![]() |
|
|
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатиказащите работы бакалавра в государственной аттестационной комиссии. Это значит, что сценарий определяет последовательность изложения доклада. Представим текст предлагаемого доклада. Для выпускной квалификационной работы по направлению физико- математического образования, профиль информатика была выбрана тема «Разработки и исследования содержания дисциплины «Теоретические основы информатики», изучаемой в нашем педагогическом университете на факультете математики в 5 и 6 семестре 3 курса студентами, обучающимися в бакалавриате по профилю информатика. Проблема согласования содержания вузовского курса ТОИ с аналогичным разделом предмета школьной информатики является востребованной практикой, т.к. в процессе анализа ГОС по высшему профессиональному образованию, блок дисциплины профессиональной подготовки студентов) и содержания программы школьной информатики выявлено существенное расхождение разделов и тем. В связи с подготовкой ГОС третьего поколения, совершенствование содержания базовой дисциплины ТОИ для бакалавров информатики, ориентированной на содержание школьного предмета информатики является актуальной и своевременной. Была сформулирована гипотеза научных исследований: если разработать учебный курс ТОИ, ориентированный на подготовку бакалавров к будущей профессиональной деятельности в школе, то будет обеспечено повышение качества образования в педвузе по профилю информатика и методически совершенствуется ГОС по данной дисциплине. Основными задачами исследования по теме ВКР являются: 1. Анализ содержания школьного предмета информатики по разделу «теоретическая информатика». 2. Разработка содержания нового курса ТОИ для студентов педвуза на основе анализа дисциплины ДПП.04 ГОС второго поколения и выработка предложений по этой дисциплине для ГОС третьего поколения. 3. Проведение педагогического эксперимента по апробации программы учебной дисциплины ТОИ, разработанной в настоящей ВКР. Научная новизна результатов состоит в том, что впервые предложен учебный курс ТОИ, ориентированный на процесс обучения школьников новому разделу, который ранее в программе школы не значился. Научная методология, используемая при выполнении ВКР изложена в методических рекомендациях, разработанных учебно-методической комиссией УМО вузов России по педагогическому образованию. На основе указанных рекомендаций был сформирован теоретический базис ВКР, который позволил построить технологическую карту научных исследований по теме. В результате теоретических (разработка содержания курса ТОИ) и экспериментальных (апробация курса в учебном процессе) исследований создано содержание нового учебного курса по дисциплине «Теоретические основы информатики», который, в большей степени, соответствует содержанию раздела «Теоретическая информатика» школьного предмета информатики. Основными научными результатами по теме ВКР являются учебник дисциплины ТОИ для педагогических вузов по профилю подготовки бакалавров информатики и Программа дисциплины. Слайды иллюстративного материала презентации ВКР по теме «Разработка исследования содержания дисциплины ДПП.04 «Теоретические основы информатики», ориентированной на школы». |Слайд № 1 (пл. 1). | |Проблема: Согласование содержания школьной и педвузовской предметной | |области «информатика». | |Тема ВКР: разработка и исследование содержания дисциплины ДПП.04 – | |теоретические основы информатики ГОС по высшему профессиональному | |образованию, ориентированного на школьный предмет. | |Гипотеза: Если включить в ГОС содержания дисциплины ДПП.04 – ТОИ темы в | |большей степени ориентированные на содержание школьного предмета | |«информатика», то будет обеспечен профессионализм бакалавров информатики.| | | |Задачи исследования по теме ВКР: | |Анализ содержания раздела «Теоретическая информатика». | |Разработка нового содержания курса ТОИ, изучаемого в бакалавриате | |педвуза. | |Проведение педагогического эксперимента по апробации нового учебного | |курса ТОИ. | |Научная новизна: | |Впервые разработано новое содержание дисциплины ТОИ для педвузов и | |предложены рекомендации для включения ее содержания в ГОС третьего | |поколения. | Слайд № 2. (график) Научно – педагогическая проблема (согласования содержательных линий школьного и вузовского курса информатики по разделу ”теоретическая информатика”) Требуется решить проблему Результаты решения проблемы HP-3 НР-2 HP-1 Рис. 9 Технология выполнения ВКР по теме “Разработка учебного курса Теоретические основы информатики ” |Слайд № 3. | |Программа информатики для X-XII |Существующий ГОС второго поколения| |классов, рекомендованная Министерством |по профилю 540203 – информатика | |образования РФ в 2001/2002 учебном году| | |Содержание раздела «Теоретическая |Содержание дисциплины ДПП.04 | |информатика» школьного предмета |«Теоретические основы информатики»| |«Информатика» |ГОС высшего профессионального | | |образования направления | | |физико-математическое образование | | |профиль информатика | |1.Информация и информационные процессы |1.Теория формальных языков | |2.Моделирование и формализация | | | |2.Теория алгоритмов вычислительной| |3.Математические и логические основы |математики | |информатики |3.Теория информации | |4.Алгоритмизация и программирование | | | |4.Дискретная математика | |Слайд № 4 | |Учебный курс нового содержания дисциплин ДПП.04 – Теоретические основы| |информатики, ориентированные на школу | | | |Информатика: предмет и методы. | |Информатика научная и учебная дисциплина. | |Методы информатики. | |Информация и информационные процессы. | |Элементы теории информации | |теоретические основы информационных процессов. | |Введение в вычислительный эксперимент. | |Формализация и моделирование. | |Информационные модели описательных и точных наук. | |Алгоритмы и методы алгоритмизации. | |4.1. Общая теория алгоритмов. | |4.2. Прикладная теория алгоритмов. | |4.3. Типовые исполнители алгоритмов. | |Теория преобразователей информации (школьная тема: Алгоритмизация и | |программирование). | |Логические автоматы. | |Конечные автоматы. | |Компьютер как универсальный автомат с программным управлением. | |Теоретическое программирование: от алгоритма к программе. | 4.6. Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК [62-64] Законченная и соответствующим образом оформленная ВКР, подписанная бакалавром и консультантом (если был назначен), передается научному руководителю, который после проверки содержания и качества оформления, подписывает титульный лист и сдает развернутый письменный отзыв объемом 1-2 страницы заведующему кафедрой информатики. В отзыве отмечается актуальность темы, теоретический уровень и практическое значение ВКР, ее новизна, а также недостатки. Заведующий кафедрой информатики, где выполнялась ВКР по направлению физико-математическое образование бакалавра профиль информатика рассматривает работу и знакомится с отзывом научного руководителя. При положительной оценке качества ВКР, заведующий кафедрой назначает дату и время заседания преподавателей для предварительной защиты ВКР на кафедре и решает вопрос о допуске бакалавра к защите ВКР в государственной аттестационной комиссии. В процессе подготовки к защите ВКР бакалавр должен ознакомиться с отзывом научного руководителя и заключением кафедры информатики, продумать ответы по существу сделанных замечаний научного руководителя, преподавателей, заведующего кафедрой, принимавших участие в предварительной защите ВКР. Тезисы доклада и иллюстративный материал презентации следует согласовать с научным руководителем. Защита ВКР в ГАК проводится публично в сроки, установленные в приказе по университету, на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. К защите допускается работа, которая соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному образованию по направлению Физико-математическое образование профиль Информатика и методическим рекомендациям учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений России по педагогическому образованию (Учебно-методический совет физико-математического образования, Учебно- методическая комиссия по информатике). Цель защиты ВКР – определить уровень знаний выпускника бакалавриата педагогического университета по определенной проблеме физико- математического образования профиля Информатика, степень владения теоретическими знаниями и практическими умениями решать вопросы по теме ВКР, определяющими уровень профессиональной подготовленности бакалавра. Во время защиты ВКР бакалавр должен сделать краткий доклад (до 10-12 мин.) о содержании проведенных научных исследований по актуальной теме, о состоянии проблемы по теме, о характеристике объекта и предмета исследования и кратко изложить содержание результатов теоретических и экспериментальных исследований. Главное внимание необходимо уделить полученным научным результатам, разработанным предложениям и сделать выводы по работе в целом. После окончания доклада бакалавр должен кратко, но исчерпывающе ответить на вопросы членов ГАК и присутствующих в аудитории. на основе отзыва научного руководителя, доклада бакалавра и его ответов на поставленные вопросы при защите ВКР, членами ГАК выставляется общая оценка о качестве выполненной работы и уровне профессионализма защищающегося. После защиты ВКР Председатель ГАК объявляет решение, которое затем оформляется приказом по педагогическому университету о присвоении научной степени бакалавр физико-математического образования профиль Информатика. 7. Литература и документы, рекомендованные бакалавру физико- математического образования профиль информатики для выполнения ВКР 1. Научные студенческие работы: методические рекомендации для преподавателей и студентов. Хабаровск: ХИНХ, 1989. 2. Ашеров А.Т., Губинский А.И. Методические указания по работе над кандидатской диссертацией по техническим наукам. Харьков. УЗПИ, 1988, 64 с. 3. Гитис Э.И. работа над кандидатской диссертацией – Приборы и системы управления, 1984, № 1, с. 39 – 41. 4. Как писать выпускную квалификационную работу на физико-математическом факультете. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 1999. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление: 540200 Физико-математическое образование степень (квалификация) – бакалавр физико-математического образования. Министерство образования российской Федерации. Москва. 2000. 6. Государственный образовательный стандарт специальность: 030100 – Информатика квалификация: учитель информатики. 7. Крейг А., Росни К. Наука: энциклопедия. Пер. с англ. М.: РОСМЭН, 1996, 125 с. 8. Марценюк-Кухарук Л.О. Основы науковедения: Учебно-методическое пособие. Киев: Укр. НИИНТИ. 1990, 72 с. 9. Глушко И.М., Сидоренко В.М. Основы научных исследований. Учебное пособие для вузов. Харьков: Вища школа, 1989, 223 с. 10. Фрумкин Р.А. Михеев О.В. Основы научных исследований. Учебное пособие для студентов. М: МГИ, 1990, 144 с. 11. Писарева Т.Е., Писарев В.Е. Поговорим о терминах. Вестник высшей школы. 1980. Вып. 6, с. 19021. 12. Роберт И.В. Совершенные информационные технологии: Дидактические проблемы. Перспективы использования. М: «Школа-пресс», 1994, 206 с. 13. Наука, образование и технологии в России. Сб. научно-аналитических обзоров. М: ИНИОН, 1996. 14. Харченко В.К. Как заниматься наукой? Белгород: БГПУ, 1996. 15. Максименко А.Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно- литературной работы. Л: Военно-медицинская академия. 1972. 16. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного знания. М: Наука, 1979. 17. Петрясь К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев: высшая школа, 1976. 18. Философия и методология науки: учебник для вузов. 1994, 41, 2. 19. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М: Экономика, 1983, 216 с. 20. Панчук М.Н., Дасман Б.Д. Квазиметрический метод оценки научно- технической статьи. Научно-техническая информация. Серия 2, 1974, № 4, с. 15-20. 21. Полонский Б.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований. Советская педагогика. 1981, № 1. с. 64 – 70. 22. Косолапов В.В. Информационно-лексический анализ научного исследования. Киев: Наукова думка, 1976, 147 с. 23. Научная и научно-организационная деятельность. РАН ДВО. Владивосток: Дальнаука, 1996, 96 с. 24. Энгельгард В. Еще раз о научном поиске – его эмоции и конфликты. Наука и жизнь. 1969. № 10. 25. Рудзит Р.Б. О некоторых методических принципах. Вестник высшей школы. 1981, вып. 1, с. 15. 26. Шульга З.П. О методике научно-исследовательской работы. Киев: Вища школа, 1978, 130 с. 27. Биографический поиск информации по учебным дисциплинам. Введение в специальность «Библиотековедение и библиография». М: 1983, 150 с. 28. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М: Книга, 1997, 120 с. 29. Варшавский К.М. Организация труда научных работников. М: экономика, 1975. 30. Гецов Г. Как писать книги, журналы, газеты. М: Знание, 1989, 142 с. 31. Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982, 108 с. 32. Основы научных исследований и техники экспериментов. Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1989, 125 с. 33. Приказ МО РФ о лицензировании РГПУ им. А.И. Герцена на право ведения образовательной деятельности по направлению 540100 Естественнонаучное образование профиль 540106 Информатика. 34. Проект национальной доктрины образования в РФ «Педагогические вести» № 1-2 январь 2000 года. 35. Колин К.К. На пути к новой системе образования. Институт фундаментальной и прикладной информатики. М: РАЕН, 1997, 32 с. 36. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М: ИОШ РАО, 1998, 228 с. 37. Концепция информатизации сферы образования российской федерации Министерства образования России. Гос. НИИ системных исследований. Бюллетень № 3-4, 1998, 322 с. 38. Математика и информатика. Учебник для гуманитарных факультетов педагогических вузов. СПБ: РГПУ ИМ. А.И. Герцена, 2001, 392 с. 39. Симур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. Новые технологии в школьном образовании в России. Компьютерные инструменты в образовании. 2001, № 2, с. 24-28. 40. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. Учебное пособие для высшей школы. М: Академический проект, 2000, 352 с. 41. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы информатизации. РАН. Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации. СПб. «Наука», 2001 г. 42. Игнатьев Н.Б. Информатика устойчивого развития. СПб. Госуниверситет, 2000, 90 с. 43. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (Понятия, состояния, перспективы). Москва: Институт проблем информатики. РАН, 1996). 44. Конференция информатизации сферы образования Российской Федерации. Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4, 1998. 45. Кинелев В.Г. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.: Госкомвуз, 1996. 46. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. Москва: РАЕН «Институт фундаментальной и прикладной информатики», 1998. 47. Румянцев И.А. и др. Физико-математическая школа высокой информационной культуры – педагогическая информатика. 2000, № 2, с. 10-15. 48. Васильева В.М., Иезуитов А.Н., Румянцев И.А. Информационное пространство информатики в парадигме «Наука, культура, образование» (Методология информационного общества). Педагогическая информатика. 2001, № 1. 49. Степанов С.А. Информатика. Методическое пособие по непрерывному компьютерному образованию. СПб. УКВЦ, 1999, 54 с. 50. Круподерова Е.П. Информационные технологии в средней школе. (ИЗ опыта экспериментальной работы СШ № 43 г. Мурманска). Мурманск. ГМЦИТ, 1995, 38 с. 51. Учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей информатики. Отчет по НИП. 4.3.1. Министерства образования РФ. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена. 1992-1995. 52. Учебный план РГПУ им. А.И. Герцена по направлению 540200 Физико- математическое образование профиль 540203 – Информатика. 53. Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А. Информационное проектирование учебного процесса (теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО). Учебное пособие под ред. профессора В.П. Соломина. СПБ: Образование, 1997, 234 с. 54. Рабочий учебный план кафедры информатики по физико-математическому образованию бакалавров профиль информатика. 55. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в 2001/2002 учебном году. Ж-л «Информация и образование» № 6, 2001. с. 2 – 15. 56. Примерная программа по информатике для 11 – 12 классов общеобразовательной школы. Ж-л «Информация и образование» № 8, 2002. с. 14-18. 57. Статьи д.п.н. Кузнецова А.А. в журналах «Информатика и образование» № 1, 1997, с. 12-19, № 6, 1997, с. 13-21, № 1, 2002, с. 10-16, № 2, 2002, с. 12-17. 58. Бешенков С.А. Информатика: Единый курс от школы до вуза. Информатика и образование, № 7, 2002, с. 2-5. 59. Поршнев С.В. О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Информатика» - Педагогическая информатика, № 4, 2002, с. 62-67. 60. Научные студенческие работы. Общие требования к содержанию и оформлению. Под ред. Г.А. Коростеловой. Хабаровск: ХИНХ, 1989, 27 с. 61. Джей Э. Эффективная презентация. Пер. с англ. Минск: Амалфея, 1996, 208 с. 62. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Монография. Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 1993, 95 с. 63. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста. Вестник высшей школы, 1998, № 1, с. 3-8. 64. Симонов В.П. Качество образования: что в основе: Как его определить? Стандарты и качество. 1994, № 2, с. 55-58. П Р И Л О Ж Е Н И Я к методическим рекомендациям по выполнению ВКР бакалавром физико- математического образования профиль информатика Приложение 1. Программа учебной дисциплины «Основы научных исследований»* ВВЕДЕНИЕ Учебный курс «Основы научных исследований» (ОНИ) относится к дисциплине, изучение которой предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540200 Физико- математическое образование профиль 540203 Информатика Данная дисциплина формирует у студентов знания, умения и навыки в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |