на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коллективная форма организации начального обучения русскому языку


учителей-новаторов, работающих в системе развивающего обучения и

применяющих на практике коллективную форму организации учебно-

воспитательного процесса.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные

диктанты учащихся (о них говорилось в Главе I).

Учитель средней школы №12 г.Стерлитамака Н.И. Заплатина начинает

приобщать детей к коллективной деятельности с первого класса. Ниже

рассмотрен фрагмент урока русского языка по В.В. Репкину.

Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки слабых

позиций гласных».

На доске записаны следующие слова:

КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО,

ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.

Учитель. Посоветуйтесь в парах и решите в каких словах можно проверить

букву, стоящую в слабой позиции. Но будьте осторожны, так как есть слова-

«ловушки», которые мы еще не можем проверить.

Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».

Учитель. Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать

ваши мнения.

Затем в парах решают кто будет выступать и один из учеников от каждой

пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего, договорились

ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это не

случайно, так как через эти постоянные вопросы учителя вырабатывается

умение договориться между собой).

Далее заслушиваются ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии

с мнением отвечающих показываются пальчиком «минус».

На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени

своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но как

уже говорилось деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая

умения и навыки работать в паре.

Широкие возможности коллективная работа находится на начальной ступени

своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но, как

уже говорилось выше, к коллективной деятельности учащихся надо приучать

постепенно, вырабатывая умение и навыки работать в паре.

Широкие возможности организации групповой работы при самостоятельном

изучении нового материала заложены в использовании на уроке тетрадей с

печатной основой. Опыт такой работы в школах Эстонии обобщен Х.И. Лийметсом

и др.

Учителя г.Москвы Л.В. Кудрявцева и С.В. Тархова предлагают при изучении

нового материала организовать работу в парах постоянного состава по

карточкам. Ниже приведены примерное содержание карточек по теме

«Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

единственного числа» в 3 классе.

|Тема |Карточка 1 |

|дубок (какой ?) |молодой |

|дубок (какой ?) |красивый |

|дубок (какой ?) |высокий |

|Сделай вывод, проверь себя по правилу, |

|помещенному в учебнике. |

|Вставь пропущенные окончания, поставь |

|ударение, выдели окончания. |

|соседск… дом |делов… разговор |

|дружн… класс |чудесн… земля |

|Тема |Карточка 2 |

|ветер (какой ?) |холодный |

|ветер (какой ?) |весенний |

|ветер (какой ?) |степной |

|Сделай вывод, проверь себя по правилу, |

|помещенному в учебнике. |

|Вставь пропущенные окончания, поставь |

|ударение, выдели окончания. |

|городск… парк |пушист… елка |

|пионерск… галстук |красив… значок |

Дети работают по знакомому им алгоритму:

. прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

. ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

. прочитай нижнюю часть карточки;

. выполни это задание в тетради;

. проверь себя;

. расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

. обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга

выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и

объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким

карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся, которые закончили

работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают

проверить остальных: услышать вывод, проверить записки в тетрадях.

Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные

варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к

доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке

(в тетради) и за устные ответы.

На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени

прилагательном» использовались следующие карточки.

|Тема |Контрольная карточка №1 |

|Что называется именем прилагательным? |

|С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? |

|Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?|

| |

|Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |

|Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: |

|По ясн… небу неслись высок… и редк… облака. |

|Тема |Контрольная карточка №2 |

|Как изменяется имя прилагательное? |

|Как определить род, число, падеж имени прилагательного? |

|В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? |

|Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |

|Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: |

|Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз. |

Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы

повторения об имени прилагательном.

Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе?

Опыт этих учителей показал, что систематической работе в парах постоянного

состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как

каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил

именно данные окончания. Кроме того можно пользоваться учебником как

справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.

Учитель С.Г. Косицина, работающая по системе Л.В. Занкова, применяет

коллективную и групповую форму при закреплении того или иного материала. В

качестве примера можно рассмотреть фрагмент урока грамматики в 1 классе по

теме «Части речи».

В качестве закрепления учащиеся еще раз объединяют слова в 3 группы:

имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют правила.

Учитель. Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет

называть слова?

Дети. Части речи.

Учитель. Давайте хором скажет названия частей речи: имя

существительное, имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду

говорить слова, а вы должны выбрать из них имена существительные и имена

прилагательные, а затем записать в тетради. Первый вариант будет записывать

имена прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак,

будьте внимательны, помните о словах-«ловушках». Книга. Красный. Картина.

Идет. Пушистый. Птица. Стол. Летит. Холодный. Стакан. Яркий… Закончили?

Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?

Дети. Глаголы.

Учитель. А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и

проверьте работу своих товарищей.

После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои

ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания всем

классом на доске.

Данным фрагментом учитель хотела показать ненавязчивое приобщение детей

к коллективной форме обучения.

В.К. Дьяченко были разработаны и апробированы два варианта новейшей

педтехнологии по организации коллективной формы обучения. Приводим их

алгоритмы.

Красноярский вариант

(12 звеньев-этапов)

1. Обучающий, используя опорный конспект и учебник, излагает обучаемому

одну или несколько новых тем. Обычно изложение нового материала

двукратное. Второй раз сокращенное – выделяется только главное. Для

правильности изложения обучающий пользуется учебником.

2. Обцчаемый перерисовывает опорный конспект (ОК) себе в тетрадь и

уточняет, если есть необходимость, значение каждого опорного

сигнала. Перерисовывание можно заменить, как у Шаталова,

раскрашиванием.

3. Обучаемый читает тексты по учебнику, ищет ответы на вопросы, которые

даны в программе-вопроснике. В программе-вопроснике к каждой теме

поставлены вопросы которые в целом охватывают всю теорию изучаемого

учебного предмета, а также указаны все необходимые упражнения по

каждой теме.

4. Обучающий ставит вопрос по всем изученным темам, представленным в

опорном конспекте. В программе-вопроснике указаны страницы учебника,

где можно найти ответ на поставленный вопрос. Поэтому такой

вопросник мы называем путеводителем.

5. Выполнение упражнений, указанных в вопроснике.

6. Обучающий проверяет выполненные обучаемым упражнения. Некоторые

учителя готовят «решебники», по которым ученики сверяют свои

решения.

7. Контрольные работы или зачеты (иногда то и другое).

8. Ученики, значительно опережающие программу (на полгода или год),

могут выполнять внепрограммные задания, олимпиадные, выходить за

пределы существующих стандартов и программ.

9. Повторение и проверка за год.

10. Выполнившие годовые контрольные работы на «4» и «5» приступают к

непосредственной подготовке к экзамену.

11. Экзамен принимает комиссия, а не учитель, который работает в этом

классе.

12. Послеэкзаменационная работа: каждый сдавший экзамен на «4» и «5»

готовят одного-двух очередников к экзаменам. Те, кто получил «4»,

восполняют пробелы. Учитель имеет право, если они заслужили,

повысить им переводную оценку на один балл. Те, кто получил «5»,

могут сразу же приступить к изучению данного учебного предмета по

программе следующего класса и одновременно выполнять свое главное

дело: готовить одного-двух очередников к экзаменам.

Красноярский вариант был апробирован В.К. Дьяченко в 3 классе школы №21

г.Красноярска. его опыт был подхвачен многими учителями этой же школы.

Затем педтехнология стала распространяться в школах Новокузнецка, Якутска,

Новосибирска, Ростова, Екатеринбурга, в школах Казахстана и Украины.

В экспериментальной школе №6 г.Лангепаса Тюменской области В.К.

Дьяченко были внесены существенные изменения и таким образом уже в 1994-95

учебном году появился новый вариант.

Лангепасский вариант

новейшей педтехнологии.

Весь вариант разделили на три части::

1)первоначальное знакомство с новым материалом; 2)повторение,

закрепление, контроль (основной этап); 3)экзаменационный.

1-й этап. Первоначальное ознакомление с новым материалом.

1. обучаемый под контролем обучающего читает новый текст по учебнику.

Обучающий по ходу чтения ставит вопросы.

2. Обучаемый перечитывает текст (про себя) и отвечает на вопросы к

тексту, которые даны в учебнике.

3. Обучаемый выписывает себе в тетрадь образцы выполнения упражнений,

определения, формулировки правил, отдельные схемы, чертежи (по

указанию обучающего)

4. Обучающий (впереди идущий) ставит вопросы обучаемому, проверяет его

записи и знание теории.

5. Обучаемый выполняет простейшие задания, иллюстрирующие применение

теории. Обучаемые выписывают в тетрадь образцы выполнения

упражнений.

6. Обучающий проверяет выполнение упражнения и по ходу проверки ставит

вопросы.

7. Обучаемый по проработанной теме становится обучающим того, кто идет

вслед за ним, и может приступить к изучению новой темы под контролем

обучающего.

Первый этап проводится быстро и без контрольных работ. Упражнений

дается мало и только простейшие.

2-й этап. Повторение, контроль, допуск к непосредственной подготовке к

экзамену.

1. Повторение всех тем годичного курса (или большого раздела) и ответы

на вопросы по программе-вопроснику сначала себе, затем

впередиидущему. Ученики добиваются целостного изложения каждой темы.

2. Выполнение более сложных упражнений.

3. Система контрольных работ и для допускающих ошибки дополнительные

задания и повторные контрольные работы.

4. Годовая контрольная работа или зачет (или то и другое). Допуск к

непосредственной подготовке к экзамену.

5. Ученики, значительно опережающие программу, получают задания

факультативного содержания, изучают дополнительную литературу и т.д.

3-й этап. Работа учащихся до и после экзамена.

1. Непосредственная подготовка к экзамену (использование опорных

конспектов), проверка и помощь тех, кто сдал экзамен.

2. Экзамен.

3. Сдавшие экзамен готовят одного-двух очередников, дифференцированный

подход к сдавшим экзамен, выполнение функций ассистента учителя.

Красноярский и Лангепасский варианты представляют собой новейшую

педтехнологию, при которой каждый ученик продвигается вперед в соответствии

со своими способностями. При этом часть учеников могут качественно овладеть

программным материалом в полтора-два раза быстрее, чем это принято в

условиях традиционного обучения. Цель всех нововведений: обеспечить каждому

ученику обучение по способностям и здоровый образ жизни. Всячески

стимулируется коллективное методическое творчество учителей, ориентируемое

на переход от традиционного группового способа обучения к коллективному.

Опыт многих учителей показал целесообразность применения вопросников со

2-го класса. Если ученики в 1-2 классах изучали русский язык в парах

постоянного и переменного состава, используя карточки, а в отдельных

случаях и вопросники, то в 3 классе работу с вопросниками можно проводить

систематически, начиная с первых дней занятий в сентябре, используя для

этого вопросники, по которым дети работали во 2-ом классе. Далее

представлен вопросник, соответствующий расположению материала в учебнике

русского языка для 3-го класса.

Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»

1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает

подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.6). что обозначает

сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены

предложения? (с.6)

2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие

слова называются однокоренными? (с.10)

3. Какая часть слова называется окончанием? (с.10)

4. Что такое приставка? Для чего она служит? (с.11)

5. Что такое суффикс? Для чего он служит? (с.12)

6. Как проверять безударные гласные? (с.13)

7. Как проверять парные звонкие и глухие? (с.18)

8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и

согласные в предлогах и приставках? (с.21)

9. Когда пишется разделительный твердый знак? (с22)

В скобках указаны страницы, где где ученик может найти полный ответ на

каждый поставленный вопрос. Но учитель может поставить также и номера

упражнений, которые должны быть выполнены, чтобы повторение было более

основательным.

Методика работы с вопросниками может вестись по разному. Можно опросный

лист вывесить на доске и предложить по каждому вопросу всем ученикам

подготовиться, а затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие.

Каждый ответ ученики иллюстрируют своими примерами. Так как уроки

сдвоенные, то ученики успевают выполнить значительную часть упражнений.

Когда все вопросы рассмотрены и выполнены необходимые упражнения, учитель

перед классом показывает, как нужно отвечать, чтобы получить за знание

теории высший балл.

Дома ученики самостоятельно повторяют какую-то часть материала согласно

указаниям учителя, выполняют упражнения. В классе, работая в парах, ученики

проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый

вопрос, и приводят свои примеры. Те, кто подготовилсяпо всем вопросам,

давая правильные формулировки и объяснения, умело их конкретизируя,

отвечают учителю. Получившие «5» становятся проверяющими. Они ставят оценки

в ведомости, которая вывешивается на видном месте. При такой работе почти

все ученики получат «5» и «4», «2» и «3» в ведомости и в журнале не

ставятся, так как изучение данной темы продолжается. Окончательную оценку

за всю тему (по всему вопроснику) ставит учитель.

В классе может идти изучение учебного предмета по одному и тому же

вопроснику (например, все ученики работают по теме «Имя существительное»

или «Глагол»). Если же класс более подготовлен, то все ученики могут

одновременно работать по нескольким вопросникам. Сколько времени следует

отводить на работу по каждому вопроснику – дело индивидуальное и

определяется учителем или его помощниками.

Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один

ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является

учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно.

Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после

этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла

необходимость, примеры, подтверждающие правило.

Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному

вопроснику. Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не

нуждается в специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те

пункты (вопросы), по которым нужно еще поработать.

Как правило, проверяющие (помощники учителя) предъявляют очень жесткие

требования и оценивают довольно часто и строже педагога. Работа по

вопросникам может идти одновременно с работой по карточкам.

Описанные выше методики коллективных учебных занятий достаточно

убедительно показывают существенное различие между групповой и

коллективной формой организации процесса обучения. При коллективных учебных

занятиях учащиеся работают в парах сменного состава, и притом у всех или

почти у всех темы разные, а сотрудничество и взаимопомощь являются

всеобщими и постоянными.

2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы

Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях

обучения и воспитания.

Эксперимент проходил в течение второго полугодия 1996-1997 учебного

года и первого полугодия 1997-1998 учебного года, охватив 1 и 2 классы

В качестве экспериментальной базы выступила средняя школа №32

Экспериментальным объектом был выбран 2 «Б» класс.

Этот класс в качестве экспериментального был выбран по следующим

причинам:

а) в выбранном для эксперимента классе мною проходились две

педагогические практики;

б) в классе работает опытный и образованный учитель – Белокурова Любовь

Владимировна, которая поддерживает новые начинания и поиски;

в) учитель Белокурова Л.В. работает по программе развивающего обучения

(математика – Н.Б. Истомина, русский язык и чтение – В.В. Давыдов, Д.Б.

Эльконин, В.В. Репкин) и практикует коллективную форму организации учебно-

воспитательного процесса.

В классе обучаются 28 учеников, класс разделен на 7 групп по 4

человека.

В качестве контрольного класса был выбран 2 «Д» класс, учитель

Козлицкая Мария Ивановна. Она опытный учитель, работает по программе

развивающего обучения, но коллективную форму деятельности учащихся

практикует редко.

Учитель школы №32 Белокурова Л.В. на уроках русского языка использует

парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над

развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика

направлялась и корректировалась учителем), но затем учитель стал

использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой

усложнялась.

В обоих классах было предложено следующее задание:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1) желток, железо, желтый;

2) носильщик, нос, носатый;

3) часовщик, часть, час;

4) печурка, печать, печь;

5) циркуль, циркач, цирк.

В экспериментальном классе была организована групповая работа.

Дополнение к заданию: «Подумай сам. Посоветуйся с группой.»

В работе участвовало 7 групп. Пять групп справились с заданием

полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое

мнение. Таким образом в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель

организовал фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что

две группы все-таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания

выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все

вместе в группе выбирали наиболее удачный.

В контрольном классе была организована общеклассная работа. Больше

половины класса не участвовали в обсуждении задания. В центре внимания

всегда был учитель, он сам подсказал более удобный способ.

При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно

формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Непосредственно перед экспериментом в обоих классах был проведен

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.