![]() |
|
|
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатикаСамо представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип систематичности. Принцип сознательности, обеспеченный в компьютерном обучении методикой организующей стратегию, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика в психолого-педагогических теориях компьютерного обучения направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи для самостоятельного изучения учебного материала, пополняя полученные знания в традиционных учебных дисциплинах. Для реализации принципа сознательности компьютер обучаемому сообщает цели и задачи по каждой теме и указывает необходимые действия для успешного усвоения знаний, представляет этапы с уточнением важности этих действий в виде технологической карты (схемокурс самообучения). Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей, т.е. от обеспечения межпредметных связей. Принцип когнитивности коммуникаций. Информационные технологии потребовали введения еще одного дидактического принципа, присущего только компьютерному обучению. Принцип когнитивности коммуникаций базируется на организации диалога между обучаемым и обучающим через компьютер, т.е. появляется совершенно новая педагогическая система «преподаватель - компьютер - группа обучаемых». Ее реализация потребовала формирования новой педагогической теории – информационной модели обучения, в которой учебник (электронная энциклопедия, электронный учебник, виртуальный практикум и т.п.) является активным излучателем учебной информации (генератор знаний), преподаватель координатор учебного процесса (тьютер), а обучаемый активный элемент самообучения в информационной познавательной среде Интернет [37]. 4.2.2. Математические проблемы информатики [38] Математические и логические основы информатики как науки и учебной дисциплины базируются на элементах дискретной математики (ЭДМ). В этой области знаний по предмету информатика бакалавр физико- математического образования организует исследования по одному из направлений в области теоретических разработок: . Элементы алгебры логики в задачах синтеза микропроцессорных автоматов. . Теория графов в приложении к программированию. . Прикладная теория алгоритмов в приложении к методам алгоритмизации. . Машинная математика в приложении к двоичной арифметике. . Теория кодирования и декодирования информации в приложении к телекоммуникации. . Формальные языки и автоматы в приложении к задачам теоретического программирования. . теоретическое программирование и другие. 4.3. Технология и содержание этапов выполнения выпускной квалификационной работы 4.3.1. Информационно-технологическая схема выполнения ВКР [51-54] Информационно-технологическая схема этапов выполнения ВКР представлена моделью изображенной на рисунке 7 и содержит в себе: 1. Блок процесса научных исследований, включающий следующие дидактические единицы выполнения ВКР: 1.1. Выбор темы ВКР выпускником направления подготовки бакалавра физико- математического образования по профилю информатика (этап постановки проблемы и наименования темы ВКР); 1.2. Изучение и анализ литературы и информационных ресурсов (этап информационного поиска); 1.3. Обоснование актуальности и новизны темы и определение задач исследования (формулировка гипотезы); | | |Итоговая государственная аттестация | | | | | | | |5. Защита ВКР в | |Государственный экзамен | |Государственной | | | |аттестационной комиссии | | | |4. Оценка качества ВКР | | | |(доклад на кафедре) | | | | 3. Подготовка презентации | |Государственная | |ВКР | |аттестационная | | | |комиссия | |2. Оформление ВКР | | | | | | | |1.6. Обобщение и формирование| | | |научного результата | | | |1.5. Организация выполнения | | | |ВКР (научный поиск) | |Выпускающая кафедра | | | | | |1.4. Составление плана | | | |исследования и разработка его| | | |методики (Технологическая | | | |карта НИР) | | | |1.3. Формулировка гипотезы, | | | |определение задач | |Научный руководитель | |исследования (обоснование | | | |актуальности и новизны.) | | | |1.2. Изучение и анализ | | | |литературы (информационный | | | |поиск) | | | |1.1. Выбор темы ВКР бакалавра| | | |физико-математического | |Выпускник | |образования профиль | | | |Информатика | | | | | | | | | | | | 1.4. Составление плана исследования и определение или разработка методики научного поиска (технологическая карат ВКР); 1.5. Организация выполнения ВКР (научный поиск – теоретические и экспериментальные исследования); 1.6. Анализ результатов научных исследований (научный результат ВКР); 2. Блок оформления ВКР. 3. Подготовка презентации ВКР. 4. Оценка ВКР на выпускающей кафедре. 5. Защита ВКР в Государственной аттестационной комиссии. На информационно-технологической схеме указаны информационные связи этапов выполнения ВКР бакалавром, выполняющим научное исследование взаимные связи выпускника с научным руководителем, выпускающей кафедрой и государственной аттестационной комиссией (ГАК). Выпускник проводит научные исследования, составляет план научных исследований, осуществляя выбор методики их проведения, организуя теоретические и экспериментальные исследования. Выпускник практически реализует все этапы выполнения ВКР (этапы 1, 2, 3, 4 и 5). Научный руководитель обсуждает результаты выбора темы и научный результат, контролирует выполнение календарного плана НИР на этапах информационного и научного поиска, составляет отзыв на работу и обсуждает доклад, подготовленный выпускником для кафедры и защиты в ГАК (подэтапы 1.1., 1.4). Заведующий выпускающей кафедрой утверждает тему ВКР и производит контроль допуска к защите в ГАК по докладу, представленному на кафедре и передает ВКР в Государственную аттестационную комиссию для оценки решения о квалификационном уровне бакалавра после заслушивания доклада и ответов на вопросы (подэтапы 1.1 и этапы 4, 5). Научное сопровождение указанных выше этапов выполнения ВКР бакалавром физико-математического образования по профилю информатика включает понятийный аппарат по основам научных исследований и теоретическое обоснование выбора темы, формулировку гипотезы, результаты проведения информационного поиска, подтверждение актуальности и новизны исследований, формирование научных результатов и научного положения. Понятийный аппарат основ научных исследований должен соответствовать личностно-ориентированному тезаурусу бакалавра, который необходим для его будущей профессиональной деятельности и позволяющий обеспечить научное сопровождение всех этапов выполнения выпускной квалификационной работы. 2. Выбор темы ВКР Выбор темы выпускной квалификационной работы – самый ответственный этап ее выполнения, определяющий теоретический или экспериментальный характер работы и содержание будущих исследований, актуальность и новизну научных разработок, практическую ценность и реализуемость научных результатов, полученных по завершении написания рукописи ВКР. Общими методическими принципами выбора темы ВКР является постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления: . темы, возникающие в результате исследований, проводимых выпускающей кафедрой; . индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с их профессиональной деятельностью в школе (педагогическая практика); . темы, предложенные научными руководителями ВКР; . заказные темы от школ, органов образования и других учебных организаций и исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации. При выборе темы проблема научных разработок ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики. В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре. Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру. В заказных темах формулировка проблемы производится организацией- заказчиком. Выпускная квалификационная работа по физико-математическому образованию с профилем Информатика предполагает углубленное изучение бакалавром одного или нескольких разделов учебных курсов, изучаемых на факультете математики с приоритетом в предметной области информатика, математика в дисциплинах информатики, физика в дисциплинах информатики или компьютер на уроках математики, решение задач по физике на компьютере и другие, а также методики преподавания информатики. Тематика ВКР должна носить исследовательский характер, определяющий: . решение конкретной задачи, требующей проведения теоретических и экспериментальных исследований для получения новых научных результатов; . создание новых методов, приемов, способов, устройств, компьютерных программ, обеспечивающих повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе или педагогическом вузе; . разработку методик преподавания новых разделов или дисциплин предметной области информатика, направленных на согласование содержания школьных учебных программ и дисциплин ГОС профильной подготовки бакалавров в педагогических университетах; . проведение компьютерных педагогических экспериментов, направленных на повышение уровня подготовки в школах и вузах, а также разработка новых компьютерных программ учебного назначения и формирование предложений для включения в государственные образовательные стандарты следующего поколения. Предлагаемая бакалавром инициативная тема может быть продолжением и дальнейшим развитием его курсовой или учебно-исследовательской работы. Выбор темы ВКР и ее утверждение на кафедре Информатики должно быть завершено к окончанию обучения по учебному плану специальности и перед началом выполнения исследования по теме выпускной квалификационной работы. К этому периоду должен быть утвержден научный руководитель ВКР и. если необходимо, консультанты по специальным разделам тематики ВКР. После утверждения темы и назначения научного руководителя, бакалавр получает задание на выполнение ВКР, утвержденное заведующим кафедрой информатики. 4.3.3. Пример выбора темы ВКР по направлению физико-математического образования профиль информатика [55] На основании анализа тематической содержательной линии программы по информатике для 10-11 классов, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации по разделу «теоретическая информатика» (см. таблицу 1) и тематического содержания дисциплины «теоретические основы информатики» (см. таблицу 2), утвержденной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «540200 – Физико- математическое образование» в блоке дисциплин профильной подготовки «Информатика» введена дисциплина ДПП.04 – Теоретические основы информатики, разделы и темы содержания которой существенно расходятся с необходимой подготовкой бакалавров для профессиональной работы в средней школе. Таблица 1 Содержание раздела «Теоретическая информатика» для школ уровня А и школ уровня В [55, 56] |Программа для школ естественного и |Программа для школ | |гуманитарного профиля (уровень А) |физико-математического, технического| | |(технологического) и | | |социально-экономического профилей | | |(уровень В) | |1.1.Информация и информационные |Информация и информационные | |процессы. |процессы. | |Вещественно-энергетическая и |Единство вещества, энергии и | |информационная картины мира. |информации в современной научной | |Кодирование информации с помощью |картине мира. Информационные | |знаковых систем. Кодирование |процессы в живой природе, обществе и| |генетической информации. Кодирование|технике: получение, передача, | |аналоговой, непрерывной графической |преобразование, хранение и | |и звуковой информации методом |использование информации. | |дискретизации. |Информационные процессы в | |1.2.Моделирование и формализация. |управлении. | |Моделирование как метод познания. |Измерение информации. Единицы | |Материальные и информационные |измерения количества информации. | |модели. |Кодирование информации с помощью | |Формализация как основной этап |знаковых систем. Естественные и | |построения модели. Формализация |искусственные языки. | |текстовой и графической информации. |Двоичное кодирование информации. | |Объект и его свойства. Система как |Представление аналоговой, | |целостная совокупность объектов |графической и звуковой информации в | |(элементов). Модели изменения систем|дискретной форме. | |и модели состояния систем. |Построение и исследование | |Различные типы информационных |компьютерных моделей. | |моделей. Свойства моделей. |Системный подход к окружающему миру.| |Адекватность модели объекту и цели |Система как целостная совокупность | |моделирования. Основные этапы |объектов (элементов). | |построения моделей. Построение и |Объектно-ориентированное | |исследования с помощью компьютера |моделирование. Количественная и | |информационных моделей из физики, |качественная оценка модели. | |биологии, экономики, экологии и др. |Адекватность модели объему и цели | |1.3.Математические и логические |моделирования. | |основы информатики. |Построение формальных моделей с | |Двоичная система счисления. Двоичная|использованием формальных языков | |арифметика. |(алгебры, алгебры логики, | |основы логики. Алгебра высказываний.|программирования). | |Базовые логические функции. |Объектно-ориентированное | |Логические законы и правила |программирование: объекты – свойства| |преобразования логических выражений.|и методы; событийные и общие | |Построение таблиц истинности |процедуры; графический интерфейс – | |логические выражений. |форма и управляющие элементы. | |Логические схемы сановных устройств |Исследование моделей на компьютер с | |компьютера (сумматор, регистр). |использованием применений | |1.4. Алгоритмизация и |(электрических таблиц, СУБД) и путем| |программирование. |создания алгоритмов и программ. | |Понятие алгоритмов, свойства | | |алгоритмов. Способы записи | | |алгоритмов. Исполнители алгоритмов, | | |система команд и исполнителя. | | |Формальное исполнение алгоритмов. | | |Основные алгоритмические структуры | | |(линейная, ветвление, цикл). | | |Вспомогательные алгоритмы. | | |Процедурное программирование: | | |основные типы и структуры данных | | |(нерешенные, массивы). | | |Объектно-ориентированное | | |программирование: объекты – свойства| | |и методы; событийные и общие | | |процедуры; графический интерфейс – | | |форма и управляющие элементы. | | Таблица 2 Содержание учебного курса по дисциплине ДПП-04 – Теоретические основы информатики ГОС высшего профессионального образования по направлению 540200 – Физико-математическое образование, профиль 540203 – Информатика [5] |№ |Наименование разделов |Наименование тем и отдельных занятий | | |дисциплины |(лекций, практических занятий) | |1. |Теория формальных языков|Формальные языки | | | |Автоматы | | | |Алфавит | | | |Цепочки и операции над цепочками. | |2. |Теория алгоритмов |2.1. Язык и операции над языками. Свойства | | |вычислительной |языков. Классификация формальных языков. | | |математики |2.2. Способы определения языков | | | |распознавателями. Машина Тьюринга. | | | |2.3. Одноленточные машины Тьюринга. | | | |Эквивалентность машин Тьюринга. | | | |2.4. Нормальные алгоритмы Маркова. | | | |2.5. Частично-рекурсовая функция. | |3. |Теория информатизации |3.1. Теория кодирования. | | | |3.2. Система счисления как основа различных| | | |кодов. | | | |3.3. Криптография. | | | |3.4. Алгоритмы помехоустойчивого | | | |кодирования и избыточные коды. | | | |3.5. Сжатие информации. | |4. |Дискретная математика |4.1. Теория графов. | | | |4.2. Теорема о сумме степеней вершины. | | | |4.3. Понятие изоморфизации графов. | | | |4.4. Связность графов. | | | |4.5. Пути и циклы в графе. Деревья. | | | |4.6. Алгоритм на графах. | В разделе «Теоретическая информатика» школьного предмета «Информатика» выделены четыре комплексных темы: 1. «Информация и информационные процессы» (Формирование мировоззренческих качеств у школьников и понимание основ информационной картины мира). 2. «Моделирование и формализация» (Для освоения методов вычислительного эксперимента как основ познания мира с использование компьютера). 3. «Математические и логические основы информатики» (Практическое освоение двоичной системы счисления и арифметических операций на ее базе. Изучение теоретических основ построения персонального компьютера и его функциональных устройств на основе математического аппарата функций алгебры логики). 4. «Алгоритмизация и программирование» (Обучение школьников методам алгоритмического описания постановок задач и обучения инструментарию технологии объектно-ориентированного программирования). В дисциплине «Теоретические основы информатики» (ТОИ), изучаемой в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |