на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся


процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы

упражнения.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с

целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако

убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают

воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный

пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с

ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и

радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,

вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных

действий, практических дел с целью формирования и развития личности.

Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному

поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды

и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как

поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных

поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её

направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,

естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в

воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными

методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы

нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение

(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение

(волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая

сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе

нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.

Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что

школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что

существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания.

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя.

В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся

является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает

вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по

нравственному воспитанию учащихся.

И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного

руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно

многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и

средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и

практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит

свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но

поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу

нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической

деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на

моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя

состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является

формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в

духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению

учащихся.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в

процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и

различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению

морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в

системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как

основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении

характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и

требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и

педагогических функций.

Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному

формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной

работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны

иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному

развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в

классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его

нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех

содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению

моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения

и обогащению нравственного опыта.

2. Существенным компонентом нравственного воспитания является

формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта

задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с

тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во

внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование

внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием

учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и

целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его

нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику

проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и

чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у

своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства

слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого

школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-

массовую деятельность

4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение

всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию

школьников.

5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении

эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и

комплексное осуществление политического, нравственного и трудового

воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной

позиции. (19, с.5-18).

Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире

раскрыл М.И. Рожков:

. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и

формирование нравственных чувств;

. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,

социальной и психологической целесообразности моральных норм;

формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и

привычек нравственного поведения;

. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного

поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

Следующие функции должен выполнять классный руководитель по

организации процесса нравственного воспитания и повышения его

педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является

систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их

характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется

многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на

учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных

учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому

важной функцией классного руководителя является обеспечение единых

требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование

мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих

обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в

работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер

стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев

необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как

лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по

отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически

эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с

организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных

отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют

место в школе. (19, с.20-22).

Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и

функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся

требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.

«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего

работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного

руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя

организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую

деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них

устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против

различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный

руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

2.1. Основные формы метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного

процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают

общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся

того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения

школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации

воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов

заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении

классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным

руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К

нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял

след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня

их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического

коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и

бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,

непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о

сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве

человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах

проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и

др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и

проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех

учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем

можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует

использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-

79).

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое

место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными

представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и

действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед

вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению

других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий

нравственный и культурный уровень классного руководителя, их

эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на

откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,

связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует

проводить сразу после совершения поступка.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает

разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения

школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине

меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем

и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим

недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются

коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев

более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом

важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-

149).

Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она

помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них

художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко

в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер

и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма

убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать

самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные

принципы.

Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают

учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к

художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К

подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и

рисования.

Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в

музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-

94).

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению

школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,

уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель

сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные

представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели

лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой

повседневного поведения детей. (5, с.149).

2.2. Метод коррекции поведения.

Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок

внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция

может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми

нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В

качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его

воздействие основывается на известной закономерности: явления,

воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании,

потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором

нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый

путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).

По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение

учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера

основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных

знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и

действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут

себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и

косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к

совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное

использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей

влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они

затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители

широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении

людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать

правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к

месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника

от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (15,

с.543).

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние

оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей,

товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления

о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно

наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как

обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на

то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко

ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и

другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это,

прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей.

Один из методов использования положительных примеров – это заимствование.

Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств

личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют

даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других

людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому

подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном

поведении. (4, с.94-97).

2.3. Упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение

воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и

закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде

всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются

в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта

воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и

специальные упражнения для детей.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной

деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной

деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной

работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к

коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник

занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе

и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство

ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для

которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести,

о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение

различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с

организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что

«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в

человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).

В воспитании большое значение имеет и обдуманная организация

материальной среды. Классный руководитель должен организовать дежурство по

классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше

вести себя, поддерживать порядок.

В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда

проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Классный

руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и как

нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в

определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению

тишины и порядка на уроке.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных

поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь

отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения

ряда требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости

проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно

полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.