на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения


интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их

собственную творческую активность в слове, организует игровые действия

детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к

детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне

определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный

ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию,

обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его

иной – бодрый, веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.[16]

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши,

известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать

комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и

свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает

соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно

действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес… и т.д. [3]

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;

поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с

элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них

появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим

содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат

первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не

оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о

людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по

этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки

выпивают воду и т.д.

Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды,

устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда

рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой

группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети

часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,

загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или

золотое блюдечко?).

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее

значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно,

последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют

короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.

Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами

гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с

условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских

словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами

взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к

мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки

произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор,

обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы

показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

(В.П. Аникина Вып-1, М-1991 г.)

Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы

избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются

скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в

произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы

артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто

содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не

могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных,

засмеется.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и

детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это

один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и

свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили,

что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения.

Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из

средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку

увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту

знакомых обыденных предметов и явлений.

По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора.

В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В

таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если

предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар,

например, превращается в царя птиц:

Летела птица орел,

Села на престол…

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без

сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки,

которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом

изучения.

Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые

загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать

загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых

идет речь.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы

похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей,

общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме

прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный

по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы

раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным

суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек,

яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно

подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду,

ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих

отношениях.

1.5. Значение художественной литературы

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты

явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия

ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в

напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при

победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета,

сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось

наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно

понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста –

перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет

восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки,

обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению

поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и

поэзией.

Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых

простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о

знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает

эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского

литературного языка.

Глава II. Система работы по формированию правильного звукопроизношения

2.1. Изучение особенностей звукопроизношения у детей средней группы

Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ № 37 Ленинского

района г. Владивостока по теме: “Малые фольклорные жанры как средство

формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста”, в

средней группе.

Эксперимент проходил в естественных условиях и включал в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Преобразующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

В эксперименте участвовало 20 детей. Все дети здоровы, поведение

организованное.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровни сформированности

звукопроизношения у детей средней группы.

Для этого нами было обследовано звукопроизношения у 20 детей.

Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком

индивидуально.

Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы

использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

Цель данной методики – выявить качество произношения различных

звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня

сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

. Произнести звук изолированно.

. В словах.

. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и

самостоятельной речи.

Для обследования подобрали наглядный материал (сюжетные картинки для

обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так

чтобы обследуемый звук находился в начале, середине, конце слова. По

результатам обследования заполнили таблицы звукопроизношения, смотреть

Приложение 1.

Результаты обследования показали, что нарушение свистящих звуков

отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у Дениса М.(с-сь, з-зь), Саши

Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

Нарушения шипящих звуков у 7 детей. Олег В. (щ- изолированно

произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч, щ), Денис В.(пропускает

ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис М.

(щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

Нарушение сонорных звуков отмечается у11детей. Отсутствие звука [р] у

Дениса К., Насти Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и л] у Дениса М,

Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса К. Замена [р] и

[рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи С., Саши Н.,[й] – отсутствует у

Дениса В.

Отсутствует нарушения звукопроизношения у 5 детей: Алеши Г., Вани М.,

Валеры К., Насти Як., Коли Ф.

Уровни сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные М. Ф.

Фомичевой.

I уровень (низкий)- нарушено более 4 звуков.

II уровень (средний)- от 1 до 4 звуков.

III уровень (высокий)- все звуки сформированы.

Нами был выявлен II уровень сформированности звукопроизношений –

средний.

2.2. Содержание и методика работы по обучению детей правильному

звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе

“автоматизация звуков”

Цель: улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи

малых форм фольклора.

На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была

проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики,

речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание

(“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).

Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”,

пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту

самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая

активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу)

быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе

мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг

“Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной

детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в

“Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со

звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-

жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом

ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда

потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына

каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед,

как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной

детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе.

Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать

правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные

анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).

Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата,

старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть

и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками

– свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию.

Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность

детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам

артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком.

Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме

обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне

занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-

образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы

дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.

Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание:

сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались,

раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения

помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох

и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на то,

чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не

более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого слуха, слухового

внимания проводили с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”.

Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в

реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от

кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с

испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал –

козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р. В

индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание

языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учили детей делать язык

“жалом”, “широкой лопаткой”.

В результате проведенной нами работы на Подготовительном этапе и этапе

по Постановке звука, особое внимание мы уделили этапу Закрепления и

автоматизации звуков.

Для работы на этом этапе мы выбрали 15 детей с нарушениями

звукопроизношениями.

При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры,

упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно

подключали малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов,

потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание

загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.

“С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть

введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –

речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в

слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или

произносится неправильно ”. (О.В. Правдина).

Работа по Автоматизации звуков нами проводилось на занятиях и вне

занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе

с детьми.

Нами были проведены следующие занятия на звуки: с-сь; з-зь; ц,ж,ш; л-

ль; р-рь, смотреть Приложение №2.

План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж

Пр. сод-е: уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного,

в словах, в связном тексте, развивать артикуляционный аппарат,

фонематическое восприятие, речевое дыхание, воспитать желание научится

правильно произносить все звуки.

Ход занятия

. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук ж.

. Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и

вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к

зубам не прижимается.

. Даем образец произношения.

. Дети произнесите этот звук (хором) затем по одному. Обращаем

внимание на дрожание горлышка.

. Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу, кто там

ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на

полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?

А сейчас поиграем в игру “Телефон”. Говорим первому сидящему ребенку слова

тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок передает слова

соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.

Чтение рассказа “Кошка и еж”. Вопросы по содержанию:

. Кого принесли дети из лесу?

. Кто увидел ежа?

. Что сделала кошка?

. Как защищался еж?

Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)

Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)

Проговаривание чистоговорок:

Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,

Жа-жа-жа- я нашел ежа,

Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

Скороговорка.

Уежа ежата, у ужа ужата.

Итог занятия: Дети были на занятиях организованны, отвечали правильно на

вопросы. В игре телефон исказили несколько слов, Данил П. и Софья С.

быстрее всех ответили на загадки. Чистоговорки повторяли все хором.

Скороговорку предложили повторить Алисе Л., с начало очень медленно, затем

быстрее Алиса повторила правильно. Дети с заданием справились.

Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве

ласки и шутки:

Маленький, да удаленький. Мал, да удал

Выросла, как тополька.

Ты моя баловушка.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса – всему городу краса.

Растут детки, как грибки – дождевички.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Сядем рядком да потолкуем латком.

Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

В качестве поучения и наставления:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

Поспешишь – людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь- ногу зашибешь.

Умел потерять, умей и найти.

Умей шутить, умей и перестать.

Умей сказать, умей и смолчать.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

Много шуму - мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш пострел везде поспел.

Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и

сну.

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Остатки сладки.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка – подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Мило не мыло, а беленькое личико.

Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого

дыхания. Для этого мы использовали следующие игры и упражнения. Следили

чтобы дети не напрягались и не уставали.

1. Сильно подуть на воду для образования брызг

2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

3. Игра “Пузырь”

4. “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.