на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методика организации тематических выставок в школе


изготовление этого оборудования на промышленной основе. Если в 60-е годы

выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и

национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых

экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже

функционировала в полную силу».

Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит

множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на

основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно

снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же

унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в

различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере

определяли направленность образного решения. Появляется новый вид

изобразительности, обогативший методы показа.

Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление

стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском

комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью

все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла

так называемая контейнерная экспозиция.

В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают

обогащаться за счет активного использования других видов искусств:

архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного

искусства.

Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что

декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных

оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не

всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы

воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформления школьных выставок

не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного

искусства.

Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем

рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975

г.).

Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к

себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта

выставка была организована как своеобразная школа для просвещения

работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного

использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для

информирования о производственной и общественной жизни (тематические

выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты,

альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам

народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной

школьной агитации, в том числе и выставок.

Представленные макеты выставок имели существенные отличия от ранее

упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-

художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что

организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых

выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому

назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако

«камерные» размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения

требовательности к качеству художественного оформления.

Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок,

это:

а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной,

запоминающейся форме;

б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным,

неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей

зрительского восприятия.

Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы

щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял

цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными

зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем

прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это

обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.

Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой

Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже

не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются

одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность

стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает

почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей

Родины — дня начала войны.

Глава 2

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ

[pic][pic] § 1 Выбор темы

Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во

всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может

родиться без всестороннего и глубокого понимания темы, подлежащей

художественному воплощению. Известный советский художник А. А. Дейнека

писал:

«Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным

воплощением замысла».

Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть

типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника

глубокого знания жизни в ее развитии и новизне».

Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной

жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму

просвещения учащихся только в области оформительского искусства и выработки

соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду

с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит

активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению

художественно-творческой работы одновременно с общественной.

Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы

диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя

ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только

та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают

избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание

в создаваемом художественном образе.

О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер

экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно-

эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и

средств выставочного ансамбля».

Обучение школьников искусству создания выставочных образов должно тесно

увязываться с развитием умения разбираться в сути событий. При работе с

детьми это имеет особое значение. Кроме конечного результата - создания

хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы

в процессе обучения у детей развивалось мышление, способность

анализировать, обобщать и сопоставлять, формировалась гражданская,

нравственная позиция.

В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и

образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке. Расскажем лишь о

наиболее важных темах школьных тематических выставок.

Каждый стенд, стенгазета или выставка должны воспитывать на боевых и

трудовых традициях народа, прививать нормы морали, сознательного отношения

к общественному долгу, трудолюбие, стремление приносить пользу Родине.

Благодатный материал для пробы оформительского пера представляет

пионерская тематика. Здесь большой простор для создания самых разнообразных

художественно-оформительских композиций, для решения задач идейно-

политического, трудового, нравственного, физического воспитания школьников

с помощью наглядно-агитационных средств.

В каждой школе есть кабинеты труда, актовый зал, и творческая работа

участников оформительского кружка может начаться с обновления находящихся

там тематических выставок. Основу оформления кабинета труда должны

составлять стенды, рассказывающие об истории нашей страны, об истории

школы. Здесь могут быть представлены различные документы и фотографии,

приведены высказывания видных деятелей.

Вариантов различных оформительских решений представляется бесконечное

множество. Обширная тематика дает возможность юным оформителям активно

проявлять свою творческую фантазию и одновременно получать моральное

удовлетворение от сознания своего вклада в общешкольное дело.

В школе всегда уместны выставки, рассказывающие о том, чье имя носит

школа, или близлежащие улицы. Как правило, они несут высокий патриотический

заряд.

Несомненно, привлекла бы внимание детей выставка, составленная из

плакатов школьной тематики, отражающих события тех лет. Плакаты 20—30-х

годов — драгоценная летопись, и как своеобразные очевидцы они могут

напомнить о многих страницах истории, запечатленных рукой художника. Выбор

плакатов школьной тематики достаточно велик, ведь их выпуск был начат уже в

1919 году. Вот как звучал, к примеру, первый плакат для ребят: «Иди в

наш стан, пока не поздно, учись работать, жить учись» (на плакате

монограмма художника Ут и стихи Д. Бедного).

Приведем еще один пример, показывающий, как может быть переведена в

выставочную экспозицию тема. Школьникам, чтобы держать равнение на более

успевающих учеников, учеников которые активно участвуют в общественной

жизни школы, необходимо знать о них как можно больше. В практике

выставочного искусства давно существует форма наглядной агитации. Это —

доски доки почета, стенды медалистов с рассказом о достигнутых ими

результатах и т.п. В последние годы в разных уголках страны появляются все

новые и новые стенды, галереи боевой Славы, посвященные славным бойцам

Великой отечественной войн.

Доски Почета, стенды, галереи Славы — это своего рода способ выражения

глубокой признательности народа героям за боевые подвиги, трудовые

достижения. Значительна их роль как средств воспитательного воздействия,

особенно на молодежь.

Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться

общими принципами организации учебно-воспитательной работы в школе. Ведущим

принципом является учет возрастных особенностей детей. Необходимо помнить,

что степень развития оформительских навыков находится, как правило, в

прямой зависимости от возраста детей. Конечно, дети 7—9 лет не в состоянии

еще достаточно умело сами что-либо оформить. Но потребность в создании

пусть даже самых маленьких экспозиций появляется уже у ребят I класса.

Помощь младшим школьникам может быть оказана более старшими их товарищами.

Такое шефство принесет им моральное удовлетворение от сознания пользы своих

знаний и умений, что немаловажно для сплочения участников оформительского

кружка.

Кроме того, для них можно организовать выставки, посвященные таким

событиям, как праздник букваря, «книжкин день», день учителя, мамин день,

день здоровья, день спорта и т. д.

Чтобы содержание и художественно-изобразительные формы тематических

выставок были более целенаправленными при освещении школьной жизни,

необходимо хорошо представлять ее основные направления и постоянно

соотноситься с ними.

Этими направлениями являются:

1) идейно-нравственное воспитание школьников;

2) борьба за глубокие и прочные знания учащихся;

3) трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников;

4) рациональная организация свободного времени школьников.

Содержание тематической выставки натолкнет на выбор соответствующей

композиции, всего наглядно-изобразительного решения. Тогда, безусловно,

тематическая выставка будет способствовать формированию мировоззрения

учащихся, основы которого закладываются на уроках истории, обществоведения,

литературы, биологии и др.

Также необходимо обратить внимание на книжные выставки. Устраивать их

нужно не только во время подготовки к «книжкиной неделе». Школьник все

десять лет не расстается с книгой, в труде по приобретению знаний она его

первейший помощник. Помочь школьнику осознать роль книги-учебника,

художественного произведения, справочника и так далее может интересно

задуманная и выразительно оформленная выставка. Библиотечным работникам,

обычно организующим такие постоянные выставки, часто не хватает умения

достаточно образно продемонстрировать книжную продукцию. Они не могут порой

грамотно скомпоновать на стенде или в витрине экспозиционный материал,

написать объявление, заголовки.

Принимая участие в художественном оформлении книжных тематических

выставок, учащиеся тем самым становятся помощниками педагогического

коллектива, способствуют приобщению ребят к самостоятельной работе с

учебником и любой другой книгой.

По содержанию книжные выставки делятся на:

1) выставки, посвященные актуальным проблемам современности;

2) выставки к памятным датам;

3) выставки о жизни и творчестве выдающихся людей;

4) выставки в помощь учебному процессу

5) жанровые выставки.

На практике, под руководством учителя учащиеся должны научиться для

каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение,

выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы.

Хорошо налаженная выставочная работа в школе предоставляет

дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового,

физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Этому

помогут и экспозиции по различным учебным предметам, расширяющие круг

знаний получаемых на уроках.

Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по

аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения

информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим

получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные

формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.

Тема физической культуры и спорта дает широкие возможности для создания

разнообразных вариантов образно-изобразительного решения. Многие дети любят

спорт, оформление спортивных выставок доставляет им удовольствие; и

зрителей среди школьников найдется предостаточно.

В каждой школе есть грамоты, дипломы, призы, завоеванные на спортивных

соревнованиях. Дело чести участников оформительского кружка — создать для

этих вещественных средств наглядной пропаганды максимально выразительные

экспозиционные условия.

В эстетическом воспитании первейшее значение, конечно, имеет

развертывание художественных выставок, но и тематические выставки

оправдывают затрачиваемые на их создание усилия в этом плане, ибо работа по

оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный

вкус детей.

Работа над оформлением тематических выставок помогает учителю направить

пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность,

активное участие в жизни школы. Дети с удовольствием работают над школьной

тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский

коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь. По примеру организации

конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать

смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для

развития творчества детей, средством развития эстетического вкуса. Выставки

и конкурсы повышают интерес к изобразительному искусству вообще.

Особую тему составляют экспозиции, подготавливаемые к различным

праздникам. Праздник, отмечаемый в школе,— явление большого общественного,

следовательно, воспитательного и познавательного значения. Включение

тематических выставок в праздничное оформление открывает широкие

возможности для воспитания учащихся. Членам оформительского кружка

всегда полезно поработать и в жанре выставок праздничной тематики.

Все школьные выставки должны составлять единый комплекс и

распределяться по школе с учетом их наибольшей уместности. В настоящее

время сложилась довольно четкая «география» размещения выставок и отдельных

стендов в соответствии с их тематикой.

Тематические стенды, помещаемые в вестибюле школы, рассказывают об

общешкольных делах. Центральное место обычно рассчитано на то, чтобы

постоянно информировать школьников среднего и старшего возраста о важнейших

новостях учебной и общественной жизни.

В вестибюле рекомендуется также организовать доски Почета — «Гордость

школы».

Содержание стенда «Гордость школы» может быть сфокусировано в эмблеме —

золотая медаль «За отличные успехи и примерное поведение». В постоянной

экспозиции находятся фотографии окончивших школу с медалью. Сменная

экспозиция рассказывает о лучших учениках сегодня. Сюда совместным решением

педагогического совета заносятся имена и помещаются фотографии отличников

учебы, ребят, отличившихся в общественно полезном труде или совершивших

яркий, благородный поступок.

В вестибюле отводится место также информационным стендам (расписание

занятий, объявления для учащихся, для родителей и т. п.).

Вестибюль — подходящее место и для праздничных панно, декоративно-

тематических установок. При виде их каждый входящий в школу будет

испытывать эмоциональный подъем, ощущать исходящее от них настроение

праздника.

В большинстве школ второй этаж, как правило, предназначается для

начальных классов. В рекреации (коридоре) организуются выставки по

тематике, учитывающей общую направленность и основные педагогические цели

работы с учениками младших классов.

У стенда «В мире много интересного» учащиеся получают информацию о

жизни нашей страны и за ее пределами.

Любимые с раннего детства сюжеты сказок в выставочных композициях могут

образно рассказать о больших исторических переменах в жизни нашего народа

(например, стенд «Сказка стала былью»). Можно также подготовить стенд-

выставку с рисунками ребят по сказочным сюжетам. Кстати, значение стендов

со сказочным содержанием нельзя принижать, они необходимы для малышей.

Нужно помнить слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского о значении

сказки в жизни ребят: «Я считаю, что в начальной школе игнорируется

сказка... Надо возвратиться к сказке! Сказка — это детское творчество, это

творчество, присущее ребенку. Без сказки нельзя представить детство».

В соответствии с большими задачами, стоящими перед школой по

физическому воспитанию детей, выставка «Малая Олимпиада пяти колец»

призвана привлекать широкий круг ребят к участию в соревнованиях на призы

«Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др., рассказывать о ходе соревнований, о

победителях.

Тему стенда для малышей «В мире много интересного» здесь продолжают

экспозиции «По родной стране», «Вокруг света».

Выставки этажа для старшеклассников, где проходят их последние школьные

годы перед выходом в большую жизнь, своим содержанием должны помогать

формированию коммунистического мировоззрения, осознанию старшеклассниками

своего места в жизни. По существу, выставки этого этажа — дополнительные

художественно-наглядные пособия по курсу обществоведения. На стендах

учащиеся должны видеть яркую, выразительную информацию о важнейших

достижениях нашего народа.

Во многих школах имеются постоянные экспозиции, которым отводят

специальные помещения. Выставки по темам, имеющим большое учебно-

воспитательное значение, могут постепенно перерастать в школьные музеи. . В

ряде мест открываются этнографические, литературные и даже космические

школьные музеи. Интересными экспонатами они пополняются при активном

участии самих школьников. Из экскурсий и туристических походов ребята

нередко привозят очень ценные для музеев предметы. На стендах можно увидеть

и изделия, выполненные руками ребят, удостоенные призов на общешкольных

конкурсах.

Принципы и приемы, лежащие в основе оформления тематических выставок,

имеют прямое отношение и к созданию школьных музейных экспозиций. Объем

знаний, умений и навыков, приобретенный учащимися при организации и

оформлении тематических выставок, позволяет им профессионально подходить и

к созданию школьных музеев.

Расскажем об опыте организации наиболее удачных, с нашей точки зрения,

школьных музеев различной тематики.

В подмосковном городе Краснознаменске, в лицее № 1, например, создан

«Космический музей» , в котором проводят тематические беседы с младшими

школьниками, собрания со старшими классами. Здесь представлены сотни

экспонатов — фотографии, книги, письма, многие из которых привезены из

различных военно-космических городов, расположившихся на территории

России..

Особенно много в школах создано и создается музеев боевой славы. Их

экспонаты рассказывают о героических страницах борьбы советского народа

против фашистской Германии. Среди них и материалы, обнаруженные школьниками

во время походов по местам былых сражений.

Создаваемые при активном участии ребят экспозиции учат мужеству,

идейной стойкости, любви к Родине и готовности защищать ее от любых

посягательств врагов мира. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Ребята ведут с ветеранами переписку, приглашают их к себе в гости, у

стендов нередко происходят встречи с участниками героических событий. Все

это оставляет глубокий след в детских сердцах.

За свою многолетнюю, кропотливую, настойчивую работу по изучению

истории Великой Отечественной войны юные исследователи-следопыты снискали

уважение, признательность и ветеранов войны, и тех, кому не пришлось быть

свидетелями незабываемых событий.

В качестве примера можно назвать музей боевой славы московской школы №

357. Он рассказывает о двух дивизиях, сражавшихся под Москвой в 1941 году,—

78-й сибирской стрелковой (впоследствии 9-й гвардейской) и 166-й

стрелковой.

При обычных возможностях в школе неплохо решили задачу оформления

экспозиции (приложение 1) . Работу по оформлению музея вели сами ребята

под руководством учителя изобразительного искусства.

Вся экспозиция развернута в помещении обычного школьного класса.

Центральная стена (напротив входа) сразу обращает на себя внимание. Ее

оформление задумано как лейтмотив ко всей выставке. Фотомонтаж, содержащий

графическое изображение некоторых важнейших этапов Великой Отечественной

войны, на красном фоне, с цветной электрической подсветкой сразу производит

соответствующее эмоциональное впечатление,

с большой силой дает почувствовать, о каких тяжелых и героических событиях

из жизни советского народа пойдет рассказ.

На противоположной стене расположен стенд, посвященный боевому пути 166-

й стрелковой дивизии. Весь стенд разделен на 6 планшетов. На одном из них

помещена карта основных боевых действий дивизии в районе Вязьмы, на других

— фотографии из газет того времени, фотопортреты воинов, воевавших в рядах

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.