностные образования.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим

усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое

проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное

поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для

воздействия.

Для эффективной диагностической работы требуется не только способность

к чувственному проникновению, но и такт и, конечно, знания в области

педагогики, психологии, в сфере истории символов, интеллектуальная

гибкость.

Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие

выводы.

Богатейший материал для диагностики детских представлений дает анализ

продуктов их фантазии. О представлениях детей о мире можно судить по тому,

что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они

приписывают людям или предметам.

В большинстве случаев дети к возрасту 10 - 12 лет хорошо усваивают

дифференциацию мужских и женских ролей, к этому времени завершается процесс

половой идентификации, происходит усвоение установленных обществом

стандартов.

На основании того, какие личностные свойства и функции приписывают

дети мужским и женским персонажам сказки, можно сделать выводы о той

индивидуальной системе половых ролей, в свете которой ребенок различает

критерий "мужественности" и "женственности". В сказке, рассказе, волшебной

истории, рассказанной самим ребенком, персонажи проявляют свои феминные и

маскулинные качества в рамках той системы половых ролей, в свете которой

сам ребенок различает эти критерии.

Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и

преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-

культурным окружением и воспитанием.

При анализе проявления феминных и маскулинных качеств героями сказки

можно сделать вывод о сформированности Анимы и Анимуса (пользуясь

терминологией К. Г. Юнга), как внутреннего образа женщины и мужчины.

В зависимости от того, какие качества персонажей, являющиеся типично

мужскими или типично женскими, поощряются ребенком, вызывают наибольший его

интерес, наиболее ярко эмоционально окрашены, можно сделать вывод об

индивидуальной системе оценок и предпочтений ребенка.

Отклонения в процессе формирования полоролевых стереотипов, выявленные

с помощью диагностических возможностей сказки, могут быть связаны с

влиянием:

> социо-культурных факторов (мода, общественная феминизация, подрыв

"мужского начала" в семье и обществе и т.д.);

> воспитательного процесса (различия в типах родительского поведения с

мальчиками и девочками, особенности семейной ситуации, "родительское

программирование" и т.д.);

> биологических и других факторов.

Сказка может быть использована и как коррекционный прием при работе с

выявленными отклонениями. Если чрезмерное акцентирование половой специфики

создает психологические проблемы, если личностный рост ребенка затрудняется

из-за сдерживания проявлений ребенком феминных или маскулинных качеств, -

можно использовать психотерапевтическую метафору в виде сказки, рассказа,

байки. Как и всякая коррекция, она должна быть направлена на преодоление

стереотипного поведения, мешающего развитию ребенка.

Представляется интересной дальнейшая научно-практическая работа в

направлении разработки эффективных коррекционных приемов и их

теоретического обоснования: для различных вариантов отклонений в

формировании полоролевых стереотипов и для различных возрастных периодов.

1.

Приложения.

Приложение 1.

Испытуемый: мальчик Дима; 12 лет; активный, творческий ребенок. Семья

полная, но воспитанием занимается преимущественно мама ввиду частого

отсутствия отцы. Старший брат живет в другом городе.

Сказка (№1):

"Жили-были дед с бабой. Вот… значит… (пытается сосредоточиться). У них

не было никого, ну, сыновей. И они думали, что надо бы им взять кого-нибудь

(теребит себя за пуговицу).

Однажды дед пошел в лес нарубить дров. Шел по лесу, шел, вдруг видит -

стоит коряга, похожая на человека. Ветки - как руки, корни - как ноги.

Смотрел он на эту корягу долго-долго. И вдруг коряга превратилась в

человека. Во взрослого уже мужчину. Привел старик этого мужчину домой к

себе, стали они жить вместе (оживляется, потирая руки).

Вдруг на деревню напал Великан. Он приходил в деревню каждые десять

лет и забирал жертву. Решил Герой его победить. Встреча должна была быть на

горе. Пришел Герой на нужное место. Там уже ждет его Великан (далее идет

подробное описание сражения, очень оживленно размахивая руками).

Герой подпрыгнул, ударил Великана по колену. Великан схватился за

колено, а Герой ему как ударит в глаз! Тот взвыл. Повалился (и т.д. в

течение 3 минут). Так они победили Великана. И устроили люди пир на всю

деревню.

- А что было потом?

Дальше все было мирно и хорошо. А Герой остался старикам вместо сына.

- А какие они были, эти старики?

Ну, обычные старики… Дед такой худоватый, веселый, очень добрый,

высокий. А баба… Обыкновенная (смутился). Как бабушка просто.

- А зачем Герою надо было сражаться с Великаном?

Чтобы спасти всю деревню. Ведь деревня мучилась. А он жил в этой

деревне. Вот он и решил всех спасти. Великан ведь забирал не каких-нибудь

стариков, а самых здоровых и молодых".

Приложение 2.

Анализ сказки №1.

Персонажи: дед с бабой - нейтральные, Герой - положительный персонаж,

Великан - отрицательный.

Авантюрная сказка с элементами волшебства. Герой проявляет силу,

ловкость, благородство души.

Сказка разделена на две подтемы: а) дед с бабой получают долгожданного

сына; б) Герой избавляет деревню от мучителя. Но сюжетная линия выдержана.

Затруднение стариков - их бездетность и одиночество. На решение

проблемы выдвигается фигура деда. Он решает ее активно, то есть хотел сына

- разглядел ("долго-долго") - получил сына; хоть и присутствует элемент

везения, чуда.

Затруднение Героя - был корягой, но с "помощью" деда стал мужчиной,

способным самостоятельно решить самую важную проблему. Способ разрешения

затруднений - активный.

Если использовать терминологию Юнга, то можно выделить следующие

проявившиеся в сказке структурные составляющие личности:

1) Великан олицетворяет собой "тень", при этом интересно, что

проявление гипермаскулинности очень редкое (один раз в 10 лет),

следовательно, агрессивность запрятана довольно глубоко (вытеснена

в бессознательное).

2) "Анима" еще не проявляется в ребенке (через проявление феминных

качеств). На пути гармонизации личности необходимо помочь ребенку

обрести женскую часть души, сформировать внутренний образ женщины.

Женские персонажи в сказке не являются действующими; фигура бабы не

характеризуется, является безликой и безмолвной. Все решения

принимаются дедом единолично ("разглядел" сына, привел его к себе

домой). Традиционная свадьба в конце сказки отсутствует.

3) Основная функция "эго" (Герой) - противостоять возможным попыткам

бессознательного разрушить целостность.

4) Ресурсным "эго" выступает образ деда; это тот внутренний ресурс,

альтер-эго, которое ребенок может использовать. Его функция -

помочь невероятному преуспеванию; "разглядеть, очень сильно

захотев".

Гора очень часто означает самость; величина и возвышенность горы

предвещают взрослую личность.

Выявлено стремление ребенка проявить свои маскулинные качества

(решительность, силу, отвагу, агрессивность и благородство). Но все это

ребенком не проявляется в силу гуманного воспитания.

Я - концепция ребенка скорее является искаженной, так как существует

слишком большой разрыв между состоянием я-реальным (коряга) и я-идеальным

(Герой). Поэтому из-за низкой самооценки и высоких требований к себе

возможны затруднения в личностном росте.

Цель дальнейшей работы - сократить разрыв между я-реальным и я-

идеальным для обеспечения возможности личностного роста. Необходимо помочь

ребенку использовать свои внутренние ресурсы, то есть задействовать

собственный личностный потенциал для повышения самооценки "здесь и сейчас".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.