на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методика организации тематических выставок в школе


дивизии, и др.

На последнем планшете этого стенда приведена фотокопия письма М. А.

Шолохова от 16 января 1968 года, в котором говорится: «С гордостью и

радостью свидетельствую о том, что части 166-й дивизии героически сражались

с немецко-фашистскими полчищами в 1941 году на подступах к Москве.

Принимая на себя первые мощные удары врага, 166-я дивизия, как и другие

соединения Западного фронта, летом и осенью 1941 года во многом

способствовала зимнему разгрому немцев под Москвой. Это было ясно в то

время и стало неоспоримо теперь».

Фоном для фотографий служат полосы терракотового (красно-оранжевого)

цвета. Внизу стенда фигурный фриз имеет зеленоватую окраску.

Под стендом размещены застекленные витрины. Среди других экспонатов

здесь можно видеть письма и открытки бывших бойцов 166-й дивизии,

адресованные юным следопытам школы. Лежат экземпляры газеты «Боевой путь»

за 1941 год, книга «Письма славы и бессмертия» Ф. М. Напалкова, бывшего

начальника политотдела дивизии с дарственной надписью:

«Музею боевой и трудовой славы 357-й школы в дар за большую военно-

патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения...»

Школьникам пишут ветераны из разных районов страны. География переписки

наглядно показана на специальном стенде.

На другой стене — композиция, посвященная 9-й гвардейской стрелковой

дивизии ( приложение 2, 3). Основная мысль ее выражена плакатом И. Тоидзе

«Родина-мать зовет!».

Кратко рассказывается об истории дивизии. Это — бывшая 78-я стрелковая

дивизия, находившаяся до середины октября 1941 года на Дальнем Востоке.

Осенью и зимой 1941 года она в составе 16-й армии, которой командовал К. К.

Рокоссовский, насмерть стояла под Москвой.

В центре этого стенда помещена карта «Разгром немецко-фашистских войск

под Москвой».

Заключает стенд планшет, содержащий, кроме карты и фотографий, короткие

рассказы о наиболее - ярких боевых эпизодах. Воины дивизии в течение месяца

вели упорные оборонительные бои с численно и технически превосходящим

противником и только по приказу командующего армией оставили занимаемый

рубеж.

Навсегда вошли в историю боевые подвиги командиров и солдат 9-й

гвардейской дивизии. Один из стендов рассказывает, как однажды при

выполнении обходного маневра бойцы попали на минное поле. Впереди, сбоку и

сзади прогремели взрывы противопехотных мин. Колонна полка неподвижно стала

на заснеженном заминированном поле. Невыполнение обходного маневра полком

грозило сорвать наступление всей дивизии. И в этой критической ситуации в

голову колонны прошел комиссар полка Данила Степанович Кондратенко.

Рискуя каждую секунду взорваться на мине, он пересек заминированное

поле. Вслед за ним цепочкой, по одному, ступая след в след, пересекли

минное поле сотни людей, весь полк.

Наступление началось своевременно, фашисты были разгромлены, остатки их

бежали в сторону Истры.

5 декабря Западный фронт завершил оборонительный период, а 6 декабря

перешел в наступление. 7 декабря начала наступать 16-я армия, в состав

которой входила и 9-я гвардейская дивизия под командованием А. П.

Белобородова.

Подлинные чудеса храбрости показали многие бойцы и командиры дивизии, и

об этом красноречиво свидетельствуют экспонаты музея. В этой дивизии служил

артиллеристом Ф. А. Полетаев, Герой Советского Союза и национальный герой

Италии.

В застекленных витринах музея — фотографии, письма от бывших воинов 9-й

гвардейской дивизии, отчеты следопытов о походах по местам боевых действий.

Экспонаты музея, собранные учащимися школы во время специальных

походов, помещены в витринах, установленных в центре комнаты. На экспонатах-

вещах даны пояснительные тексты, например: «Чемодан, полученный от

жительницы деревни Холм Ивановой А. П. В июне 1970 года найден ее сыном

Петром на месте захоронения имущества и документов 166-й дивизии в октябре

1941 года».

В других витринах также собранные ребятами бывшее военное снаряжение,

фотографии, книги, письма и т. д.

Разнообразные формы выставочной экспозиции дополняются альбомами и

декорируются искусственными витражами.

Музей 357-й школы — убедительный пример того, как созданная руками

ребят экспозиция становится постоянно действующим очагом патриотического

воспитания, напоминая о самых трудных и героических годах в истории нашей

Родины.

Таким образом, выбор темы, определение содержания выставки — это

важнейший отправной момент в ее создании. Большую роль в решении этой

задачи играет знание интересов и запросов школьников, умение наблюдать

окружающую жизнь, а затем выразительно и образно передать ее в

специфических выставочных формах. Обогащает опытом и посещение хороших

тематических выставок, музеев и других экспозиций. При активной помощи

учащихся качество оформления выставок и других форм наглядной агитации в

школе может и должно быть улучшено по всем направлениям.

§ 2 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО И ТЕМАТИКО- ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНОВ.

СБОР ЭКСПОНАТОВ.

После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно

приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов.

Чтобы выставка пользовалась вниманием у учащихся, была им полезна,

необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Скажем, к

«книжкиной неделе» рекомендуется развернуть выставочную экспозицию,

рассказывающую о книжных новинках, о писателях, художниках-иллюстраторах.

Один из стендов может быть посвящен, например, школьному литературному

кружку, творчеству юных прозаиков и поэтов.

Конечно, такая выставка всегда будет уместна в школе. Но все же на

наибольший резонанс можно рассчитывать тогда, когда все готовятся к

празднику, в атмосфере всей школьной жизни ощущается повышенный интерес к

книге.

Кроме актуальности темы выставки, важно учесть материальные и

исполнительские возможности. Надо помнить также, на какой возраст в

основном рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не

может быть одинаковым и для учащихся начальной школы, например, и для

старшеклассников. В учете всех этих требований и состоит деловой подход,

гарантирующий от неожиданных и неприятных сюрпризов, от

срывов в работе.

На первом этапе создания выставки необходимо составить тематический

план экспозиции, то есть определить, из каких частей она сложится в целом,

в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Наиболее

удачно получится, если располагать, возможно, более полными сведениями

литературного, документального, изобразительного характера.

На листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают подтемы.

Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов.

Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно

переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть

содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план

раскрывает содержание, тему выставки, то экспозиционный содержит сведения о

средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).

СБОР ЭКСПОНАТОВ

После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой

становится сбор экспонатов. Иногда бывает и по-другому — первоначальным

толчком для организации выставки служит именно появление готовых

экспонатов: фотографий, рисунков, самоделок и т. п. Тогда первый этап —

составление плана — становится вторым. Но такой порядок скорее исключение,

нежели правило.

Сбор материалов для выставки — нелегкое дело. По возможности ее

организаторам следует опираться на широкий актив ребят. Кто-то из них может

уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся

людей или заняться редактированием текста. Членам фотокружка можно поручить

съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование

уже имеющихся снимков. Разумеется, самая ответственная задача ложится на

юных художников-оформителей.

Во время сбора материала они особое внимание должны обращать на

сведения, содержащие советы оформительского характера. Соответствующие

вырезки из журналов, каталоги, проспекты существенно облегчают выбор

оформительского решения.

К сожалению, практика показывает, что в подавляющем большинстве школ

учащиеся к роли оформителей бывают, не подготовлены и управляться

приходится одному учителю изобразительного искусства.

Разработаны программы факультативных занятий, имеющие своей целью

развитие способностей школьников в области рисунка, живописи, а также

оформительского искусства, для того, что бы в любой момент они смог прийти

на помощь учителю или руководителю.

Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может

быть пополнен также за счет любящих и умеющих работать с деревом, так как

для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д.

Вообще работа найдется многим ребятам — смекалистым и с умелыми руками.

§ 3 ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ВЫСТАВКИ

Для методически правильной работы по созданию выставки существенное

значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые

специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился

тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочередным

делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обусловлено существенно

отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.

В условиях школы возможности выбора экспозиционной площади весьма

ограниченны. К сожалению, почти никогда не устраиваются выставки на

пришкольном участке. Во внутреннем же помещении школы не так много

подходящих мест, и обычно выставки сменяют друг друга, вписываясь в один и

тот же интерьер и не претерпевая существенных изменений в конструктивно

образном решении.

Сравнительно небольшие размеры этих помещений не позволяют механически

переносить туда прекрасные варианты оформления тематических выставок,

например, в павильонах ВВЦ или Сокольников. Опыт выдающихся мастеров нужно

трансформировать с учетом иных размеров помещений и их целевого

назначения. Если в специальный павильон тематической выставки приходят

только с целью осмотреть экспозицию, то в помещении школьной выставки

должны решаться и многие другие вопросы, связанные с потребностями учебно-

воспитательного процесса.

Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее

выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все

ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера.

Появление выставки должно художественно обогащать помещение школы.

Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале,

спортивном зале или одном из классов.

Ощущение эстетической связи стендов выставки с архитектурным окружением

возникает при правильном решении двух основных задач:

1. нахождение величинно - конструктивных пропорций;

2. выборе наиболее подходящих цветовых отношений.

Решение этих задач возможно лишь с привлечением людей, обладающих

художественно-образным мышлением, хорошо развитым чувством пропорций (что

дается специальными длительными тренировками). Выставочные стенды, если они

размещаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую

часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по

отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120

см от пола.

Существенно облегчает поиск формы стендов и всей планировки выставки

макетирование. Простой макет из бумаги позволит наглядно представить

выставку в целом и ее пропорции в заданном пространстве. Даже самые опытные

специалисты пользуются этим приемом.

В теории и практике оформительского искусства существует два способа

привязки выставки к окружающей среде. В первом случае в конструкциях,

цветовом решении, элементах украшения стараются использовать черты,

присущие примыкающим стенам, мебели и т. п., то есть приспособиться к

существующему стилю архитектурного убранства помещения. Единство

возникает на основе сходства.

В другом случае определяющей чертой отношений между конструктивно-

образным решением выставки и средой является контрастное противопоставление

их по цвету, тону, конфигурации. Опыт многих школ подсказывает, что

этот способ более приемлем. Напряженное, яркое оформление созвучно

мироощущению, темпераментному поведению детей. Оно согласуется и с

образным характером среды, сопутствующей детству (например, детские

книги, игрушки, журналы издаются с многочисленными занимательными

иллюстрациями, ярко и привлекательно оформляются детские игровые площадки).

Принцип контрастности не следует понимать как отрицание окружения.

Через контраст создается опять же своеобразное единство. Если в

первом случае гармония возникает на основе сходных признаков, то

здесь она создается на основе единства противоположных качеств, подобно

тому, как вызывает эстетическое удовлетворение вид цветущих алых маков в

зеленой оправе лугов или осенних золотистых берез на фоне синего неба.

Таким образом, при выборе места для выставки необходимо

учитывать различные художественные, педагогические и психологические

факторы, усиливающие ее воспитательно-познавательное значение.

Глава 3

СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

§ 1 Композиционные правила построения художественного произведения.

После завершения этапа организации тематической выставки, который

включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно

переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного

воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной

формы выставки.

В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил,

обобщающих многовековой опыт создания художественных произведений в

живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном

искусстве.

Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некоторой степени уже

владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе

выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки

являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.

Создание художественного образа выставки — специфическая задача, но в

основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над

тематическим рисунком.

Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое

значение имеет постоянное углубление их аналитико - синтезирующего

мышления. В качестве зрительных опор, под воздействием которых происходит

формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный

отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место

принадлежит знанию композиционных правил, которые вобрали в себя наиболее

типичные закономерности образно-пластического отображения любых жизненных

явлений. Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения

по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению

выставки.

А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод

изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал

девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и

трехмерные изображения:

1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого

тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии

пропорции, частей и целого организма;

2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения,

равновеликих по массам;

3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении

композиции;

4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм;

движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;

5) правила перспективы применительно к различным композиционным

решениям — по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной),

воздушной;

6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;

7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к

натуральной величине;

8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов

искусства;

9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем

другим направлениям.

При возможности учащихся можно познакомить и с некоторыми другими

законами композиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на

высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики

преподавания изобразительного искусства.

Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в

большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет

«Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по

тематическому и декоративному рисованию, рассматривая произведения

выдающихся художников, они начинают понимать, как влияет применение

указанных правил на выразительность, художественность, образность решения

поставленной задачи.

Посмотрим на некоторые из этих правил с точки зрения решения образно-

оформительских задач.

Едва ли не одним из самых древних приемов, используемых в живописи,

рисунке, является симметрия. Основывается этот прием на многочисленных

примерах «равностороннего» построения форм в природе (тело человека, многие

листья, цветы, плоды и т.п.). Симметричной композиции свойственна строгая

уравновешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме

экспозиция производит впечатление спокойствия, торжественности, величия.

Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда

создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда,

декоративно решенного символа.

Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции

продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы

«подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается,

конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается

стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим

закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств

симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно

противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы

изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней

вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением

необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно

должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности

поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается

не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень

изобразительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить»

больше, чем штрихованный рисунок.

Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже

не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле

автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.

Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ

динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов,

многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю

композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется

выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки

материала нужно учитывать рекомендации о выделении главного путем

размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее

зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью

плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной

оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней

части также неравномерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону.

В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно,

по этой причине в основных формах наглядной агитации верхний пояс отводится

одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно

также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем

левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее

подходят, так как при этом снижается зрительское внимание.

Принцип равновесия применительно к решению оформительских задач имеет

ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь

соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового

решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места

экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать

зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой,

находить между этими основополагающими средствами создания Размещение в

центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не

формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею

сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами

второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению

оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с

одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления

взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно

противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы

изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней

вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением

необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно

должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности

поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается

не просто равномерной раскладкой экспонатов. Например, цветная фотография

будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже

не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле

автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.

Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ

динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов,

вариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется

выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.