на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Министерство образования Российской Федерации

Соликамский Государственный Педагогический Институт

Кафедра теории и истории педагогики

Лискина Екатерина Васильевна

студентка 140 группы естественно-математического факультета

«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».

Курсовая работа

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры теории и истории

педагогики Добренко

Анастасия Юрьевна.

Соликамск

2002

Содержание:

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7

1. Проблема ценностей в российском обществе. 7

2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания. 18

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя. 18

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23

Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35

1. Этические и психологические основы общения. 35

2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38

Заключение. 43

Список литературы: 45

Введение.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,

воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина

этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания

относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,

но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше

общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное

воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих

определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести

постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также

готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия

на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда

вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных

ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и

экономической неустроенности. (12, с.6-7).

Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно

необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему

нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не

большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не

согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше

должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов

считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,

оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,

законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве

владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью

всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках

другого характера (например, телесного или этического) большего вреда

обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном

воспитании отводят классному руководителю.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по

нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами

проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,

Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в

которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного

воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,

форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия

писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку

проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,

И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической

основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для

осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В

педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации

нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне

по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная

разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его

содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным

образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и

формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания

нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах

говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии

процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.

Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно

четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как

целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности

школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого

из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).

Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и

теоретические вопросы нравственного воспитания.

Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего

исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития

учащихся».

Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования – формы и методы организации нравственного

воспитания школьников 5-6 классов.

Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности

школьников.

Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет

эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,

если:

. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,

систематичность и другие.

. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы

упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической

теории.

2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного

воспитания.

3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,

игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов

организации нравственного воспитания.

4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и

учащихся в процессе нравственного воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были

использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния

исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и

эмпирические (обобщение опыта).

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.

1. Проблема ценностей в российском обществе.

Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать

ценности общества в современном мире.

Положение ценностей в России в начале XXI века:

Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп

ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и

образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,

политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества

в этом аспекте.

Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако

если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к

этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не

соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,

ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост

смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не

соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с

семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью

человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.

К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит

поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как

и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

Фактически все более распространяется и проституция.

Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается

реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,

получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его

мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на

продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.

Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы

обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и

входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.

Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к

категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или

даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).

Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического

процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной

работы школы.

По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и

учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,

надёжность, образование.

Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:

карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к

самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность

малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической

направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,

вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались

христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские

ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,

с.30-31).

В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс

нравственного воспитания.

2. Сущность и природа нравственного воспитания.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).

Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых

нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального

сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

нравственного поведения.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в

воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в

усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к

нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда

они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные

убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного

поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном

отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,

воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель

соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

(14, с.153-159).

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,

организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с

учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей

используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

(2, с.386).

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии

и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе

современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают

воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую

роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,

направленные на выработку определенного рода отношений.

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей

между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной

мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,

подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом

обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых

является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и

деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые

нормы и различные постановления государственных органов, производственно-

административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и

инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей

различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с

одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные

нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность

несет юридическую или административную ответственность. Иное дело

нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,

такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение

зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,

общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия

на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,

наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки

приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение

моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на

сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и

необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка

личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и

правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с

моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что

одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль

здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой

общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,

привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно

заметили, что нравственность личности не может основываться только на её

моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда

соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных

способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных

требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку

она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,

вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное

воспитание, повышение его содержательности и педагогической

действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних

времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее

влияние на формирование положительных качеств, но и является главной

задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,

с.340-342).

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать

деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации

нравственного воспитания (формы и методы).

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи

разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма

воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ

организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного

процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между

воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества

воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики

(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее

распространенная классификация. (13, с. 157).

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности

в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,

лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,

экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы

(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с

143).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства

воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания

возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм

воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна

его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с

глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на

воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного

воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного

сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек

поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,

организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –

организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.