на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения


общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период

“фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С

начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале

дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет

внутрь группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие –

звонким, твердые – мягким и т.д.

Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.

1.2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения

правильным произношением

Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок

овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на

основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий

еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.

Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством

общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой

– первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе

ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не

воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В

10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает

характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К

концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни

начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая

дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные -

шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение

социально закрепленных согласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде

является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые

фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп

согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков,

составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде

не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое

значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения

звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в

произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками

которые есть в распоряжении ребенка.

Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном

родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования,

реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных

движений вызывает к жизни ряд родственных звуков.

Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других

словах по-прежнему – субститут (заместитель).

Согласные подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через

переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.

Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают

пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки,

которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш)

(раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев

объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что

вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным

раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с

заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест.

Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в

преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой

звуков языка, с некоторыми исключениями.

Труднее ему даются шипящие (ш,ж) сорные (р,л) и свистящие (с,з) звуки.

В основном к трем годам дети овладевают звукопроизношением. Однако

речь несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая

смягченность (“зюк”-жук, “сюба”-шуба, “неть”-нет и т.д.)

Замена заднеязычных звуков к,г переднеязычными – т,д (“тутолка”-

куколка, “дуси”-гуси), иногда замена звонких глухими.

Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящии

звуки, чаще заменяя их свистящими (“сапка”, “коска”, “зук”). Отмечаеться

не умение произносить звук (р) (попуск или замена его), искажения звука

(л).

Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности.

Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед);

перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы,

“корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”-

собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна;

добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение

последующего звука (антиципация).

В среднем дошкольном возрасте, к 4-1/2 годам, почти исчезает

смягченность речи, наблюдается лишь у немногих детей.

Шипящие звуки сначала дети произносят не чисто, но постепенно ими

овладевают. В этом возрасте характерна не устойчивость произношения. Дети

произносят звуки то правильно, то неправильно. Дети переходят к правильному

произношению звуков ш, ж, р. Ребенок начинает пользоваться этими звуками в

нужных и ненужных случаях:

“горубой” (голубой)

“шад” (сад)

“рампа” (лампа)

Если вместо р ребенок произносил л, то теперь он делает обратную

замену. Большинство детей произносят звук “р”, но владеть им прочно многие

еще не умеют.

Пропуск звука р отмечается редко, часто он заменяется звуками л, ль,

й.

Словопроизношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, меньше

встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезает

сокращение слов. Большинство детей старшего возраста, от 6 до 7 лет,

говорят правильно, но у достаточного количества речь еще не чистая.

Часто дети искажают шипящие звуки и р, заменяют один звук другим

легкая картавость, шепелявость приобретает характер речевой привычки. У

многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений,

проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в словопроизношении

“яблуко” “мине”.

Формирование речи в лексико-грамматическом плане к шести годам

считается законченным.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из

очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением

звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не

изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками

произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный,

многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие

зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда

головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут

определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой

аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого

окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем

правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как

основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец

взрослых.

Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального

строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений

звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть

обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его

периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия,

обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими,

а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и

врача. Это бывает например, при недостатки или не правильном расположении

зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга,

вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический

недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.

Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с

функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии

каких либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.

Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне

сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у

взрослого, гортань почти в двое короче, язык менее гибкий и подвижный и

занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности

речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь

более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в

младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных

зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят,

но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно

объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.

Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической

стороны речи дошкольников, является еще недостаточно совершенное

функционирование центральных аппаратов слуха и речи дошкольников, является

еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха

и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что

дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а

движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и

согласованными, что и имеет своим следствием так называемая физиологическое

косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста.

Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет

естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение

которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое

косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность,

но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому

усовершенствованию произношения.

В 41/2 – 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых

движений, он начи нает правильно произносить все звуки родной речи. Однако

артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется

неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного

возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются

основные речевые движения – ребенок приобретает стойкую привычку говорить

ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).

Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен

четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее

состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с

ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Рассеянные,

невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в

органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс

формирования звукопроизношения.

1.3. Система работы по формированию правильного звукопроизвзношения

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам

звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого

дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к

овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата,

его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение

звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от

деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и

точности.

II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и

кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для

фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что

часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание

ребенка на звуке.

Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют

объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения,

сопровождаемого упражнением детей.

III – Закрепление и автоматизация звуков.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть

введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –

речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в

слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или

произноситься правильно (О.В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых

неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для

нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности,

что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала

(переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в

звукосочетания, слово, фразу).

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая

тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил

его не менее 10-20 фраз.

Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных

анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции),

тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического

(ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)

IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.

В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над

дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука

могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же

употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не

отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При

дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных

укладов и установление их различия.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются

фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2

раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут.

Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой

культуры речи.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые

осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна

речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней

гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом

подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки –

чистоговорки, загадки и д.р.)

Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом,

дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с

трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и

повторение скороговорок, стихотворений).

Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы,

непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим

приемом является образец правильного произношения, выполнения задания,

который дает педагог.

Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного

аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и

словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с

подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога,

искажаемой детьми части слова).

Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые

обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество

ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание

педагога.

Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и

воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком

речи- образца).

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и

исправление.

Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря

сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или

звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного

материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ

артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Структура процесса изучения одного звука.

1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных

звуков), многократное произнесение звука педагогом (в

обратной форме).

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным

упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и

выразительности речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с

воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа

речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи

(шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические

и подвижные игры, чтение стихотворений).

1.4. Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики

Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является

народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело

большое значение.

В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать

народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского,

Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль

народной педагогики в развитии человеческой культуры.

В последнее время народная педагогика является предметом подлинного

научного исследования.

В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все

больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора:

Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного

народного творчества.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания

все компоненты народной культуры.

Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в

нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о

молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту

колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками

раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,

скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,

вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное

восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и

что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую

область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный

педагог К. Д.Ушинский .

В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для

детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” –

был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки.

Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В.

Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.

В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена

комиссия по детскому фольклору, быту и языку.

В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам

термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.

В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных

аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка;

фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией;

произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский

репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и

усвоенные традицией.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно

основаны на учете физических и психических особенностей детей разных

возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил

тенденции нашего времени.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него

характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к

игре.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей

(материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для

игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к

бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.