на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет


одни виды игрушек, по мнению Е. А. Флекиной, имеют большие возможности для

развития физического или нравственного, умственного или эстетического,

другие важны для развития трудового.

Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают

знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической

деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать

технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на

три вида: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или

законы физики, химии и др. наук; конструкторы, строительные наборы,

полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Игрушки первой группы предназначены для сюжетно-ролевых игр детей.

Ребенок закрепляет представления о назначении машины, учится управлять ею,

запоминает отличительные признаки внешнего вида.

В игрушках второй группы не столько важен внешний вид, сколько механизм

действия и результат – продукция, получаемая ребенком.

Игрушки третьей группы должны способствовать развитию конструктивного

мышления, самостоятельности и изобретательства.

Технические игрушки, как и все другие, должны быть интересны,

занимательны, педагогически целесообразны, высокохудожественны. Кроме того,

по выражению Е. А. Тининой они должны быть «технически грамотны».

Технически безграмотной Е. А. Тинина называет ветряк, который не вертится

от ветра, а приводится в движение ручкой. Если игрушка имеет механизм, он

должен быть целесообразен, понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана,

и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки.

Механизм должен хорошо действовать и быть прочным. Е. А. Тинина

рекомендовала применять в игрушке резиновый мотор как простого двигателя,

часовой механизм – более сложного.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической

грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает

телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание

услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги

видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию

детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи

и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает

недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить

после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного

возраста не должен быть одинаковым.

Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт

ребенка, ставить перед ним задачу.

Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться

внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: «Каждая игрушка без

исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью,

декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что

каждая из них – произведение искусства, воспитывающее в ребенке

художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном

счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрение».

В чем же искусство технической игрушки? Чем она отличается от модели,

сувенира? Между ними действительно много общего: в синтетичности

художественных образов, приемах, средствах.

В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми

его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа,

отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально

решенную схему – она приспособлена к действию с ней.

Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для

сюжетной игры, должна быть обрезной. Ее художественный образ должен давать

лишь обобщенное представление о предмете.

Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином

стиле с другими игрушками. Особенности игрового действия влияют на

конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров -

кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую

для этих целей делают съемной.

Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного

возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в

соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает

управлять движением, действовать с игрушкой.

Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением,

заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями.

Они распределены по возрасту.

Ну а как относятся малыши к игрушкам, отображающим наш быт (утюги,

посуда, мебель и пр.)? Эти игрушки по предпочтению вышли на третье место.

Например, ребенка очень увлекает игрушечный столик, сервированный кухонный,

столовой и чайной посудой. Значит, наборы этих предметов будут прекрасным

подарком для девочек 2,5 – 3 лет. В игре с бытовыми игрушками перед ней

открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее

в шкафчик и т.д. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя,

оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность!

Придется воочию убедиться, что дитя – ваше «зеркало».

В строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные игры»

ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая

результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое

удовлетворение.

Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что «…лучшая

игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым

разнообразным образом…». /8., 148 c./

«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с

трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от

ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо

преодолеть трудности.

Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с

кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей 2 – 4-х лет значительно обогатит набор игрового

строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики,

трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые

разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они

позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает

ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные

машины, не говоря уже о «огнестрельных» автоматах.

Первое знакомство со строительным материалом начинается с

рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма.

Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей

служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова

пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного

материала разнообразно.

Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки

лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать

ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.

Раздел III

Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном

учреждении

Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой

игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 – 3 лет

пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с

открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного

«загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так

начинается игра.

Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними,

выстраивая интереснейшие сюжеты.

Мальчики 2,5 – 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же

удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце,

«намыливая» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала

в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и

женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в

таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в

будущем стать хорошим семьянином.

Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л.

утверждает, что уже в 2,5 – 3 года можно заметить разницу в использовании,

казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз

чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 – 3 лет

значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к

кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка,

приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в

связи со строительными ситуациями, транспортными «услугами». Например,

мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик

стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает

в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик

чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка – куклу,

посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет

половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно

посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует

заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с

девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась

кидать кумушки получше иного мальчишки.

Однако по последним результатам исследования, проведенного американским

психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в

значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является

результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем

возрасте.

Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В

раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по «мальчишечьему»

или «девичьему» типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что

игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная

окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми -

родителями в семье, воспитателями в детском саду.

Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую

игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра – ведущий вид

деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир,

обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.

Существует мнение, что технические игрушки интересны лишь мальчишкам.

Наша задача – дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое

здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать

своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина,

швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая

техника интересны и мальчикам.

Говоря о моторных играх, не следует разделять на «девчачьи» и

«мальчишечьи». И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом,

играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в

бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде,

самокате. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают

точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.

Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду

взрослых.

В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с

настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво

стоят и которых можно передвигать с места на место.

Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет

занимать особое место как динамический живой образ человека.

Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми,

отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще,

декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла

выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе

взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет

нужны куклы с образом сверстника – девочки, мальчика. Величина куклы может

быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов.

Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками.

Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися

глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на

третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что

он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу

необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./

Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует

развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре

преобладают бытовые мотивы. И это самое главное – ребенок отражает в игре

действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы,

изображает именно свою маму.

выводы

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что

игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы

установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые

каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять

и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у

ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к

коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения

и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который

может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную

деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность

осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое

внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что

ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим

образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых

красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в

качественном, так и в количественном отношении. До года следует

одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет

ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как

увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и

определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено.

Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5

игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста,

он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и

предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было

установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически

регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих

интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом

и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки,

вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых

внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную

поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и

игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по

отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при

постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и

самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода

проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже

самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых

удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его

личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал

ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития

ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков.

Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному

развитию ребенка.

Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им

ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность.

Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически

здоровым человеком.

Литература

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и

Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-

15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. – 82

–85 с.

4. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.

5. Використання іграшки у вихованні дітей раннього віку / під ред.

Бартнічук Е. П., Мін Освіти УРСР, 1973. – 48 с.

6. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение,

1979. – 27-36 с.

7. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №

2. – 20-24 с.

8. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. –

М.: Просвещение, 1983. – 146 – 157 с.

9. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей

детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 50-69 с.

10. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.:

Просвещение, 1987. – 6-13 с.

11. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.:

Просвещение, 1980. – 64 с.

12. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.:

Просвещение, 1969. – 7-34 с.

13. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №

5. – 18-23 с.

14. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. –

15-18 с.

15. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя

детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 18-25-

с.

16. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание,

1969, № 3. – 15-24.

17. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка //

Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.

18. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких //

Дошкольное воспитание, 1978, № 6. – 90-99 с.

19. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание,

1997, № 12. – 86-89 с.

20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная

психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных

заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81-85 с.

21. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.

-----------------------

[1] См.: Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.

[2] См. Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995,

№ 3.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.